Исследование 4000 вакансий и резюме директоров по маркетингу. Требования и компетенции

В этом исследовании мы проанализировали в общей сложности около 4000 резюме и вакансий директоров по маркетингу. Здесь будет сравнение спроса и предложения. Мы посмотрим, за сколько продают и покупают скиллы. Какие сегменты директоров бывают по навыкам. Как отличаются мужчины и женщины. Как опыт влияет на зарплатные ожидания. Какие слова и термины используют в описании опыта.

Исследование 4000 вакансий и резюме директоров по маркетингу. Требования и компетенции

Здесь будет четыре этапа:

  • Опыт
  • Гендер
  • Скиллы
  • Сравнение резюме и вакансий

В исследовании участвуют резюме из всех регионов РФ и с зарплатными ожиданиями от 80к. 2300 резюме и 1700 вакансий. Все данные анонимны.

Опыт и зарплатные ожидания в резюме

experience_group — это группы по опыту работы, count — количество резюме, mean — среднее значение зарплаты, std — стандартное отклонение, q1-q3 — квантили.
experience_group — это группы по опыту работы, count — количество резюме, mean — среднее значение зарплаты, std — стандартное отклонение, q1-q3 — квантили.

Чем больше опыт, тем больше разброс значений по зарплатным ожиданиям — растет стандартное отклонение. При этом получается, что уровень зарплаты почти одинаковый до 3-го квантиля.

Напоминаю, что 3-й квантиль — это 75 процентов наблюдений. Приведем пример: 75 процентов резюме с опытом 5-10 лет требуют меньше 200 000 рублей. Или около 25 процентов резюме с опытом больше 15 лет требуют больше 250 000 рублей.

Ящик с усами

Добавим ящик с усами, или boxplot.

Исследование 4000 вакансий и резюме директоров по маркетингу. Требования и компетенции

Тут видно, что разбросы в самой опытной группе наиболее высокие. Это говорит о том, что опыт не всегда является фактором успеха. Да и разброс значений очень большой.

Что же влияет на уровень зарплаты помимо опыта?

Давайте разделим по гендеру.

Исследование 4000 вакансий и резюме директоров по маркетингу. Требования и компетенции

Женщин среди директоров по маркетингу больше.

Давайте детально изучим boxplot.

Исследование 4000 вакансий и резюме директоров по маркетингу. Требования и компетенции

Мужчины и женщины требуют почти одинаковую зарплату. Но мужчины в верхних границах опыта требуют больше. А женщины в нижних границах опыта требуют больше мужчин.

Сколько стоят скиллы

В резюме указывают скиллы. Мы понимаем, что указание скиллов ничего не значит, но директора их указывают, а значит, они считают, что это важно указать. Наша задача на этом этапе — найти стоимость скиллов и их распределение по другим показателям.

Методика следующая: берем каждое резюме и выделяем оттуда скиллы. Каждому скиллу будет присвоено значение из резюме — зарплата, опыт, пол. После выводим все в сводную таблицу со средними значениями. По медиане около 17 тегов со скиллами в резюме. Участвуют скиллы, которые набрали больше 200 упоминаний.

Фильтруем по самым популярным.

count — количество упоминаний, salary — среднее значение зарплаты, gender — процент женщин, experience — опыт.
count — количество упоминаний, salary — среднее значение зарплаты, gender — процент женщин, experience — опыт.

Хочется вывести больше данных, поэтому строим плот, который будет учитывать все эти данные сразу.

Любую картинку можно приблизить нажав на нее или приблизить двумя пальцами на телефоне. К сожалению, нету возможности подгонять картинки под форматы VC.

По вертикали — уровень зарплат, по горизонтали — процент женщин, объем кружка — количество упоминаний, цвет — опыт.
По вертикали — уровень зарплат, по горизонтали — процент женщин, объем кружка — количество упоминаний, цвет — опыт.

Что тут есть? Мужчины чаще указывают digital-скиллы — контекстная реклама, Директ, Google, SEO. Также они больше указывают скиллы про продажи и обучение персонала.

Женщины чаще указывают PR, копирайтинг, английский язык, продвижение бренда, организацию мероприятий, бюджетирование.

Наиболее оплачиваемые теги связаны с управлением и стратегией.

Что еще вы видите? Поделитесь в комментариях!

Как же эти скиллы группируются между собой?

Давайте посмотрим, какие у нас есть сегменты директоров по маркетингу.

Для этого будем использовать алгоритм TSNE. Это метод понижения размерности из математики. Более подробно о том, как он работает, я рассказал в своей статье Анализ 3000 статей на vc.ru в разделе «Маркетинг».

Этот алгоритм позволяет находить кластеры в данных. Значения осей абстрактны, облака точек указывают на близкие группировки. В данном случае они показывают совместное упоминание скиллов в резюме.

