Performance Group: «На защиту от агентства пришёл технарь, но ему не хватило софт-скиллов, чтобы убедить ЛПРов»

Российский рынок доставки готовых рационов для приготовления еды превысил в 2021-м году 16 млрд рублей. Тем не менее, это всё ещё бизнес-ниша, насчёт которой «нет понимания, сколько она будет существовать, и будет ли вообще развиваться». Поэтому для такой специфики особенно необходим хороший, вдумчивый маркетинг и такие же подрядчики. «Рейтинг Рунета» поговорил с компанией Performance Group (лидер этого рынка в первом полугодии 2022-го*) и спросил о том, как маркетинговая команда PG ищет подрядчиков, и что для неё важно при этом поиске.

Performance Group: «На защиту от агентства пришёл технарь, но ему не хватило софт-скиллов, чтобы убедить ЛПРов»

На вопросы отвечали директор по маркетингу брендов Level Kitchen, Performance Food и My Food Александра Фоминых и диджитал-директор Анастасия Полева.

*Performance Group занял 31.9% рынка готовых рационов в первом полугодии по данным аналитического агентства InfoLine.

Расскажите, пожалуйста, про ваш опыт работы на стороне клиента.

Этот блок временно не поддерживается

В совокупности у меня есть и клиентский, и агентский опыт. У каждой стороны своя специфика. Когда переходишь из агентства на сторону клиента, взаимодействовать с подрядчиками намного проще, т.к. понимаешь их процессы.

Этот блок временно не поддерживается

У меня опыт аналогичный — тоже работала в агентствах, а теперь на стороне клиента.

В чём для вас разница между клиентским и агентским опытом?

Анастасия:

Я шла на сторону клиента осознанно, чтобы быть более вовлечённой в какой-то один бизнес. Поскольку у агентства существует всего один процесс взаимодействия с клиентом и одна специализация. У клиента же полный производственный цикл, и ещё куча всего.

Находясь на стороне клиента, ты действительно начинаешь смотреть немного по-другому на многие вещи. И если с чисто агентским опытом можно категорично воспринимать какие-то клиентские вопросы, просьбы и возражения, то побывав на клиентской «кухне», ты понимаешь, что не всё так однозначно.

Исходя из вашего агентского / клиентского опыта, из-за чего возникают недопонимания между заказчиком и агентством, когда у одной стороны своя «правда», у второй — своя?

Анастасия:

Многое зависит от коммуникативных навыков и способов преподнести то, что делает подрядчик, и почему он это делает именно так.

В агентстве могут работать очень сильные технари, но вместе с этим может быть такая ситуация, что к ним «в комплекте» не дают человека с хорошими софт-скиллами, который может перевести для клиента то, что делают эти технари.

У вас лично были такие ситуации? Когда не было хорошего аккаунта, и из-за этого не получалось с агентством работать?

Александра:

Да, были. Например, в рамках нашего тендера на защиту презентации от агентства пришёл технический специалист. Ему просто не хватило софт-скиллов, чтобы убедить лица, принимающих решения — там была не только я, но и директор по развитию, владелец бизнеса — в том, что это действительно нам нужно.

Я ему всячески помогала, поскольку он выступал лидом проекта с их стороны. Но, к сожалению, ему не хватило «софтов» и эмпатии, чтобы понять, как представить своё предложение.

На защиту нужно идти с сильным спикером. Технического специалиста тоже полезно включать, но не выбирать его лидером презентации, который будет рассказывать конкретно о проекте.

Чтобы реализовать то, о чём сказала Настя (хороший комплект «спецы + аккаунт»), в агентстве должен быть человек с эмпатией, который одновременно на техническом уровне достаточно хорошо понимает, «что происходит».

Чтобы он смог под разными углами посмотреть на проект и понять, как этот проект видят и технари («на какой козе к ним подъехать»), и какие плюсы из этого проекта можно вытащить для ЛПРов, которые техническими вопросами меньше интересуются.

Performance Group: «На защиту от агентства пришёл технарь, но ему не хватило софт-скиллов, чтобы убедить ЛПРов»

А без аккаунта-«переводчика» работа вообще невозможна?

Анастасия:

Возможна, но при этом кто-то на стороне клиента должен обладать сильными компетенциями.

Лично у меня, когда дело касалось классических performance-каналов, наоборот, взаимодействие выстраивалось так, что мне не давали аккаунта.

