Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Tone-of-voice бренда в соцсетях должен быть независим от голоса конкретного исполнителя. Это упрощает производство контента и дает стабильное качество. Студия Чижова рассказывает, как использовать коммуникационные модели для разработки тон-оф-войс с нуля и адаптации к уже существующему новых исполнителей.

Привет, это Студия Чижова

Мы создавали контент для оптового склада цветов, крупной сети магазинов товаров для дома, юридической компании в сфере банкротства физических лиц и многих других проектов. Вопрос tone-of-voice по ряду причин очень важен.

Во-первых, это особенность работы SMM-студии. Контент-менеджеры одновременно ведут несколько проектов, и для них важно уметь быстро переключаться.

Во-вторых, даже если у бренда есть штатный контент-менеджер, нужно быть готовым к любым ситуациям. Сотрудник может пойти на повышение, перейти в другой отдел, уйти в отпуск, уволиться и т.д. Появится необходимость быстро ввести в курс дела нового исполнителя так, чтобы пользователи не увидели разницы.

В прошлом году мы пришли к наиболее удачной, с нашей точки зрения, схеме разработки и внедрения tone-of-voice, которая помогает решать указанные проблемы. Как она работает, подробнее расскажем в этой статье.

Сначала — анализ

Прежде всего, нужно напомнить — tone-of-voice (дословно «голос бренда») — это часть коммуникационной стратегии. В нем фиксируются общие правила коммуникации бренда с клиентами и партнерами.

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Tone-of-voice — это очень тонкий момент, который достаточно трудно описать технически: «вот так делайте, так не надо», потому что кажется, что это что-то очень эфемерное, неопределенное, сравнимое наделением харизмы того или иного человека. Как бы вы описали, как говорите вы? После этого вопроса люди часто встают в ступор. То же самое и с голосом бренда.

Мы выработали свой план создания ToV по определенным параметрам. Да, нельзя сказать, что это прям универсальный подход, который полностью позволяет смоделировать общий уникальный ToV для любого проекта. Здесь большую роль играет опыт, насмотренность, умение чувствовать контент и знание разных подходов на рынке. Однако базово мы можем описать основные принципы коммуникации, что сильно упрощает работу с контентом и помогает найти свой стиль для каждого.

Аэлита Стоните, стратег Студии Чижова
Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Рассмотрим каждый из этапов создания голоса бренда детально. Для примера возьмем реального партнера Студии — проект для юридической компании, которая оказывает юридические услуги и занимается списанием долгов.

Анализ бренда и продукта

Проанализировать сам бренд и продукт можно, определив УТП и позиционирование по следующей схеме:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Перекладываем схему на наш проект, и вот что получается:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Анализ аудитории

Сначала отвечаем себе на вопрос, кто наша целевая аудитория. Прописываем географию, возраст, пол, род занятий. Сверьтесь с аналитикой сайта и внутренней статистикой ваших аккаунтов в соцсетях.

Затем делим выделенную аудиторию на сегменты с помощью Jobs To Be Done. Здесь нам нужно определить, какими мотивами движется наша аудитория, когда обращается к нам. Какие свои потребности они закрывают нашим продуктом.

У нас получились следующие кластеры:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Лучше всего использовать «говорящие» названия сегментов, которые сразу создают в голове определенный типологический образ. Это удобно, чтобы контент-менеджер сразу понимал, с какой аудиторией ему предстоит работать.

Сами названия при этом имеют техническое значение и нужны только для внутреннего пользования. Разумеется, если сегмент мы обозначаем как «разгильдяя», это не выражается в пренебрежительном ToV. Мотивы и потребности сегмента прописываем подробно, чтобы более полно представить этот сегмент.

Анализ лучших постов по ER и RR

Cобираем лучшие посты по показателям ER и RR и анализируем, что именно «заходило» ЦА. Обращаем внимание на то, как мы писали, форматы контента и смыслы.

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

На нашем проекте аудитория больше всего реагирует на репутационные полезные посты в формате лонгридов. Значит, в ToV пропишем, что мы должны делиться полезной информацией на понятном аудитории языке. Чтобы больше вовлекать читателей и увеличивать уровень доверия.

Анализ конкурентов и лидеров рынка

Ищем похожие кейсы мировых брендов и основных конкурентов, по которым можно провести аналогию с вашим проектом. Готовим контент-анализ. В процессе анализа отмечаем, КАК пишут конкуренты, какие цвета и элементы оформления используют в визуалах.

Для нашего проекта мы проанализировали 9 конкурентов. И вот какие выводы у нас получились:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Сформулировать tone-of-voice можно методом «от противного». Изучить конкурентов, выделить формулировки, которые не подходят для вашего бренда, и написать то же самое своим языком.

Можно собрать мудборд, в котором подробно с примерами описать, что, по вашему мнению, подходит бренду, а что — нет. Фиксируйте, какие посылы и визуалы должны использоваться.

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения
Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Предварительный анализ контента конкурентов и лучших мировых кейсов поможет хотя бы примерно понять, что вы хотите использовать в ToV, а что точно нет. Увидите, как конкуренты работают с аудиторией и какие механики лучше всего работают.

Выстраиваем tone-of-voice на основе коммуникационных моделей

Зная аудиторию бренда, конкурентов и подходы, которые работали раньше, можно приступить к собственно разработке tone-of-voice. Мы используем для этого архетипы и бренд-персонажей, которые помогают визуализировать голос бренда, придать ему черты живого человека.

Архетип бренда

Взяли за основу модель, разработанную американской исследовательницей Кэрол Пирсон. Она включает 12 базовых архетипов, которые у всех людей ассоциируются примерно с одним и тем же. Практически все персонажи книг и фильмов созданы на их основе.

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Архетипы помогают задать общую рамку коммуникаций и первичное восприятие образа компании. Они понятны широкой аудитории и делают образ бренда узнаваемым и понятным.

Опираясь на анализ бренда, продукта и рынка, мы определяем, какие ценности транслирует компания. Для этого сформулируйте основные задачи бренда и назначения продуктов через глагольные конструкции типа: «дарит ощущения доброты, оптимизма и беззаботности», «помогает становиться умнее и получать навыки».

В нашем случае архетип — герой. «Герой» стремится спасти мир, победить зло и найти путь из любой безвыходной ситуации. Он вдохновляет на борьбу и изменение жизни.

Создание бренд-персонажа

Далее придумываем бренд-персонажа, то есть некий аватар компании, от лица которого ведется коммуникация. Есть несколько способов создания бренд-персонажа.

Это может быть полностью вымышленный герой с собственной уникальной внешностью. Примеров много: говорящий умывальник из рекламы стирального порошка «Миф», гепард Честер из Cheetos, герой актера Терри Крюса из Old Spice и т. д.

Более простой вариант — персонифицировать бренд в виде героя массовой культуры или реально существующего человека. При этом бренд-персонаж может быть условным и существовать только в виде голоса, без визуального воплощения.

Бренд-персонаж нашего проекта — это честный юрист, герой, отстаивающий права незащищенных граждан перед лицом жестоких законов, помогающий избавиться от непосильного бремени кредитов, чтобы клиенты могли начать новую жизнь.

Ниже пример того, как и о чем наш герой говорит. Простыми словами рассказывает, как он спас женщину от долгов. Не пафосно, а просто и внушительно:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Выбор тональности коммуникации

Чтобы выбрать верный ToV, определите его характеристики: например, мы эмоциональные, мы простые, мы неформальные, мы открытые. А также какими мы не являемся, сразу объясняя, что имеем в виду.

Считаем, что руководства ToV с разделами «Кем мы являемся» и «Чем мы не являемся» могут быть весьма полезными для достижения правильного баланса.

Этот формат создает общее понимание голоса бренда.

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Разберем, как это работает, на примере. Напишем описание телеграм-канала:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Да, это серьезно, но присмотритесь, нагромождение цифр и сокращений создает впечатление заумности. Это описание не соотносится с тональностью и бренд-персонажем, наоборот, создает впечатление отстраненности от клиента и чрезмерной занудности.

Попробуем еще раз:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Вроде не заумно, понятно, но слишком просто. Создается впечатление панибратства, которое неуместно в процедурах банкротства. Плюс описание пугает словами: спасем и банкротим. Как будто мы дополнительно сообщаем клиенту, что он в беде. Третья попытка:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Это описание идеально подходит под выработанные критерии. Оно серьезное, но без заумности, понятное и честное. Рекомендуем отрабатывать критерии, которые получатся у вас на разных типах контента, тогда вам самим будет понятнее, как ими пользоваться.

Фиксируем стандарты контент-маркетинга

Теперь пишем шпаргалку для контент-менеджера. Перечисляем основные рекомендации по взаимодействию в текстах, визуалах и других точках контакта:

— длина предложений в тексте;

— стоп-слова;

— обращение к читателю (ты, вы, уважаемый клиент, дорогой друг и т. д.);

— сложности предложений (допустимо ли использовать сложносочиненные и подчиненные конструкции или аудитории будет некомфортно воспринимать тексты, похожие на прозу Льва Толстого в его лучшие годы);

— объем текста;

— наличие в тексте терминов;

— средства художественной выразительности.

Например, шпаргалка может выглядеть так:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Фиксируем требования к визуалу

Визуальная стратегия бренда создается с учетом его tone-of-voice. Бренды, которые выстраивают сдержанную, профессиональную коммуникацию, визуально отличаются от брендов с игривым и эмоциональным ToV.

Прописываем подробно правила создания креативов, шрифты и основные и дополнительные цвета. Здесь же можно указать, что недопустимо делать в визуале.

На проекте мы решили использовать яркую, но сдержанную цветовую палитру. Это поможет отстроиться от конкурентов и подчеркнуть индивидуальность проекта.

Визуалы должны передавать серьезность, деловитость и скрупулезность, поэтому мы используем фотографии команды, известных людей и фото, сделанные в рабочей обстановке с реквизитами, которые ассоциируются с юридической практикой: кодексы, деловые портфели, блокноты. Разработали примеры иллюстраций, которые будем использовать для создания визуалов. Ниже примеры опубликованного контента:

Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения
Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения
Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения
Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения
Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения
Tone-of-Voice бренда в соцсетях: практический опыт разработки и внедрения

Заключение

Задача «разработать tone-of-voice бренда» звучит пугающе и абстрактно. В этой статье мы разделили процесс создания голоса бренда на конкретные базовые блоки, которые легко реализовать. Описанный конструктор не универсален, но даст крепкую основу и упростит работу с контентом для коллег.

Рекомендуем все результаты и находки фиксировать в один документ, тестировать и со временем дорабатывать.

Если хотите не только заполнять контентом соцсети, но и получать продажи, обращайтесь в Студию Чижова. Обсудим ваши задачи.

2828
6 комментариев

Статья, очевидно, в закладки 👍🏻 Супер, все по полочкам. Всегда при разработке tov было тяжело защитить стратегию более объективными аргументами, чем «вот так делайте, так не надо». Спасибо! 🖤

1
Ответить

Спасибо за оценку)

1
Ответить

эти названия сегментов для jtbd они всегда одинаковые, как архетипы, или самостоятельно придумываются?

1
Ответить

Нет, можно обозначать любым удобным способом)

Ответить

Классно! Очень по делу, структурировано и понятно. В мемориз.

1
Ответить

Спасибо)

Ответить