Как российские компании используют Drupal — исследование

Привет! Это диджитал-агентство «Далее». Сегодня мы опубликовали исследование о том, как российские компании используют Drupal. Это первый комплексный ресерч по данной теме за последние 5 лет. Исследование делится на три части: качественное, количественное и полевое.

В этой статье рассказываем, чем может быть полезно исследование и делимся основными выводами. В конце — ссылка на полную версию.

Как российские компании используют Drupal — исследование

Зачем нужно это исследование

Мировой рынок CMS в 2023 составляет около 44,5 млрд долларов. И эта цифра будет только расти. А по данным CMS Magazine на рынке сейчас есть 195 систем. Решений много, но львиную долю рынка и у нас, и за рубежом занимают несколько основных систем: WordPress, Drupal, MODX. Российский список пополняется 1С-Битриксом и Тильдой.

Как видно, в мире WordPress идет с большим отрывом в 33%. Drupal же занимает 3% рынка, но все еще остается в числе лидеров. Источники: BuiltWith и REG.ru 
Как видно, в мире WordPress идет с большим отрывом в 33%. Drupal же занимает 3% рынка, но все еще остается в числе лидеров. Источники: BuiltWith и REG.ru 

В России Drupal не пользуется популярностью и воспринимается только как CMS. Команд с этой компетенцией не так много и выросли они, в основном, за счет работы с зарубежными брендами.

При этом в мире ~11% лучших сайтов по версии BuiltWith сделаны на Drupal. В их число входят гиганты рынка, а также крупные организации, например, Verizon, ООН, Ubuntu, Tesla и др. И его продолжают активно использовать и развивать.

Как возрастает доля Drupal при сужении выборки лучших сайтов с 1 млн до 10 тыс., %
Как возрастает доля Drupal при сужении выборки лучших сайтов с 1 млн до 10 тыс., %

В этом исследовании мы хотим привлечь внимание к Drupal, не очевидному решению на российском рынке. Мы видим определенную консервативность при выборе CMS в России: у клиентов есть основное решение, которое они используют в проектах, и еще одно-два, которые пришлось применять ситуативно. На это есть свои причины. Однако мы считаем, что Drupal в России используют мало, а это перспективная OpenSource-система.

При этом Drupal уже давно отошел от концепции одной лишь CMS и эволюционировал в DXP (цифровую платформу по управлению клиентским опытом). Это делает его гибким и мощным инструментом для настройки единой и персонализированной маркетинговой стратегии.

Это исследование показывает, как именно российский бизнес и разработчики решений видят Drupal, внедряют и используют его, для каких задач он чаще всего применяется и почему. Еще одна цель — дать исчерпывающий срез по возможностям и ограничениям системы.

Анатомия исследования

Кабинетное исследование:

Изучили 200+ источников и ресурсов о Drupal

Количественное исследование:

Проанализировали 32 000 сайтов на Drupal в Рунете

Полевое исследование:

Провели 20 глубинных интервью с крупнейшими компаниями-владельцами сайтов на Drupal

Основные выводы исследования

  • В России Drupal воспринимают только как CMS, тогда как система давно отошла от этой концепции, трансформировавшись в DXP и лидируя в этом сегменте по данным Gartner и Forrester.
  • 38% сайтов на Drupal в Рунете — это сложные корпоративные порталы. Подобные проекты чаще всего обходятся компаниям в десятки миллионов рублей. Это говорит о том, что несмотря на то, что Drupal — опенсорсный проект, на нем возможны проекты, которые при других условиях использовали бы дорогостоящие IT-решения. А на диаграмме представлена разбивка по остальным типам сайтов:
<span>Статистика использования CMS Drupal для разных типов сайтов, %</span>
Статистика использования CMS Drupal для разных типов сайтов, %
  • Drupal может обходиться компании дешевле с точки зрения ТСО (Total cost of ownership). Последние версии направлены на оптимизацию командной разработки. За счет этого сокращается время на разработку в целом. Например, в рамках одного из наших проектов нам удалось сократить время на запуск MVP с 80 часов до 30.
  • Среди опрошенных нет инхаус-команд с этой компетенцией.
  • На рынке ощущается нехватка Drupal-разработчиков. Это обусловлено высоким порогом входа для разработчиков. Чтобы создавать более-менее сложные проекты на Drupal, нужно иметь глубокие знания PHP, в частности Symfony и другие инструменты.

Узнайте в полной версии исследования, как именно мы пришли к этим выводам и что нам рассказали респонденты и анализ сайтов. Его можно получить по ссылке: drupal-dalee.ru. Это бесплатно.

14
4 комментария

ценное исследование

1
Ответить

порогом входа*

Ответить

спасибо, поправили!

1
Ответить

В общем, с переходом на 8 версию после 7, процент сегмента drupal еще больше упал. Напомню, что начиналось все, когда drupal занимал более широкую нишу, чем wordpress. Во времена 7-й версии, все сообщество страдало: "нам не хватает ооп", в 8 версии получили ООП и все стало еще сложней. Если друпал решил занять нишу ларки, то вряд ли есть такие возможности. Ну, а 10 ка, обновленная версия 8-ки с теми же тормозами. А последняя фраза, что надо знать symfony... зачем тогда вообще нужен друпал, если есть ларка?

Ответить