Раз год «Яндекс» пересматривает условия сотрудничества с агентствами, и обычно всё проходило мирно. Резкая реакция в этот раз вызвана, на мой взгляд, несколькими причинами.
Яндекс явным образом начал мотивировать агентства на работу с РСЯ. На самом деле при сертификации агентств динамика по РСЯ учитывалась и раньше, но впервые это стало завязано на комиссию.
Параллельно с этим не так давно произошло расширение самой РСЯ и добавились, в том числе, не самые качественные площадки с точки зрения рекламодателей.
В итоге у агентств возник конфликт интересов: фильтровать площадки, защищая интересы клиента и вкладываясь в длительные отношения с клиентом, или усиливать работу с РСЯ и сохранять доходность.
Но, если копнуть ситуацию глубже, то в происходящем есть своя логика, которая объясняется вовсе не жадностью «Яндекса».
В контекстной рекламе давно идёт конкуренция не за фразы и позиции, а за аудиторию. Причём не важно, где это самая аудитория находится, и рекламная сеть значительно расширяет возможности по взаимодействию с аудиторией.
«Яндекс» активно наращивает рекламные инструменты и новые рекламные форматы. Но большинство агентств не сильно изменило свой подход за последние годы. Всегда проще биться за «горячие фразы» на поиске, бесконечно их оптимизировать и переписывать объявления, оправдывая общий рост рекламных расходов конкуренцией, к тому же получая комиссию от «Яндекса» с общего рекламного бюджета.
Бесконечно так продолжаться не может и уже сейчас малый и средний бизнес вплотную подошёл к рентабельности своих рекламных расходов в контексте. Это не устраивало ни конечных клиентов, ни «Яндекс». Поэтому произошедшее я считаю вполне понятным шагом. Агентствам действительно придётся постараться сохранить рост своих доходов.
На разных по размеру клиентах произошедшие изменения отразятся по разному. Доход с крупных клиентов скорее всего в ближайшее время упадёт, но через некоторое время рынок адаптируется.
С небольшими клиентами тяжелее. Не получится просто поднять комиссию, особенно в регионах, где «Яндекс» за последние 1,5 года увеличил количество офисов для работы с конечными клиентами.
По новым правилам работать станет тяжелее, нужно вытаскивать данные от клиента, которых может и не быть, больше времени уделять на понимание бизнеса и клиента. Для этого нужно перестраивать работу с клиентом, брать больше денег и ответственности за результат.
В целом это шаг в правильном направлении.
Приятно видеть свои комментарии среди экспертов столь высокого уровня )
Максим, в вашем тексте досадная ошибка в слове "кампания".
Хм, то есть работа с агентами (агентствами), которые живут на агентские от принципала, теперь практически в прошлом? Хотя проще работать с двумя жирными котами, чем с сотню мышей (сильно снижает издержки).
Хотя последний абзац последнего коммента всё раскрывает. Яндекс готовит нишу под себя. Яндекс.Такси.Директ.
На что теперь елама и прочие подобные сервисы будут жить?
Так а елама тоже снизит проценты)
Неплохо
Судя по процессам в Яше, дело не в борьбе с откатами и за качество, а в уменьшение финансовой части компании в целом, особенно в разделе прибыль.
Поиск отбрасывает мелочевку от денег, Яндекс Дзен кидает авторов пиаря своих друзей и паблишеров и т.д. и т.п.
Сам вид поисковика больше напоминает маркетплэйс где 5-ть в контексте снижу, 3-4 сверху, два сбоку а остатки разбавлены проектами Яндекса.
Прям жесткий отжим бабла..