Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Когда речь заходит о торговле в интернете, первое что приходит в голову – это интернет-магазины, которых в сети существует огромное количество. Некоторые из них представляют собой маленькие узконаправленные сайты по продаже небольшого количества товаров, которые нередко сами же и производят, а некоторые являются «гигантами» и продают практически всё.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Естественно, такие компании не производят что-либо сами, а сотрудничают с поставщиками на взаимовыгодных условиях, продавая их продукцию на своей площадке.

Причем продавать можно не только товары, но и услуги, например, заказ такси или бронирование номеров. Как раз такие принципы работы и обозначили название для таких сайтов – место для торговли или «макретплейс».

Давайте разберемся подробнее

Зачем нужно размещение товаров на маркетплейсе

Пожалуй, начнем с простого понимания: любой продавец, имеющий в наличии товар, хотел бы продать его как можно больше и получить с этого прибыль. У такого продавца в самом начале возникает 2 варианта – открыть свой магазин и как-то привлечь людей в него или же заняться размещением на маркетплейсах, где уже много людей, которые ищут нужные им товары.

Так вот маркетплейс является своего рода рынком или ярмаркой в интернете, куда вы можете сдать свой товар, и он уже будет доступен к покупке для огромного количества посетителей. В отличии от собственного интернет-магазина, вам не нужно продвигать его, проводить оптимизацию сайта, следить за хостингом, доменом и в целом за состоянием сайта, его юзабилити и т.д. Естественно, лучше, когда используются оба варианта, и сайт и маркетплейс – это лучше и для привлечения новых клиентов, и для вашей репутации продавца, но все же нужно отметить, что сайт не всегда обязателен.

Какие есть популярные маркетплейсы

На данный момент самые популярные маркетплейсы можно разделить на общемировые и популярные в России.

В Российском сегменте нишу самых популярных маркетплейсов занимают Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Lamoda, Goods.ru, CDEK.Маркет, СберМегаМаркет.

Если же брать весь мир в целом, то самыми крупными являются Amazon, Google Play, Airbnb, Uber, Booking, AppStore, Alibaba Group, EBay

Как начать работу с маркетплейсом (на примере Яндекс Маркета) – создание магазина

Итак, предположим, у вас есть рабочий сайт и свой магазин, который продает товары. Что же нам потребуется, чтобы товары попали на маркетплейс? Рассмотрим на примере Яндекс Маркета.

Первое, что нужно сделать – создать аккаунт на Яндексе, если его у вас нет. Яндекс Маркет является сервисом Яндекса и логично, что маркет будет привязан к конкретному аккаунту. Далее нужно создание самого магазина. Сделать это можно на странице, нажав на соответствующее поле “Стать продавцом”. Вы попадете на форму регистрации продавцов, где сможете указать свои личные данные, включающие ФИО, телефон, почту, город, категорию и примерное количество товаров в каталоге. После указания всех необходимых полей, вас попросят выбрать модель работы с маркетплейсом.

На данный момент существует 4 модели работы с Яндекс Маркетом. Подробнее с ними мы ознакомимся далее.

После выбора метода работы, нам предстоит настроить магазин, пройдя все предложенные шаги перед прохождением модерации. Сюда входят шаги, которые зависят от выбранной модели. Но некоторые из них общие для всех, например, заполнение общей информации о магазине, в том числе заполнение юридический информации о компании, настройка частоты выплат или заполнение каталога.

После успешного прохождения всех шагов для подключения вам нужно будет отправить магазин на проверку. Эта процедура может занять несколько дней. Так же отметим, что вам могут позвонить сотрудники Яндекса чтобы проверить готовность вашего магазина к работе в сервисе.

Если все пройдет успешно, ваш магазин заработает и на странице со сводкой вы сможете отслеживать основную информацию по работе.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Какие есть модели размещения на Яндекс Маркете – условия, тарифы комиссий

Давайте теперь рассмотрим подробнее модели размещения на Яндекс Маркете, а также основные условия взаимодействия с сервисом и тарифы комиссий.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

DBS

DBS (Delivery by Seller) – Это метод, при котором большая часть сделки происходит на стороне продавца. А именно сборка, упаковка, доставка, а также хранение товара – все это делает сам продавец. Яндекс же просто предоставляет место, где пользователь может выбрать и заказать товар.

