Реальные тренды интернет-маркетинга в России 2023, а не рерайт буллшита
Тренды — это реакция на изменения, которые уже произошли или прямо сейчас происходят вокруг нас.
В 2022 году мы получили следующие изменения в России:
- Ушла возможность рекламы в Гугле и Ютубе
- Ушла возможность монетизации канала в Ютубе
- Ушла возможность рекламы в Инсте
- Из Инсты ушла часть аудитории из-за отсутствия прямого доступа
- Ушла возможность выкладывать видео в Тиктоке
- Ушли западные платформы по RTB(Criteo) и веб-аналитике
Дополнительно мы имеем риски:
- Полного ухода Гугла
- Блокировки Ютуба
- Запрета использования Инсты
- Запрета использования Вотсап
Это означает, что все оставшиеся инструменты для интернет-маркетинга нарастили свою важность.
Доступные инструменты:
- Реклама в Яндекс Директ
- Реклама в ВК таргетированная, маркет-платформа и прямые закупки у владельцев групп
- SEO-продвижение в Яндексе и особенно в Гугле
- Контент-маркетинг
- Продвижение в Телеграме
- Все виды автоматических и ручных рассылок по своей базе
- смс, Вотсап, емеил, пуши, ВК, ТГ
- Ожили форматы спам-рассылок и звоноботов
- Нишевые товарные инструменты
- маркетплейсы и Авито
- Каталоги компаний
- Работа с отзывами и репутацией
С учетом того, что инструментов стало в 2 раза меньше и в каждом выросла конкуренция, то простое использование уже не позволяет получать нужный результат.
Например, связка “Сайт + Яндекс Директ”, которая до этого неплохо работала для b2b компаний, окончательно перестала работать.
Конкуренция в рекламных аукционах выросла, ставки поднялись и с такими ставками становится либо невыгодно получать лиды, либо их крайне мало.
Как выстраивать маркетинг в 2023 году?
Для достижения результатов в такой ситуации необходимо использовать одну из двух стратегий:
1- Постоянно быть в поиске узких специалистов по какому-то рекламному каналу, которые прямо в данный момент нашли и используют необычные способы настройки рекламы, которые позволяют получать кратно больше трафика или кратно дешевле конкурентов.
Минусы этой стратегии очевидны:
- Сложно найти таких специалистов
- Они перегружены заказчиками и качество услуг страдает
- Необходимо постоянно искать новых исполнителей, потому что методы “выгорают” и перестают давать выгоду
Плюсы:
- Вы получаете выгоду быстро и большую, если все работает как запланировано
2- Использовать комбинацию из 2-3-4 различных инструментов.
Например, из Яндекс Директ направлять трафик в Телеграм-бота в контентную воронку.
Или создавать отдельные контентные сайты для seo-продвижения.
Или создавать статьи и делать их спам-рассылку(посевы) в чужих ВК и ТГ группах.
Минусы такого подхода:
- Нужны различные и высококлассные специалисты в команду
- Такие связки делать дольше и сложнее
Плюсы:
- Настроенная система связок может работать очень долго и быть эффективной
Есть еще неправильная стратегия, которую многие попытались использовать в прошлом году.
Это попытка “залить все деньгами” просто повысив ставки.
Краткосрочно это поможет поддержать объем заказов на старом уровне, хоть и за счет сильного повышения стоимости привлечения каждого заказа. Но эффективность этого метода будет стремительно падать, а повышение стоимости привлечения будет больно бить по экономике бизнеса.
И через несколько месяцев это приведет к необходимости выбора новой стратегии, но время будет упущено и вы окажетесь сильно позади конкурентов.
И уж совсем гиблое дело - сокращать расходы на маркетинг.
Обычно такие действия на среднесрочном горизонте приводят к фатальному исходу для компании.
Рекомендация
В качестве итога можно сказать, что возможность делать маркетинг по-старому ушла, точка, тот мир можно забыть.
Необходимо проводить изменения и полностью перестраивать стратегию и соответственно команду маркетинга, чтобы компания могла на равных играть с конкурентами и имела перспективы.
Важнейшую роль при такой перестройке будет играть личность директора по маркетингу.
Он должен быть вовлеченный, опытный и компетентный, но при этом постоянно обучающийся и ищущий новые возможности.
Такое сочетание сложно получить и возможным выходом может быть привлечение опытного консультанта по маркетингу для помощи в выстраивании стратегии и корректировки тактики.
Автор статьи
Якимец Александр, директор по маркетингу и продукту Chibbis.ru