Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Руководитель отдела аналитики TGStat Антон Проценко и продюсер «Комитета» Лера Аркашова провели исследование украинской аудитории Telegram, изучив социодемографические характеристики и предпочтения пользователей мессенджера.

Telegram — одна из самых активно развивающихся площадок в Украине. По данным AppAnnie, мессенджер стабильно держится на четвертом месте среди пользователей Android, переходит с первого на второе место и обратно на iOS среди всех социальных приложений. По данным TGStat, количество украинских каналов за последний год увеличилось более чем в шесть раз: с 718 до 4 474. При этом на рынке явная нехватка информации об аудитории Telegram: бренды боятся использовать площадку, о пользователях которой нет данных.

В 2017 году мы с Максимом Кажданом проанализировали базу из двух тысяч украинских подписчиков русскоязычных Telegram-каналов. Очевидно, исследование не охватывало весь украинский Telegram. С другой стороны, и само проникновение мессенджера в Украине на тот момент было скромное — около 120 каналов по списку Андрея Бродецкого; большая часть не преодолела и тысячи подписчиков.

В этот раз мы опросили пять тысяч читателей украинских Telegram-каналов: это небольшая выборка и она не отражает весь украинский сегмент в Telegram. Тем не менее здесь собрана аудитория самых крупных каналов в различных категориях интересов.

В исследовании приняли участие подписчики «Ветер дует», Lowcost UA (первое и второе место по количеству подписчиков в ua-Telegram), «Подорожуй дешево», Digital masons, ҐЄЇ, КПИ live, Zaichenko Team (канал с вакансиями), I-Marketing.ua и десятки других.

В Telegram нет и не будет сбора дополнительной информации о пользователях: единственный способ узнать подробные данные: интересы и паттерны использования приложения — прямо спросить аудиторию. Что мы и сделали в Google Forms. Однако некоторых проблем избежать не удалось.

Проблемы с восприятием

В процессе работы мы старались объяснять, почему наше исследование действительно полезно.

Во-первых, оно решает проблему полной неосведомлённости администратора о своей аудитории — Telegram даёт примерно ноль информации о подписчиках, потому что сам владеет только номером телефона (который никому не доступен), а также именем и фамилией (которые никому ни о чём не говорят сами по себе), а исследование должно было помочь каждому опубликовавшему его администратору понять, для кого он пишет. Да, мы выгрузили все данные по читателям всем опубликовавшим.

Таким образом, размещая нашу уже подготовленную гугл-форму, администратор получал сводку по социодемографическим характеристикам читателей, их интересам и предпочтениям. Некоторые администраторы говорили, что проведут такое самостоятельно, но на момент выхода статьи так этого и не сделали. Скорее всего, из-за того, что на хорошую форму нужно потратить некоторое количество времени.

Во-вторых, исследование решает проблему полной неосведомленности об аудитории Telegram в Украине в целом. Кто им пользуется, зачем, почему, как. Ответы на эти вопросы полезны не только социологам, но и бизнесу — как мы отмечали ранее, никто не хочет идти в неизвестность, а точные данные порождают большие бюджеты. Бюджеты, делящиеся между администраторами украинских каналов. Для тех, кто против рекламы в Telegram, напомним, что лучший способ избежать появления рекламы на своем канале — не размещать её.

Третье, и для некоторых, возможно, самое главное: нет ни одного способа использовать эти данные со злым умыслом. Чтобы избежать любых проблем, мы использовали не всегда удобный, а иногда и просто обрекающий на страдания в процессе обработки данных инструмент Google Forms, потому что он гарантированно надёжен и тайно не копирует коды ваших кредиток.

Все анкеты полностью анонимны (кроме анкеты пользователя, который в графе «Город» написал «я ужас вашей статистики», его мы запомнили), а собранная информация даже не подпадает под закон о персональных данных (всё из-за того, что по ней невозможно опознать ни одного человека). И главное — все результаты мы не передаём кому-то страшному, а визуализируем и даём вам. Вот они, на этой странице чуть ниже. Но не все администраторы это поняли, что нас очень расстроило.