Стоит отметить, что с недавних пор Яндекс сам рассчитывает цену за доставку по этой модели. Вам стоит выбрать ее, если ваша продукция имеет какие-то специфические потребности в доставке и ее лучше поручить вашим сотрудникам.

Чтобы подключить магазин по этой модели, на этапе подключения вас попросят указать общую информацию о магазине, юридические данные вашей организации, заполнить каталог с товарами, указать регионы, сроки и условия доставки и самовывоза товаров, а также настроить способ обработки заказов. Также на этапе заполнения юридической информации, вам нужно будет выбрать частоту выплат ваших денег Яндексом.

Обратите внимание – чем чаще будут выплаты, тем больше комиссия Яндекса:

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

FBS

FBS (Fulfillment by Seller) – В отличии от DBS, данный метод работы с маркетом, предусматривает в себе доставку товаров Яндексом. При этом от вас требуется хранить, собрать, упаковать и привести товар в пункт приема или в сортировочный центр на следующий день работы вашего склада. Регионы, цену и способ доставки определяет сам Яндекс.

При выборе этой модели, вас также попросят указать общие данные о магазине, подать заявление на составление договора, выбрать частоту выплат, указать юридические данные, сформировать список товаров, при необходимости можно будет настроить API для передачи данных об остатках, заполнить данные о складе, внести настройки отгрузки и настроить обработку заказов.

Данный метод подойдет большинству магазинов из-за своего удобства в вопросах доставки.

FBY

FBY (Fullfilment by Yandex) – В отличие от FBS, в данной модели хранение и упаковка также переходит на сторону Яндекса. Это самый простой способ работы с Яндекс Маркетом, где вам предстоит лишь следить за остатками товаров на складах Яндекса. Все остальное будет делать сам Яндекс.

Тут при подключении вам предстоит отправить заявление на подключение, указав юридическую информацию, частоту выплат и разместить товары в Маркете.

После начала работы – на странице со сводкой, вы найдете кнопку перехода к поставкам, где нужно будет определить дату и время доставки товаров на склад Яндекса. После доставки товаров – примерно в течении суток, ваши товары появятся в Макрете.

Экспресс доставка

Экспресс доставка – данная модель предусматривает быструю доставку покупателю силами курьера. По времени доставки это примерно 1-2 часа. Следовательно, вы должны быть готовы собрать заказ за пол часа. Так же стоит отметить, что допустимые габариты товара для экспресс-доставки: 90 × 54 × 43 см, до 30 кг. Если габариты больше, то заказ не сможет поместиться в багажник машины. Экспресс-доставку с другими условиями подключить нельзя.

При оформлении магазина по этой модели – главное внимание стоит обратить на зону, где работает экспресс доставка. Актуальную информацию вы можете увидеть на данной интерактивной карте:

Подключение происходит также, как и по модели FBS, однако на шаге по настройке склада и отгрузке выберите место отгрузки – «Ваш склад - экспресс» и укажите график работы склада и время, за которое вы сможете собирать заказы. Также, чтобы курьер мог быстро уточнить детали заказа, укажите выделенный номер сотрудника, который отвечает за отгрузку.

Как загрузить ассортимент и как менять информацию

Если продукции много и ручное размещение товаров на маркетплейсе вам не подойдет, то потребуется фид с товарами с вашего сайта. Фид – это документ, который автоматически генерируется вашей системой управления сайтом с помощью установленного плагина. Плагинов для этих целей множество для почти любой CMS – как платных, так и бесплатных.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Также обращаем особое внимание, что корректность заполнения карточек товаров на вашем сайте напрямую влияет на корректность формирования фида плагином, поэтому еще до плагина нужно проверить, что все необходимые поля в карточках (Название, описание, изображения, габариты, вес…) были заполнены корректно.

В самом плагине в основном нужно просто заполнить всю информацию с данными о магазине, выбрать товары для экспорта и, при необходимости, настроить другие предлагаемые конкретным плагином параметры.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

После заполнения всей информации, указания данных о магазине и соответствия между полями характеристик для ваших товаров и полями для фида вы скорее всего найдете кнопку для генерации или сразу ссылку со сгенерированным фидом.

