Рубрика развивается при поддержке
Маркетинг
Dima Shiron
1649

Как тоска по прошлому помогает с продажами

Студия «Клик!» рассказывает о приёмах ностальгического маркетинга.

В закладки
Аудио

Живые, искренние, непостановочные эмоции — эффективный инструмент для выстраивания доверительных отношений брендов с их аудиторией.

Недавно наша студия «Клик!» — международный продакшн, специализирующийся на съёмке аутентичных фотографий для рекламы — решила изучить вопрос: как в маркетинговой коммуникации апеллировать к ушедшим годам.

Студия «Клик!»

Компаниям не нужно убеждать нас, что в прошлом было лучше. Мы справляемся с этим сами. Нам кажется, что шоколад раньше был слаще, а одежда — качественнее. Старшее поколение ностальгирует по временам своей молодости (о какой бы эпохе ни шла речь), подростки фантазируют об абстрактном романтическом прошлом родителей, которое они не застали.

Тоска по ушедшему — основа ностальгического маркетинга. Ностальгический маркетинг — приём, который последние несколько десятков лет обеспечивает высокие продажи любым товарам от ретро-кроссовок до парфюмерных ароматов 1990-х. Ключевые слова таких кампаний: «как раньше», «оригинальный», «вспомни», «тот самый вкус». Обращение к ностальгии работает во всех сферах маркетинга.

Индустрия моды

Копии легендарных коллекций и моделей: перезапуск коллекции Calvin Klein 1994 года, возвращение в продажу культовых кроссовок Nike конца 1980-х.

Nike Air Tailwind 79 OG

Продукты питания

Мороженое «48 копеек», «советская» сгущенка, автоматы с жвачками Love Is.

Ретростиль

Мода на ретроформы: MINI, перезапуск обновлённого Volkswagen Beetle. В трендах дизайна сосуществует ностальгия и по конструктивизму, и по ар-нуво. Немало людей скучают по хромированным деталям американских закусочных середины прошлого века.

А ещё стилизованная косметика, современная кухонная техника, которая выглядит как ручные миксеры наших бабушек, и объезжающие исторические города Европы ретро-трамваи. И это лишь начало списка.

Почему это работает

Человеческое сознание отлично помнит хорошее и очень плохо — неприятное. Чем больше проходит времени, тем лучше воспоминания. Всё происходит потому, что мы проецируем на прошлые события положительные чувства, которые испытываем по отношению к ним сейчас. На этом же свойстве памяти основывается эффект любви с первого взгляда.

В России больше всего к ностальгии склонны жители моложе 25 и старше 55 лет.

Это общий для всех людей механизм мышления, но чем старше человек, тем проще его запустить. Люди старшего возраста прекрасно помнят свою юность и сильно по ней скучают. Поэтому им так легко продать ностальгию по ней.

Положение осложняется ещё и тем, что чем старше человек, тем меньше ему хочется пробовать новое. От экзотической еды до свежей музыки — по мере взросления у нас остаётся все меньше новых вариантов, которые могли бы нам понравиться. В такой ситуации мы обращаемся к старому.

Миллениалам же ещё не о чем ностальгировать. Их привлекают воспоминания о раннем детстве в девяностых, а само взросление проходило уже в настоящее время. Ностальгия этого поколения работает по-другому.

Из-за того, что ностальгические воспоминания снижают уровень тревожности, зажатые между работой, сложной учебой и возрастающей ответственностью миллениалы предаются воспоминаниям, чтобы почувствовать себя защищёнными.

Ностальгический маркетинг: каким он бывает?

Есть несколько способов продавать клиентам ностальгию. Для некоторых из них у бренда должна быть устоявшаяся история, для других же можно начать с нуля.

Во-первых, в работе над кампанией можно использовать прямые отсылки. Даже если фирма работает всего несколько лет, мы можем считывать её ностальгичность благодаря:

  • характерной упаковке, отсылающей к легендарным продуктам («советская» сгущенка);
  • визуальным отсылкам в изобразительном искусстве и кино (цветовые схемы 1980-90-х, оммажи культовым сценам, ностальгические костюмы);
  • логотипам в традициях ушедших десятилетий.