Социодемографические показатели

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

В исследовании 2017 года женщин было 35% — почти в два раза меньше, чем мужчин. Сейчас разница составляет всего 4%, и можно с уверенностью говорить, что в Украине Telegram уже давно не «средство общения бородатых гиков», а распространённая площадка, показывающая стандартное распределение по полу.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Telegram пользуется большой популярностью именно среди молодёжи — почти 50% составляют пользователи от 18 до 24 лет. 30% выборки — с возрастом от 25 до 34. По половозрастному распределению результаты у мужчин и женщин одинаковые, хотя ранее девушек до 24 было почти в три раза больше, чем от 25 до 34.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Каждый четвёртый пользователь Telegram — ещё студент, что очевидно и из возрастного распределения. В то же время к опытным наёмным рабочим себя причисляет почти треть опрошенных, а 10% являются фрилансерами. Руководителем или владельцем бизнеса также является каждый десятый.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Почти 28% опрошенных отметили, что сейчас не работают (¾ из них — студенты). Доходы пользователей распределились равномерно (курс гривны к рублю на момент написания статьи 1: 2,44). Меньше 15 тысяч гривен зарабатывают 43% опрошенных, от 16 до 30 — 18%. Больше 30 тысяч гривен зарабатывают 11% из выборки.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

30-40 тысяч гривен — зарплаты существенно выше среднего в Украине (в Киеве средняя зарплата составляет 15 тысяч гривен). Из тех, кто зарабатывает больше 40 тысяч гривен, 77% — мужчины. В то же время — хотя такие сферы деятельности как маркетинг и IT во всех категориях заработка представлены почти одинаково — в категории «больше 40 тысяч гривен» IT резко выходит вперёд, обгоняя маркетинг больше чем на 40 процентных пунктов.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Перейдём от демографии к паттернам использования.
Небольшими групповыми чатами пользуется почти 65% опрошенных — в крупных чатах состоит каждый третий; боты всё ещё пользуются популярностью у 43% пользователей. В Telegram-игры не играет уже никто — одна из немногих возможностей мессенджера, наряду с масками, которая не взлетела. Примечательно, что у 18% есть свой канал, то есть почти каждый пятый потребитель контента в том числе и создает его.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

При этом 62% пользователей подписаны менее чем на 15 каналов. Лишь 21% опрошенных имеют больше 25 подписок, и именно это позволяет Telegram достигать такого высокого ERR (уровня вовлечённости читателей). По данным TGStat.ru, в Украине он составляет 67%, что на 12% больше, чем в России.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Несмотря на то, что все авторы каналов любят Telegram за высокую читаемость постов, уведомления у большинства пользователей всё же выключены — у 45% опрошенных замьючены все каналы, еще у 34% включены уведомления лишь на нескольких.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Политические Telegram-каналы украинские пользователи не любят — кроме каналов кандидата в президенты и двух юридических блогов. Подобные каналы не набирают более пяти тысяч подписчиков, при самом крупном общетематическом канале в 130 тысяч подписчиков. На первом месте у пользователей — образование и новости. Почти 60% узнают из Telegram новости своей индустрии, а каждый второй подписан на авторские блоги. Напоминаем, что в исследовании участвовали активные подписчики каналов, а это, безусловно, является ограничением. Но именно они интересны брендам и рекламодателям.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Представленное выше нормальное распределение не сообщает какого-либо тренда, но в сравнении с 2017 годом (в котором менее 25 контактов было у 60% участников, а более 50 — у 20%), график дает понять, что Telegram действительно сильно увеличил проникновение. Сейчас менее 25 контактов лишь у 35%, а более 50 — у 37%.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Распределение по ОС стабильно из года в год: у Android приложения 67%, у iOS — чуть более 30%. Неофициальные приложения не пользуются большой популярностью даже среди активных подписчиков каналов.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Почти 40% пользователей сидят с Windows, еще 10% — с Mac. Веб-версия почти в два раза менее популярна, чем отдельное приложение. Возможно, в том числе поэтому Telegram давно анонсировал полную замену веб-версии.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Самое интересное здесь вовсе не то, что среди украинских пользователей Telegram и Viber популярнее WhatsApp (эти же результаты были продемонстрированы и в 2017 году).