Аккаунт занимался документооборотом, а меня напрямую сводили с техническими специалистами. Потому что я прошла полный цикл в агентстве от линейного сотрудника до руководящих позиций.

Я понимала всю специфику, в том числе, техническую составляющую. И коллеги из агентства видели, что аккаунт, скорее всего, не сможет разговаривать со мной на одном языке, поэтому лучше соединить меня напрямую.

Как вы в компании определяете, что задачу нужно отдать на аутсорс?

Александра:

Преимущественно всё делаем инхаус. Но если понимаем, что у нас недостаточно кадровых ресурсов, человеко-часов, тогда можем подключать агентства.

Ещё один вариант — у нас бывает недостаточно экспертизы в чём-либо, неважно, офлайн это или онлайн. Тогда тоже идём в агентство и брифуемся.

У вас уже сформировался пул постоянных подрядчиков?

Александра:

Можно сказать и так. Сформировался на основе прошлых опытов. Но мы всё равно общаемся с разными специалистами и командами, с кем-то дружим, а также просим рекомендации у коллег из других компаний. От рекомендации к рекомендации приходим в то или иное агентство с конкретным запросом.

Даже если мы в агентстве никого не знаем, но нашему приятелю хорошо оказали услугу, выполнили KPI — это вполне повод для знакомства. Возможно, эти люди что-нибудь смогут сделать и для нас.

Анастасия:

Тут опять же вопрос миграции команд. Одна и та же команда может передвигаться от агентства к агентству. И если ты знаешь, что эта команда компетентна, то пойдёшь не в конкретное [NAME] агентство, а к конкретной команде.

Рынок российского диджитала не настолько широкий, грамотных специалистов и команд не так много.

Ты ± многих знаешь, и потенциально понимаешь, по каким направлениям можешь с ними поработать. А потом уже прикидываешь, входит ли это в экономику предприятия, или нет.

Performance Group: «На защиту от агентства пришёл технарь, но ему не хватило софт-скиллов, чтобы убедить ЛПРов»

Насколько важна роль межличностного общения в деловом взаимодействии? Чтобы вы выбрали: KPI выполняется на 70%, и вам приятно общаться с командой подрядчика, или команда делает KPI на 100%, но общение какое-то сухое, формальное?

Александра:

Не помню, чтобы у нас на практике были такие истории, когда выполнены KPI и не возникает комфортного общения. Обычно, если выполняется KPI, то это «Вау, ребята, классно!» с обеих сторон. Когда выполняешь план, то общение налаживается 🙂

Если появилась какая-то новая команда, с которой вы не знакомы, и у них пока мало рекомендаций — будете такую рассматривать?

Александра:

Стараемся со всеми разговаривать, особенно, если нам пишут персонально. Всё зависит от того, что конкретно предлагают, и какие у нас таргеты.

Когда знакомишься с людьми, то на первой установочной встрече понимаешь, какие компетенции находятся на той стороне, какие кейсы они реализовывали, и что у них «под капотом» с точки зрения техники.

Второй шаг, если мы до него дошли — заполняем данные, отправляем бриф, и коллеги присылают медиаплан. Мы смотрим, что они посчитали и спрогнозировали, соответствует ли это бенчмаркам рынка.

С этой точки зрения у нас нет предвзятости. Полностью открыты к взаимодействию, делаем пилоты и смотрим по факту, действительно ли ожидания, обещания в виде KPI и реальность совпадают.

Анастасия:

Мы не навешиваем ярлыки на агентства, условно, что «старички» обязательно лучше «новичков». Единственное пожелание — понимать, что они хотят нам предложить, и честно отвечать на вопросы по бенчмаркам.

Бывают случаи, когда мы общаемся с командой и, на первый взгляд, видим у них нужные компетенции. А потом они отправляют нам абсолютно оторванный от реальности медиаплан.

Вы сказали, что во многом ориентируетесь на рекомендации. А бывало такое когда вам посоветовали подрядчика, и рекомендация не оправдалась?

Анастасия:

На предыдущем месте работы была такая ситуация: мне порекомендовали агентство, и они начали много косячить по ходу проекта. Недостаточно вовлеклись в проект, не уточнили специфику рынка.