Исследование 4000 вакансий и резюме директоров по маркетингу. Требования и компетенции

Давайте посмотрим, что тут есть, поближе.

Сегмент 1. Интернет-маркетологи. Им точно понравятся наши <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fevilunion.com%2Fit-services&postId=591062" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">быстрые и красивые сайты, которые загружаются от 0,4 секунды</a>.
Сегмент 1. Интернет-маркетологи. Им точно понравятся наши быстрые и красивые сайты, которые загружаются от 0,4 секунды.
Сегмент 2. Такое ощущение, что это бывшие продажники, которые перешли немного в другую область.
Сегмент 2. Такое ощущение, что это бывшие продажники, которые перешли немного в другую область.
Сегмент 3. Креативщики — люди слов.
Сегмент 3. Креативщики — люди слов.

Дальше два облака, которые похожи по смыслу, но используют разные слова.

Сегмент 4. Директора с простой терминологией и меньшими ожиданиями.
Сегмент 4. Директора с простой терминологией и меньшими ожиданиями.
Сегмент 5. Директора с более продвинутой терминологией, но без digital. Здесь отличный момент для рекламы нашего бесплатного курса <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fevilunion.com%2Fbase-it-mini-kurs&postId=591062" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">База IT для бизнеса за час</a>, который мы специально сделали для этого сегмента директоров и не только! 
Сегмент 5. Директора с более продвинутой терминологией, но без digital. Здесь отличный момент для рекламы нашего бесплатного курса База IT для бизнеса за час, который мы специально сделали для этого сегмента директоров и не только! 

А еще у нас есть сервис, который прекрасно подходит для визуализации исследований и любых данных, — Awake-tools.

Сравнение с вакансиями

Если разбить вакансии и резюме на процентили по зарплате, то получается вот такой график.

Два правых столбца — это 95 и 99 процентили, красные столбец — вакансии, синий столбец — резюме. По горизонтали процентили.
Два правых столбца — это 95 и 99 процентили, красные столбец — вакансии, синий столбец — резюме. По горизонтали процентили.

Резюме всегда выше в диапазонах — но это, наверно, совершенно нормально для такой должности.

Сравним, как отличается стоимость скиллов у вакансий и резюме, чтобы понять, какие переоценены или недооценены с обеих сторон.

По вертикали — зарплатные ожидания у директоров по маркетингу, по горизонтали — отклонение от вакансий, размер точки — количество упоминаний в резюме, цвет — опыт.
По вертикали — зарплатные ожидания у директоров по маркетингу, по горизонтали — отклонение от вакансий, размер точки — количество упоминаний в резюме, цвет — опыт.

Чем левее находится точка, тем меньше стоимость этого скилла в вакансиях. Например, точка Яндекс.Директ в среднем стоит у респондентов 170 тыс. рублей, а у вакансий этот скилл стоит на 30 процентов меньше. Скилл управление продажами стоит почти одинаково, не забываем, что предложение немного выше спроса в стоимостном выражении.

Вторая часть

В следующей части мы посмотрим, какие слова используются в описании своего опыта и сколько они стоят. Обучим нейросеть на поиск атрибутов, которые влияют на уровень зарплаты, и узнаем, какие факторы самые важные, по ее мнению. Чем еще отличаются кластеры друг от друга. И добавим ваши запросы, если такие будут.

Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Мы делаем реактивные сайты на Gatsby, PWA-приложения, дизайн и маркетинг — evilUnion.com

Если у вас есть какие-то вопросы или предложения — с удовольствием на них ответим в комментариях.

Другой наш контент

3434
20 комментариев

Интересная тема и видно, что автор потратил много сил. Но. Исключительно мое субъективное мнение.

Очень топорная подача, через текст и графики приходится с трудом пробираться, чтобы что-то понять.

Непрошенный совет: если подавать графики в более понятном, простом формате или больше писать о результатах, то вы расширите свою аудиторию читателей.

Очень обидно, что такие интересные и энергозатратные исследования теряют аудиторию из-за того, что гуманитариям слишком сложна. Это я про себя в том числе если что. Успехов автору.

6
Ответить

Спасибо большое за такой честный совет. Я получаю такой фидбек от других людей.

К сожалению, мне очень не нравиться писать пояснения. Многие вещи, которые есть на графиках не описываю специально.
Мне кажется, что если читатель будет сам находить и думать как он может это использовать, то будет интереснее и полезнее.

Для себя я нашел массу инсайдов для модернизации своих РК и страниц на сайте из этих данных.

3
Ответить

Работаю в HR, интересно, жду вторую часть!

1
Ответить

Это не правда)

1
Ответить

интересно написано, спасибо

1
Ответить

Спасибо)

Ответить

Мужчины чаще указывают digital-скиллыНу указывают и указывают, статья то о чем?

Ответить