Когда мы делали предыдущее исследование, в Украине заблокировали «ВКонтакте», использование которого отмечали 60% опрошенных. Сейчас доля «ВКонтакте» уменьшилась до 14%. Это означает, что соцсеть практически выбыла из способов коммуникации в стране — несмотря, например, на встроенный способ обхода блокировки в некоторых официальных приложениях.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Перейдем к географии пользователей. Несмотря на то, что в эту выборку не попали каналы, которые можно было отнести к какому-либо региону, Киев все равно лидирует с большим отрывом — почти половина пользователей живёт в столице. Далее идут города-миллионники: Харьков, Львов, Днепр и Одесса.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Распределение по областям выглядит похоже — 49% у Киевской области, но на второе место выходит Львовская с 9.3%, опережая Харьковскую, Днепропетровскую и Одесскую.

Исследование: портрет украинской аудитории Telegram

Мы также попросили пользователей отметить те утверждения, которые к ним подходят. Так 78% пользователей мессенджера считают, что Telegram удобнее всех аналогов, 63% проводят в нем большую часть онлайн-общения, а для ещё почти 60% респондентов мессенджер стал важным источником информации. Тем не менее только 46% пользователей отметили, что готовы обходить блокировку, если бы она случилась в Украине. Лишь треть перешли в Telegram из-за блокировки «ВКонтакте».

Мы не удержались, и собрали небольшую статистику по безопасности — одной из отличительных особенностей Telegram. Хотя каждый третий респондент и говорит, что использует Telegram из-за его защищённости, только 8% опрошенных хотя бы раз в месяц пользуются секретными чатами. Интересно, какая статистика у самого Telegram по глобальному использованию одной из главных фич мессенджера, но по текущим данным большинству пользователей достаточно того, что мессенджер не выдает данные и не позволяет их перехватывать.

Кратко

  • Telegram в Украине сейчас — одна из самых перспективных площадок как для блогеров, так и для бизнеса.
  • Основная аудитория мессенджера — молодежь, причём мужское доминирование сошло на нет.
  • Главные социальные группы — студенты и опытные работники медиа, IT и маркетинга.
  • В среднем количество контактов и подписок на каналы выросло в сравнении с 2017 годом: это означает, что проникновение Telegram растет.
  • Количество каналов в целом также растет, и самые популярные тематики для опрошенных — новости и образование.
  • Всё больше людей выбирают Telegram главным мессенджером и получают информацию именно из него.
  • При этом частота соприкосновения с рекламой довольно низкая, то есть растущий рынок более чем открыт новым игрокам.

Пожелаем рынку и всем его участникам удачи. Хотя в сравнении с российским рынком, она и не нужна: украинский сегмент сейчас хоть и находится по размеру в состоянии «ру-Telegram конца 2017 года», проблемы блокировки перед ним не стоит. Telegram если ещё не стал, то вполне может стать «народным» мессенджером.

1313
реклама
разместить
17 комментариев

Интересно. Илита не любит телегу? Или потому что многие каналы забанены на iOS?

2

о процентном соотношении телефонов на андроид и ios не подумали?

9

Комментарий недоступен

3

и все таки, НА Украине

3

Комментарий недоступен

3

провели анонимный опрос в нескольких каналахназывают это портретом аудитории в Telegram

Ребятки, понятно, что вы проделали хорошую работу, вы молодцы и все такое, но вот это вот длинное вступление про злой телеграм, который не отдает стату, вообще не даёт вам права называть эти данные портретом аудитории. Это анонимный опрос в каналах, какие перед этим книксены ни делай. Не нужно экстраполировать, имейте совесть.

2

По данным TGStat, количество украинских каналов за последний год увеличилось в Н раз: с 1000 до 100000000

Первая редакция текста была лучше

1