Это был негативный опыт, но коллеги проявили ответственность и реабилитировались. Выполнили KPI, пофиксили ошибки. В некоторых моментах проявили себя негативно, но в остальных постарались это компенсировать.

Александра:

Ответственность — крутая и важная тема. В брифе обычно все описано, а ошибки случаются из-за невнимательности и маленькой погруженности специалистов на стороне агентств, т.к. им не хватает времени, чтобы нормально всё изучить.

Что вам бывает неудобно при выборе подрядчика?

Анастасия:

У нас бывает неудобство на этапе брифования или после брифования, когда нам отправляют коммерческое предложение.

В нашей компании несколько брендов и они отличаются с точки зрения позиционирования. Мы объясняем это неоднократно тем специалистам, которые будут выполнять медиаплан или готовить КП.

Раскладываем все мелочи и детали каждого бренда, так как именно в них разница, которая отражается на конечном продукте. И на выходе видим, что люди не поняли ровно ничего. Приносят абсолютно другую историю — не про нас, с другими УТП. Как будто про другой бизнес всё готовили.

Например, у многих людей, в том числе агентских специалистов уже сложилась ассоциация, что питание по формату контейнеров/боксов — это обязательно ЗОЖ. А у нас один из представленных брендов — он в целом о том, чтобы упразднить самостоятельную готовку и наслаждаться уже готовой едой.

И когда мы получаем креативы и тексты вида «Я похудел на этой еде», то понимаем, что нас немножко не услышали.

Performance Group: «На защиту от агентства пришёл технарь, но ему не хватило софт-скиллов, чтобы убедить ЛПРов»

Что вы делаете, чтобы избежать этого разрыва в понимании при общении с очередным подрядчиком? Чтобы не наступать снова на те же грабли?

Александра:

Стараемся понять, кто на той стороне экрана, что им важно.

Потом рассказываем о нас: кто мы и что мы хотим, какие у нас сейчас есть цели для достижения — например, быть top of mind. Рассказываем о продукции, задаём вопросы — всё ли понятно.

Если люди на той стороне не понимают, кто мы, то будет очень тяжело. Нас часто ассоциируют с той же разовой доставкой типа Яндекс.Лавки, и переносят «боли» оттуда. И схожие боли у нас действительно есть, но с другой спецификой.

Потребители тоже часто нас путают, и одна из наших маркетинговых задач — объяснить им разницу. Но если у нас есть возможность поговорить час с людьми из агентства, то с клиентами у нас нет 60-ти минутной сессии. Хотя это было бы классно.

Стараетесь ли вы познакомиться с собственником агентства, их топами, чтобы при необходимости быстро порешать какие-то вопросы с косяками, а не только через менеджера?

Анастасия:

В целом да — как правило, знакомлюсь с собственником агентства или плюс одна голова. Но оставляю такие связи для самых крайних случаев.

Нужно всё решать на уровне взаимодействия с командой. Не должен возникать волшебный пендель, потому что тогда это нездоровая ситуация, ломаная вертикаль. Если приходится прибегать к административному ресурсу — это означает, что у агентства сломались какие-то процессы.

Единственный раз, когда я выходила на собственника — когда увидела, что технические специалисты агентства «зашиваются», у них было слишком много проектов. Из-за этого они уделяли недостаточно внимания нашему проекту, и это уже административный вопрос нагрузки сотрудников.

Я подсветила эту зону и сказала, что она может детонировать.

Александра:

Есть агентства, где мы общаемся с генеральным директором, владельцем по административной части, когда это нужно. Например, ввели новый закон о рекламе — нужно было это урегулировать, и мы несколько раз собирались на стратегические сессии, делились опытом и гипотезами, как рекламный рынок будет выкручиваться из этой ситуации, и что нам делать.

Как вы реагируете, когда просите агентство показать кейсы, а вам отвечают, что они под NDA?

Александра:

В начале моей карьеры, когда я работала в агентстве N, мы так отвечали, когда не было кейсов. Имея этот опыт, я понимаю, что возможно, когда подрядчик так говорит, то дело может обстоять похожим образом.

Если агентство работает с вашими конкурентами — это ок?

Александра:

Если это закупка наружки или офлайна — ничего страшного. Особенно если это эксклюзивный селлер.

Анастасия:

А вот диджитал — абсолютное табу. Мы ещё можем нормально взаимодействовать с агентствами, которые ведут наших непрямых конкурентов, например, Яндекс.Еду.

