{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как использовать краудфандинг: советы экономистов

Российские экономисты изучили успешные проекты на Boomstarter.ru. Они рассказали, что такое краудфандинг, кому он полезен и что делать, чтобы крауд-проект достиг успеха. По нашей просьбе они обобщили главные выводы своей научной статьи.

Что такое краудфандинг? Зачем и кому подойдет.

Краудфандинг – это не просто еще один источник привлечения денежных средств, но и способ связи с небезразличными к деятельности бизнеса людей, возможность протестировать маркетинговую идею проекта, зачастую выяснить потенциальную популярность продукта компании.

Не секрет, что молодой бизнес на старте испытывает трудности в привлечении финансирования с помощью традиционных источников. В этой связи «отвергнутые» банковской системой предприниматели (в силу отсутствия у них кредитной истории, залогового имущества и т. д.) начинают искать альтернативные источники.

Наряду с цифровизацией экономики России появляется краудфинансирование: этот способ привлечения средств имеет намного более низкие барьеры для получения финансовой поддержки. Однако, согласно статистике, в среднем все еще более 50% краудфандинговых проектов не собирают необходимую сумму в ходе кампании.

Таким образом, интерес представляет определение ключевых факторов, которые следует учитывать инициатору проекта при проведении краудфандинговой кампании для сбора необходимой суммы.

Успех на краудфандинге с точки зрения науки

В рамках исследования мы стремились ответить на вопрос: почему одни проекты не получают необходимый объем финансирования от спонсоров, а другие порой находят такое число последователей, что размер собранной суммы существенно превосходит первоначально заявленный.

Дизайн проведенного нами в 2022 году исследования о факторах, определяющих успешность краудфандинговой кампании, представлен следующим образом. Прежде всего на основе анализа литературы российских и зарубежных авторов в области краудфинансирования мы формулируем и приводим обоснование гипотез относительно влияния факторов, определяющих успешность краудфандинговых кампаний, для дальнейшей эмпирической проверки характера их влияния на успешность сбора средств.

На этом этапе мы предполагаем, что положительно на успех кампании будут влиять количество спонсоров, комментариев, новостей проекта, а также количество предлагаемых вознаграждений, предыдущий опыт автора в создании проектов и наличие видео о проекте на его странице. А отрицательно – финансовая цель проекта, минимальная сумма взноса и продолжительность проекта в днях.

Выбор площадки для исследования остановился на российской платформе «Boomstarter», в частности, потому, что она является отечественным аналогом американской платформы «Kickstarter», на базе которой построено большое количество зарубежных исследований.

Светлана Макарова, МГУ имени М.В.Ломоносова / Дарья Улитина, Kept

В первоначальную выборку были включены 300 проектов с сайта российской краудфандинговой площадки «Boomstarter» (boomstarter.ru) в период июля 2020 по май 2022 года по дате окончания проекта. Мы выбрали данный период, во-первых, с целью избегания неоднородности макроэкономических параметров и, во-вторых, чтобы работать с наиболее актуальными данными. В итоговую выборку вошли 276 проектов: мы исключили 24 проекта, которые набрали сверх 1000% от целевой суммы.

Примечательно, что поведение спонсоров на крауд-платформах можно рассматривать как «лакмусовую бумажку» для определения фазы экономического цикла. Так, в период спада средний размер пожертвований падает, но количество транзакций увеличивается. Вместе с тем, вопрос о поведении инвесторов на крауд-площадках в период кризисов требует отдельного изучения.

Далее мы построили две модели: первая – для определения факторов, значимо влияющих на отношение объема собранных средств к величине заявленной суммы, выраженное в процентах; и вторая – для определения вероятности достижения успеха проектом.

Как получить максимум пользы из краудфандинга

По результатам исследования сделан вывод, что положительно на отношение собранной суммы к финансовой цели влияют число инвесторов (покупателей), наличие видеоматериалов о проекте. Эти же факторы (а также количество комментариев) положительно влияют на вероятность достижения финансовой цели проектом. Следовательно, для успешной реализации проекта следует увеличивать показатели по данным параметрам.

Иными словами, мы рекомендуем регулярно прикладывать усилия для поддержания интереса к проекту и обеспечения трафика на страницу проекта. Чем больше спонсоров может привлечь создатель проекта и чем выше взнос каждого спонсора, тем больше вероятность успешности кампании.

Значимо отрицательное влияние как на отношение объема собранных средств к заявленному, так и на вероятность достижения целевой суммы, оказывает высокая финансовая цель проекта. Следовательно, при крауд-финансировании следует тщательнее просчитывать финансовую цель проекта и не завышать её величину. Как показывает практика, крайне сложно привлечь очень крупные суммы. Влияние остальных факторов не значимо.

Таким образом, определены ключевые факторы, влияющие на успешное привлечение финансирования с помощью краудфандинговых площадок, а также определен характер влияния и степень воздействия каждого из значимых факторов. Кроме того, найдены коэффициенты для определения вероятности достижения финансовой цели проектом с заданными параметрами.

В заключении добавим, что успешные сборы на краудфандинговой платформе для любого проекта являются маркером заинтересованности общества в предлагаемой автором услуге/продукте, а это, как следствие, может стать драйвером привлечения дополнительного финансирования через альтернативные источники.

Светлана Макарова
Доцент экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Дарья Улитина
Консультант Kept (ранее КПМГ)

Полная версия исследования опубликована в электронном журнале «Корпоративные финансы» (на английском языке):

Авторы исследования:

Макарова С. Г. и Улитина Д. А. (2022) «Determinants of Successful Crowdfunding Campaigns: Evidence from Russian Crowdfunding Platform Boomstarter», Journal of Corporate Finance Research / Корпоративные Финансы | ISSN: 2073-0438, 16(3), сс. 95-110. doi: 10.17323/j.jcfr.2073-0438.16.3.2022.95-110.

0
1 комментарий
Дмитрий Рявкин

Много смотрел наших платформ.
Музыканты там основное собирают. Остальное мертвое

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда