{"id":13888,"url":"\/distributions\/13888\/click?bit=1&hash=b9ef1acfaff33313e209ff706cdc085257b1aa0628eda8cd82c15ab939b88cb6","title":"\u0414\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u044f \u0434\u043b\u044f \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430 \u0431\u0435\u0437 \u0442\u0430\u0440\u043e","buttonText":"\u041d\u0430\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f","imageUuid":"5a8d05f2-0e2c-5a89-8e96-98d923aa05a2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как жить без Shutterstock: три главных правила

UPD — 2 марта Роскомнадзор вновь открыл доступ к фотобанку Shutterstock. Но мы на всякий случай оставляем колонку с советами, как планировать процессы, чтобы закрытие любого стока не помешало вашей работе.

1 марта стало известно, что РКН блокирует Shutterstock в России, — это может негативно сказаться на работе специалистов определённых категорий. Кого это коснётся в первую очередь и какие альтернативные стоки стоит использовать — рассказал дизайн-директор СберМаркетинга Владимир Кумин.

Владимир Кумин
Дизайн-директор СберМаркетинга

Кого затронет

Все мы понимаем, что Shutterstock блокируют из-за неприемлемого контента. А Fotodom — это монополист на использование Shutterstock в России. Они ответили: мы удалим нежелательный контент из коллекции и закроем вопрос, — и отправили ответ в РКН. Они уже убрали проблемные изображения и готовы к разблокировке. Тем не менее никто не застрахован от подобных случаев, а рассмотрение ответа в РКН обычно занимает время, поэтому лучше заранее позаботиться о том, как продолжать работать в такой ситуации. Расскажу про три основных правила, с которыми вам будет не страшна блокировка любимого стока.

Фотостоки — это бизнес. Вопрос: кто этим бизнесом пользуется?

Во-первых, это фотографы, которые размещают на таких сервисах свои снимки, а ещё иллюстраторы и графические дизайнеры, которые выкладывают собственные иллюстрации, пакеты иконок и другие графические материалы. С блокировкой фотостока все эти люди теряют заработок.

Во-вторых, могут пострадать те, кто использует готовые изображения. Например, это графические дизайнеры, которые собирают макеты, иллюстраторы, редакторы сайтов или пабликов, а также арт-директора, которые используют изображения из фотобанков как референсы или мудборд, чтобы показывать клиентам или вдохновляться самим.

Альтернативные стоки

Если мы говорим только про Shutterstock, то альтернативы ему есть. Если мы говорим про заграничные стоки вообще, то альтернатив почти нет. Конечно, есть российский фотобанк «Лори», мы пробовали с ним работать, но перестали.

Бесплатных фотостоков почти нет, потому что люди на них зарабатывают. У вас может быть свой фотобанк, если вы сделали фотосессию сами. Это ваш фотобанк, вы за него заплатили — и всё. Хотя у вас могут быть ограниченные права, потому что есть определённый регламент — например, можно использовать изображение человека по договору на год, два, три. Могут быть и неограниченные права, но такое бывает редко, обычно всё-таки есть регламент.

Да, бывают бесплатные фотостоки, но действительно интересное и то, с чем можно работать, всё это платное.

Я рекомендую: Depositphotos, 123RF, Getty Images, iStock. Это хорошая альтернатива.

Как чувствует себя дизайн-сообщество

Я бы не назвал это паникой. Паника была, когда ушёл Adobe для коммерческого использования в определённых сферах бизнеса. А блокировка Shutterstock — это скорее неприятная история. Мы взволнованны, но понимаем, какие существуют альтернативы. Если мы сравниваем Shutterstock и тот же «Лори», то разница есть. Если сравниваем Getty и Deposit — разница, конечно, тоже есть, но она не так ощутима. С этим можно без проблем жить.

Правило №1. Используйте минимум две подписки

Точно стоит иметь несколько подписок. Например, одна подписка базовая — вы понимаете, что там большие объёмы, для вас это основной сервис, и вы на нём берёте всё, что нужно. Вторая подписка вспомогательная — у вас там тарифный план, условно, на 50 изображений. Это на случай, если понадобится купить не разово, а пакетом и быстро решить вопрос с документооборотом, чтобы работа дизайнеров не простаивала, пока мы ждём утверждения о закупке.

Правило №2. Выкупайте изображение только после того, как оно утверждено

Например, у нас на Shutterstock безлимитный тариф, но он своеобразный. Мы можем брать любые изображения без водяных знаков, в бесконечном количестве их скачивать, тестировать и прочее. Сначала мы делаем с ними макет и только потом их покупаем. Это позволяет нам сразу брать изображения в работу. На сервисе есть целая сетка тарифов по выкупленным изображениям, и эти тарифы очень разные — каждый может подобрать для себя оптимальный вариант в зависимости от задач.

Правило №3. Ведите собственную базу

Можно приобретать изображения с неограниченным использованием (самое дорогое, что вообще есть) — по сути, это покупка авторского права. Можно выкупать изображения и использовать их несколько раз в течение определённого времени. Третий совет — собирайте такие изображения в отдельную папку либо как-то их отмечайте, чтобы они всегда были под рукой для непредвиденных случаев.

Тот, кто постоянно работает с одним продуктом, обычно формирует свою библиотеку. Имеет смысл выкупить для неё изображения с возможностью многократного использования. У нас так было постоянно, когда мы работали на стороне продукта. Мы работали в автомобильной сфере и понимали, какие визуальные образы машин нам нужны. У нас было много изображений с разными ракурсами автомобилей, и мы их постоянно использовали.

Если бы у нас отключился Shutterstock, например, на месяц, то мы бы не пострадали. Больше скажу, ничего страшного не произошло бы, даже если бы сервис был недоступен год: мы создали большую библиотеку, и с правами было всё в порядке. Так что заранее собирайте собственную. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы у вас были необходимые права на изображения.

Обычно у каждого дизайн-подразделения есть своя база изображений, вопрос — какая она? Если говорить про наше агентство, у нас она лежит в рамках айкон-пака (более 400 иконок), который мы разработали собственноручно. Мы используем, скажем так, эксклюзивные истории для каждого из брендов в плане изображений, либо что-то дорисовываем. Но при этом всегда держим под рукой базу мокапов, благодаря которым можно наглядно презентовать клиенту интегрированный в среду разработанный креатив. Я не видел, чтобы мы повторно использовали одну и ту же картинку. Внутри каждого дизайн-направления есть свой такой определённый набор графических материалов — важно всегда содержать его в порядке и своевременно обновлять.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null