Но если это наш прямой конкурент, то к сожалению, мы в такое агентство не пойдём, даже если на проектах разные команды, и у них очень крутой и релевантный кейс.

Как вы относитесь к агентскому PR? Смотрите, читаете что-нибудь?

Александра:

Для меня абсолютно ситуативно, в зависимости от того, что пишут. Если это то, чем мы сейчас занимаемся, и делаем упор, то да.

Что думаете про рейтинги агентств?

Александра:

Нельзя сказать, что сильно на них ориентируемся. Хотя иногда у владельцев бывают запросы типа «посмотрите агентства на первых позициях». Для меня важнее рекомендации и кейсы, это практическая штука.

При этом в продакшене рейтингами всё-таки пользовались.

Анастасия:

Мы в какой-то степени интересуемся рейтингами. Но с моей точки зрения, те агентства, которые находятся на первых местах, занимаются не только своей профессиональной и кадровой экспертизой, а также работают над взаимодействием с комьюнити (просьбы в духе: «Коллеги, мы претендуем на номинацию N, проголосуйте за нас»).

Какие у вас есть пожелания к агентствам, особенно учитывая ваш агентский опыт?

Александра:

Одно пожелание — чтобы больше погружались в специфику бизнеса там, где не сформирован спрос, и нет понимания, сколько эта ниша будет существовать, и вообще будет ли она развиваться.

Например, сотовые операторы уже всем понятны, там не нужно особо глубоко копать чтобы понять чем они занимаются. Конечно, на встрече с представителями телекома агентство всё равно обсудит цели, задачу, статистику — но этот бизнес находится на определённой стадии и существует много лет, там нет подводных камней, которые сложно понять при первой встрече.

Анастасия:

У меня такая же обратная связь, но даже и не только для несформированного спроса.

Даже когда есть устойчивый спрос, бывают случаи, когда приходишь в агентство, брифуешься, а они выдают планы с другим ориентиром, и с полным отсутствием понимания целевой аудитории, хотя ты предоставляешь всю информацию.

Когда отдают несоответствующий медиаплан, то ты понимаешь, что людям, которые его составляли, не хватило времени погрузиться в вопрос. И от этого в дальнейшем могут быть ошибки такого же характера, невыполнение KPI.

Мы продолжаем серию интервью с ЛПРами компаний разного профиля.

🔔 Чтобы не пропустить новые интервью — подпишитесь на телеграм-канал или ВК-паблик «Рейтинг Рунета».

А все интервью с клиентами за 2022-й год — с МТС, Детским миром, Burger King, Кофеманией, Пятёрочкой, Перекрёстком, Петровичем, Самокатом, СДЭК-ом, ЮMoney, Модульбанком, Дикси, Мегапланом, СберАвто, Simple, Космобьюти, Timepad, Coddy, BM Group — мы положили в подборку с удобным рубрикатором.

13K13K показов
4.6K4.6K открытий
44 репоста
34 комментария

Картинка очень в тему. Я показал крёстной сына, она работает аналитиком в ритейле. Сказала:

«Гы)

Пожалуй, это одна из сторон моей работы, донести до заказчиков идею разработчика на их языке

Когда меня просят рассказать, кем я работаю, говорю, что я переводчик между бизнесом и разработкой 😂

Но, если честно, среди моих близких, которые не являются моими коллегами, никто не понимает, чем я занимаюсь 😂»

Ответить

Возможно, в комментариях найдётся кто-нибудь, кто предложит более простое объяснение :)

Ответить

Почему в диджитале не станут работать с подрядчиком, который ведёт прямых конкурентов? Там ведь всё равно всё под NDA. :D

Если отбросить шутки, то у такого подрядчика уже есть какая-никакая экспертиза в нише. Чем работа с ним хуже работы с агентством, которому надо время на погружение?

Ответить

Мы как агентство никогда не берём прямых конкурентов, кроме рынков, где много мелких игроков.

По факту ощущаешь себя легионером, которого взяли в футбольный клуб. Очень сложно играть одновременно за обе команды. Да и тренер рано или поздно напряжется.

Ответить

лично мне кажется, что рейтинг агентства это немного бред) сейчас можно как хочешь накрутить рейтинг, так что на это не стоит обращать особе внимание

Ответить