Итого вы должны получить ссылку с расширением .xml, где будет информация о всех выгруженных товарах в виде, который сможет прочитать и Яндекс Маркет.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Ознакомится с актуальным списком плагинов и выбрать один из них для вашей системы управления сайтом вы можете в официальной справке Яндекса по ссылке:

После получения фида, его нужно добавить в сам Маркет. Сделать это можно в разделе Товары – автообновление каталога:

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Если же вариантов продукции небольшое количество и\или у вас нет плагинов и не настроен фид, вы можете добавить товары вручную прямо в личном кабинете Маркета.

Сделать это можно через раздел «товары – каталог» или «товары – ассортимент по магазинам». Добавить карточки в этих разделах так же можно через фид (даже если фид не обновляется и товары с него нужно добавить всего один раз)

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

А также можно добавить товар вручную, нажав на соответствующую кнопку “Добавить товар”

При добавлении нового товара, вам будет предложено заполнить все характеристики вручную. Обратите внимание, что для некоторых моделей меняются и обязательные поля для заполнения. Например, для модели FBS требуется заполнить габариты и вес товара в упаковке, чтобы доставка, которой занимается сам Яндекс в этом случае, могла корректно рассчитывать возможность доставки. При этом для модели DBS данные поля не являются обязательными.

В списке полей для заполнения вопрос может вызывать SKU – это уникальный идентификатор товара в вашем магазине. Вы можете самостоятельно придумать данный идентификатор – это в дальнейшем упростит работу с магазином. Например, вы можете искать свои товары по данному идентификатору.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

После того, как вы внесете все характеристики, добавите фото, описание, укажете остатки на складах и заполните другие необходимые поля, вы можете сохранить товар и после некоторого времени проверки он сможет появиться на витрине.

Также при необходимости есть и третий способ изменения товаров или добавления новых – вы можете сделать выгрузку в виде Excel файла.

Сделать вы это можете также на странице каталога, нажав на кнопку «скачать – файл с товарами».

Скачивание файла с товарами
Скачивание файла с товарами

В этом файле в удобном виде вам будет доступно изменение характеристик методами Excel, который позволяет менять названия или, например, цены массово.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

После изменения данного файла вы можете загрузить его обратно тем же методом, что и фид – через кнопку «загрузить файл». Системе также потребуется некоторое время, после которого, если все корректно, товары обновятся. Если же система найдет проблемы, она вас уведомит и попросит исправить недочеты.

Также при скачивании файла у вас будет возможность скачать «шаблоны карточек». Этот файл также содержит в себе наименования и SKU ваших товаров, но в отличии от первого файла, этот файл содержит узконаправленные характеристики, которые относятся конкретно к вашей категории товаров. Например, для входных дверей мы увидим такие поля, как «Стороны открывания», «Вид замка» и т.д. Эти файлы загружаются отдельно друг от друга.

Также стоит упомянуть о еще одной особенности данного файла – в нем есть возможность объединить одинаковые товары, которые отличаются друг от друга, например, цветом.

Чтобы объединить два товара, вам необходимо сперва создать эти 2 товара. Если они отличаются лишь цветом, необходимо отметить эти товары в одну группу. Для этого нужно указать одинаковую цифру в поле «номер карточки» и указать для них общее название. При этом, в самом названии следует отметить отличительную черту для товара, а также указать сам цвет в другом поле.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Объединение товара возможно только по ограниченному количеству характеристик. Например, для мягких игрушек вы не сможете сделать объединение по материалу изготовки, но по размеру – сможете. При этом, объединить входные двери по разному размеру вы уже не сможете.

После добавления товаров и прохождения ими проверки в каталоге вы увидите статусы товаров и их готовность к показу на Маркете

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

В зависимости от корректности добавления карточки, вы сможете увидеть ее возможные проблемы, а также информацию по доступности модели для продаж. Красным будут отмечены проблемы для размещения по этой модели, желтым - где есть некритичные проблемы у товара, а зачеркнутым шрифтом – у товаров, для которых данная модель недоступна. Зеленым же цветом будет отмечен корректно заполненный товар для указанной модели.

Продвижение товаров

В Яндекс Макрете есть множество способов продвижения вашего магазина и ваших товаров.