Следующий способ обратиться к ностальгии — отказаться от идеала. Эффективность этого метода объясняется тем, что клиенты устали от идеальных кампаний и съёмок. Реклама 1990-х была несовершенной, плохо снятой, зачастую с нелепыми и смешными сюжетами. Тогда это вызывало справедливое раздражение. Сейчас — умиление и тоску по временам, когда можно было «увидеть настоящее» через:

  • стилизованные дефекты съёмки;
  • особые сценарии с нарочными ошибками;
  • отказ от идеальных постановок, кадров и слоганов.

Отдельный тип ностальгического маркетинга — ремейки аутентичных продуктов прошлого. Это неоднозначная практика: люди в среднем склонны заранее негативно относиться к новой версии чего-то, что они любили в прошлом. Однако это работает, если

  • отказаться от полного копирования и поместить продукт в современное окружение;
  • расширить оригинал;
  • вывести его в качественно иной жанр или плоскость

Клиенты ярче всего вспоминают события, которые их потрясли, — а значит, готовы больше за них платить. Американские старики помнят о Woodstock, россияне среднего возраста — открытие первого McDonald's, первые мобильные телефоны и первые поездки за границу. Антураж важных для клиентов событий спровоцирует приятные воспоминания и желание купить товар или услугу.

Андрей Лишаков
Арт-директор студии «Клик!»

Наконец, ностальгия по аутентичным деталям прошедшей эпохи тоже может помочь укрепить позиции товара на рынке. Это особенно хорошо работает с культурами, которые целевая аудитория продукта не застала и знает о них только из общих романтизированных представлений.

Это и духи с помпой вместо аэрозоля и стилизованные под старину бутылки Coca-Cola, и пудра для лица с пуховкой вместо кисточки. Когда все наши познания об эпохе сводятся к набору наиболее ярких деталей, именно они и привлекают внимание как интересные, экзотические и желанные.

Студия «Клик!»

Как запустить ностальгическую кампанию

Для того чтобы успешно запустить ностальгическую маркетинговую кампанию, нужно ответить себе на несколько вопросов.

  1. По какой эпохе ностальгирует целевая аудитория? От этого зависит и визуальный код кампании, и слоганы, и методы продвижения. Важна аутентичность, ведь ностальгичные проекты нравятся клиентам как раз из-за их предполагаемой честности и оригинальности.
  2. Как эта эпоха соотносится с уже сложившимся у нас характером и стилем? Компания должна быть узнаваема. Стиль выбранной эпохи должен дополнить существующие традиции общения с аудиторией, а не заменить их полностью.
  3. Можно ли воспользоваться историей бренда? Новым компаниям нужно что-то придумывать, но если вы на рынке давно, вы можете воспользоваться собственными традициями и апеллировать к уже прошедшим у вас кампаниям. Для этого совсем необязательно иметь многовековую историю: немало людей уже ностальгирует по началу 2000-х.

Как совместить новое и ностальгическое? Некоторые вещи лучше оставить в прошлом. Теперь мы можем пользоваться более совершенными технологиями, более удобными тканями, более безопасными красителями и так далее. Не нужно копировать весь продукт из прошлого целиком. Скорее всего, современная обработка сделает его намного лучше.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Dima Shiron", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u043e\u0441\u0442\u0430\u043b\u044c\u0433\u0438\u044f","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433"], "comments": 7, "likes": 27, "favorites": 44, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 61285, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 15 Mar 2019 12:41:29 +0300", "is_special": false }
Какая реклама
приносит деньги?
0
{ "id": 61285, "author_id": 180817, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61285\/get","add":"\/comments\/61285\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61285"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Считаю, что тема не раскрыта. Просто пробежались по верхам и всё. Жду продолжения.

Ответить
0

Тема сисек зато раскрыта.

Ответить
0

на фото ковер очень сильно похож на армянский

Ответить
–1

Дмитрий, напишите свою почту - скинем презентацию, в которой тема раскрыта более полно :)

Ответить
0

И мне пожалуйста. Тема очень актуальна!
anyamurk на gmail

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }