Что такое Investor Relations (IR) и как это влияет на фандрайзинг?

<b>Эффективная структура фандрайзинга</b>
Эффективная структура фандрайзинга

Ключевые задачи основателя бизнеса: найти идею, найти людей и найти деньги.

Задача привлечения финансирования актуальна для компаний разных размеров, в любом виде деятельности. Чтобы фандрайзинг проходил быстро и по хорошей оценке - необходимо к нему готовиться заранее. Здесь-то мы и приходим к важности деятельности Investor Relations и это актуально не только для корпораций и публичных компаний.

В этой статье постарался осветить основные элементы IR и что нужно делать, чтобы фандрайзинг проходил быстро и по высокой оценке.

Investor Relations - это:

  • стратегическая функция по построению взаимоотношений с инвестиционным и финансовым сообществами, с целью привлечения необходимого финансирования (инвестиции, долговые инструменты, кредиты) на лучших для компании условиях.
  • формирование инвестиционно привлекательного имиджа и повышения доверия среди инвесторов (фонды, инвестиционные банки, частные инвесторы, корпорации), в отраслевом сообществе и у влиятельных игроков рынка (банки, аналитические агентства, СМИ)

Национальный институт по связям с инвесторами США (NIRI) дал следующее определение "investor relations - это стратегическая функция руководства компании, сочетающая финансовую, коммуникационную, маркетинговую составляющую, цель которой - обеспечение инвестиционного сообщества точным отображением текущего состояния дел и перспектив развития компании".

Ключевая задача IR

Создание доверия в инвестиционном сообществе и трансформация его в деньги.

Так выстраивать взаимотношения, чтобы инвесторы хотели инвестировать сейчас и в будущем.

В иностранных компаниях IR-директор считается одной из ключевых позиций, т.к. во многом от эффективности его работы зависит успех привлечения необходимых для развития финансовых средств, а также возможность наладить стратегические партнерства. Но в России эта должность незаслужено недооценена, т.к. к фандрайзингу относятся как к побочной и стихийной функции, а не к системной маркетинговой работе, направленной на формирование доверия у целевой аудитории.

Задачи IR специалиста

Конкретные обязанности IR-специалиста зависят от того, какое направление работы ему поручают и насколько большой опыт в деловых связях у него имеется. Из основных можно выделить:

  • Поддержание контактов в инвестиционной среде
  • Оценка текущей рыночной конъюнктуры, аналитическая работа;
  • Анализ работы конкурентов, их текущих проектов;
  • Поиск инсайдерской информации, её анализ;
  • Составление баз потенциальных и реальных инвесторов;
  • Участие в различных бизнес-мероприятиях (деловые встречи, инвестиционные конференции, отраслевые выставки, форумы предпринимателей и т.д.) и установление деловых контактов;
  • Проработка различных программ инвестиционного продвижения, которые могут заинтересовать представителей бизнеса.

Кому и для чего необходимы Investor Relations

  • Инициаторы нового бизнеса, которые привлекают инвестиции. Особенно на ранних стадиях: pre-seed, seed, Round A
  • Публичные компании, увеличение капитала которых напрямую зависит от связей с общественностью.
  • Новые эмитенты, чтобы успешно разместить ценные бумаги.
  • Покупатели и продавцы бизнеса, чтобы получить более выгодные условия сделки (M&A)
  • Компании, которые привлекают финансовые потоки через публичное или частное размещение акций, чтобы увеличить приток капитала.
  • Заемщики кредитных ресурсов, чтобы снизить стоимость займа.
  • Банки, страховые компании и другие розничные продавцы инвестиций, чтобы иметь преимущества перед конкурентами
  • Строители, чтобы привлечь инвесторов

Долгосрочный эффект IR для основателя

Инвестируя сегодня в IR - вы инвестируете в свое будущее как предпринимателя, которому можно доверять. Реализовав один проект с освещением в инвестиционном сообществе - вы получаете долгосрочную репутацию и доверие.

IR стратегия

IR - это долгосрочная стратегия, которая включает финансовые, коммуникационные и маркетинговые элементы. Дает инвесторам возможность получить точное представление о текущем финансовом состоянии компании и ее перспективах.

5 этапов реализации IR стратегии:

  • Создание имиджа компании. Подкрепление информацией с позиционированием как "очевидная инвестиционная возможность"
  • Исследование рынка и Investor Targeting. Идентификация целевых инвесторов
  • Определение самых эффективных каналов коммуникаций с целевыми инвесторами и финансовыми СМИ
  • Поэтапный план реализации программы
  • Оценка результатов и корректировка стратегии

IR функция находится на стыке PR, GR, маркетинга, финансов и юридической областей.

Направления деятельности IR:

  • Коммуникация с инвесторами и раскрытие информации
  • Привлечение финансирования
  • Оценка и оптимизация стоимости компании
  • Повестка ESG (устойчивое развитие)
  • Участие в стратегическом планировании (маркетинг, PR, бизнес-модель)
  • Участие в имиджевых мероприятиях и взаимодействие со СМИ

Инструментарий

Публичное представление и коммуникации:

  • Подготовка и проведение годовых собрании акционеров.
  • Подготовка заявлении и пресс-релизов, справочных материалов о компании.
  • Раскрытие информации на интернет-саите.
  • Презентация финансовых результатов на интернет-саите.
  • Взаимодеиствие с деловыми / финансово-экономическими СМИ.
  • Взаимодеиствие с реитинговыми агентствами.
  • Подготовка презентационных материалов, специальная аналитика по теме, общение с аналитиками, со специализированными СМИ.
  • Поддержание деловых контактов с аналитиками инвестиционных банков и других финансовых учреждении

Раскрытие информации:

  • Финансовая отчетность и раскрытие информации
  • Ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты о результатах
  • Проведение ежегодного аудита
  • Подготовка материалов о деятельности компании, аналитическои и статистическои информации.
  • Встречи с топ-менеджментом
  • Обеспечение инвесторов квартальными и годовыми отчетами

Маркетинг для привлечения финансирования:

  • Разработка IR-стратегии компании
  • Создание и мониторинг базы инвесторов
  • Организация отношении с инвесторами и обеспечение благоприятного имиджа компании:
  • подготовка мероприятии для инвесторов;
  • организация регулярных встреч между инвесторами и руководителями компании;
  • подготовка участия топ-менеджеров в конференциях
  • подготовка и проведение роуд-шоу;
  • проведение многосторонних дистанционных совещании с инвесторамиПринципы IR коммуникации

Принципы IR коммуникации:

Прозрачность и открытость

Регулярность

Целенаправленность

Получение обратной связи

IR - термины

Road show— это не только ряд обязательных презентаций компании перед привлечением инвестиций, но ипостоянный диалогмежду компанией и ее существующими и потенциальными инвесторами. Удачная организация road show позволяет не говорить инвестору, сколько компания стоит, а подводить его к самостоятельному выводу о том, что компания стоит больше, чем он думал.

Этот тип коммуникации предполагает двустороннии контакт: не только распространение информации среди разных целевых групп, но и получение от них обратнои связи и реакцию на нее – и постоянную, долгосрочную направленность деиствии, а не единичные акции.

Investor targeting - так называют процесс определения и выбора целевой базы инвесторов. Прежде чем запланировать road show и назначить встречи, необходимо определить, какие именно из огромного количества фондов стоит посещать. От того, будут ли совпадать инвестиционные стратегии и возможности инвестирования фондов со стратегией вашей компании, зависит продуктивность road show, качество инвесторов и оценка компании. Постарался коротко

Если есть вопросы по теме или как запустить функцию IR у себя в компании - обращайтесь. Чем смогу - помогу:)

Евгений Ильченко
33
1 комментарий

Добрый день,Евгений! К сожалению у меня не получилось пока найти AR-специалиста для своего проекта. Предлагаю Вам принять в нём участие. Свяжитесь со мной, плиз, уверен Вам будет интересно. Тел/Ватсапп +79888770987 Урван.

Ответить