Продвижение по ставкам

Этот способ предполагает отображение ваших товаров в разделе популярных за счет помещения их на рекламные места. Естественно, мест ограниченное количество, поэтому была добавлена система ставок – чем больше вы готовы заплатить, тем выше вероятность отображения вашего товара на рекламном месте. Для подключения необходимо перейти в раздел “Продвижение – рекламные компании” и настроить компанию.

Укажите название вашей компании, товары, которые необходимо продвигать, и ставку, которую вы готовы заплатить за проданный товар.

По умолчанию Яндекс сам подберет рекомендуемую ставку для вас, но конечное решение принимаете вы сами.

В итоге за проданный и доставленный товар по данной рекламной компании в конце расчетного месяца вам нужно будет оплатить цену ставки.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Подробнее про рекламные компании вы можете прочитать тут

Яндекс Cплит

На данный момент очень хороший сервис для раздельной оплаты товара покупателем. Стоит отметить, что это не кредит. Покупатель ничего не оформляет, не заполняет и ничего не переплачивает.

В то же время продавец получает от Яндекса все деньги сразу.

В настоящее время сервис бесплатный и возможно в будущем будут изменения.

Сейчас он подключается автоматически, и это можно увидеть на странице “Продвижение - Рассрочка”. В дальнейшем возможны изменения в данном инструменте.

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Скидки за счет Маркета и Скидки магазина

Существует возможность указания скидки самим Маркетом на ваш товар, при этом вы получите полную стоимость товара – часть со скидкой будет оплачена клиентом, а остаток будет оплачен Маркетом. Данные скидки возможны для магазинов FBY и FBS. Отказаться от участия в таких скидках можно через запрос по форме.

Также вы сами можете указать собственную скидку на товары. Сделать это можно либо в xml фиде, либо в excel таблице Яндекса или же в личном кабинете Маркета на странице самого товара.

Другие программы

С полным списком инструментов для продвижения и программ лояльности можно ознакомится тут

Техподдержка Яндекс Маркета

На момент написания статьи, при добавлении магазина на Маркет, наблюдалось множество непонятных и неприятных моментов, связанных с техподдержкой. При обращении к ним, были зафиксированы множество случаев, некорректно предоставленных данных или ответов с ссылкой на справку, где ответа на поставленный вопрос не было. Более того они очень часто могут не отвечать неделю. При этом вполне возможно, что проблема на стороне Маркета, но они не отвечают и заставляют вас ждать. Конечно же иногда они отвечали быстро и по делу, но все же будьте готовы остаться и без четкого ответа.

Например, на вопрос почему товары не добавляются в магазин, при том что они соблюдают все условия – мне пришлось ждать сначала 3 дня, после чего мне сказали ждать еще 3 дня и так длилось дней 10.

А на вопрос почему при смене адреса в пределах города пропадают товары с Маркета – я, из-за постоянного продления времени ожидания, потратил около 10 дней, чтобы потом узнать, что это проблема на стороне Яндекса и они будут ее решать еще дольше.

Поэтому не удивляйтесь, если будете получать вот такие ответы:

Размещение товаров на маркетплейсах на примере Яндекс Маркет

Подводя итог: плюсы размещения на Яндекс Маркете

Напоследок давайте перечислим, какими же преимуществами обладает размещение товаров на Яндекс Маркете?

Если не учитывать плохую техподдержку и некоторые “баги”, которые портят впечатление, из плюсов в первую очередь можно выделить большой охват аудитории. Пользователи могут увидеть ваши предложения во множестве мест, пользуясь Яндексом, например, на странице с выдачей поискового запроса или где-то еще.

Так же нужно понимать, что покупатели приходят на страницу с товаром обычно уже зная, чего они хотят. Из-за этого конверсия на достаточно высоком уровне.

Так же стоит отметить удобство использования по множеству показателей – удобно продвигать товары средствами Яндекса, удобно хранить и доставлять их (на определенных моделях работы), существует возможность продажи без собственного интернет-магазина и много чего еще. Поэтому в целом можно сказать, что затраченное время на создание магазина того стоит. Однако, если продавец оценивает свое время дороже 1500 руб/час, то данную услугу будет выгоднее заказать в MintСlick по стоимости от 3000 руб. за размещение на маркетплейсе под ключ – подробнее об условиях Вы можете узнать, перейдя по ссылке.

Начать дискуссию