«Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды для сохранения памятников культуры»

В марте 2023 года издательско-полиграфическая компания «Актис-Медиа» представила бренд «РубльСувенир» — серию оригинальных сувенирных купюр с надписью «Ноль рублей» и изображениями объектов национальной гордости России. Мы поговорили с директором по развитию компании Александром Чаллаари, чтобы узнать о проекте подробнее.

«Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды для сохранения памятников культуры»

Вот что мы обсудили и узнали:

— Александр, давайте сразу поговорим о продукте: что особенного в ваших купюрах? Чем они отличаются от сувенирных банкнот, которые мы привыкли ещё с 90-х видеть в магазинах с товарами для праздников?

— Разница колоссальная с точки зрения и назначения, и исполнения, и художественной ценности. Вы правильно охарактеризовали назначение купюр из банка приколов — это флаеры, которые можно использовать для костюмированной вечеринки, игры с детьми в магазин или в качестве закладки в книгу. Покупатели не относятся к ним серьезно и многого от них не ждут.

Сувенирные купюры, которые мы выпускаем под брендом «РубльСувенир», совершенно другого качества. Они печатаются на специализированной банкнотной бумаге с использованием металлизированной и оптически переменной краски, имеют более 20 элементов защиты: микротекст, микроузор, водяной знак, собственные уникальные номера. Некоторые детали видно только в ультрафиолетовом спектре.

Купюры с надписью «Ноль рублей» имеют самостоятельную художественную ценность, а не копируют настоящие деньги — законом запрещена любая имитация денег. Мы же создаем продукт, направленный на популяризацию культуры, спорта, науки и развитие туристического потенциала регионов. А путешественникам предлагаем качественный сувенир, который приятно держать в руках и можно привезти в подарок друзьям или коллегам.

— Как пришла идея проекта и сколько времени заняла разработка таких сложных сувениров?

— Мы давно искали нишу, в которой могли бы выпускать продукцию под собственной торговой маркой. Так мы хотели диверсифицировать портфель, поскольку «Актис-Медиа» всегда работала под брендами заказчиков. Такой творческий поиск побуждал смотреть по сторонам и искать вдохновение на разных рынках во время работы, в выходные, в отпуске — постоянно.

В одну из таких поездок в 2019 году в Париже я наткнулся на сувенирные купюры с нулевым номиналом Zero Euro и понял, что с помощью такого же инструмента, но уже у нас в России, можно рассказать истории о значимых объектах, событиях и персоналиях в области культуры, туризма и спорта. Как только вернулся, сразу пошел к нашей команде дизайнеров, на производство, к юристам с вопросом, реально ли запустить такой проект в нашей стране. Оказалось, что вполне, но есть свои нюансы и сложности.

И вот, спустя четыре года, в марте 2023 года, у нас уже есть рабочий прототип, первая линейка купюр и всё необходимое, чтобы создать новую нишу на рынке, при этом передав образы российской культуры таким необычным и оригинальным способом.

«Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды для сохранения памятников культуры»

— Расскажите о нюансах: почему работа над проектом заняла столько времени?

— Уже через три месяца после появления идеи и первых консультаций мы открыли отдельное юрлицо для реализации проекта. Тогда официально началась работа над продуктом. Потом был 2020 год с пандемией коронавируса, которая частично затронула и 2021-й. Сейчас — западное эмбарго и почти полный блок на всю европейскую полиграфию (технологии, материалы, химию, краски и так далее). Пришлось искать альтернативы, пересматривать технологию. На всё это нужно время.

Если говорить о нюансах, то разработка проекта «РубльСувенир» состояла из трех частей:

  • Художественная составляющая — идея серий купюр, оформительная история, ведь у нас высокохудожественный продукт. Нам важно, чтобы всё было разработано красиво и с высокой степенью детализации. Продукт должен вызывать приятные тактильные эмоции, а в перспективе иметь и коллекционную ценность.
  • Технологическая составляющая. Мы хотели сделать сувенир максимально похожим на настоящие купюры. Значит, нужно было идти к тому, кто делает деньги и общаться. В России ограниченный круг экспертов в этом вопросе, производство лицензировано и требует специального оборудования. Переговоры с такими потенциальными партнерами непростые и занимают время.
  • Правовой аспект. Во-первых, мы должны были удостовериться, что не нарушаем законодательство в части изготовления банкнот. Во-вторых, защитить авторские права на наш проект и связанные с ним продукты и решения. Поскольку мы действуем исключительно в правовом поле и выплачиваем вознаграждение каждой организации и лицу, чьи образы используются на банкнотах, было необходимо провести переговоры с правообладателями.

— Получат ли правообладатели какой-либо доход по итогам реализации банкнот?

— Конечно. Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды учреждений, занятых в сфере сохранения памятников культуры. Например, в качестве символа в Калининграде мы выбрали Кафедральный собор. С каждой проданной купюры будем перечислять по пять рублей в фонд собора, тем самым внося посильный вклад в наше общее достояние.

«Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды для сохранения памятников культуры»

— Вы коротко упоминали о производстве. Расскажите, будете ли печатать продукцию в России или где-то за рубежом?

— Довольно расхожая фраза «Время печататься в России» как никогда актуальна сейчас. На старте проекта у команды «Актис-Медиа» не было опыта производства подобной продукции — мы всегда работали на рекламном рынке, на котором несколько иные требования. Но накопленный опыт реализации полиграфических проектов различного масштаба и уровня сложности помог успешно развить и новое направление. Мы смогли найти надежного партнера, который помогает с технической частью. Бумагу используем российского производства. Другой вопрос, что химия, краски и прочие составляющие — импортные. После известных всем событий выбор поставщиков значительно сузился.

Поскольку мы никогда не изготавливали защищенную печатную продукцию, нам было важно провести опыты: сделать несколько пилотных образцов и попробовать реализовать собственное видение на практике, в том числе протестировать цветопередачу и другие характеристики. Так мы поняли, например, что китайские чернила для ультрафиолетовой печати уступают европейским аналогам — они в полтора раза более тусклые, чем западные. Пришлось проводить больше тестов, чтобы технологически прийти к приемлемому результату.

«Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды для сохранения памятников культуры»

Переговорный процесс тоже стал сложнее. В силу эмбарго некоторые поставщики, например, банкнотной бумаги, практически безальтернативны. Приходится подстраиваться под особенности консервативного ведения бизнеса, а это непросто, когда реализуешь инновационный и технологически сложный проект.

Некоторые просто не хотят сотрудничать, объясняя свою позицию небольшим (пока) размером нашего проекта на фоне огромных текущих федеральных заказов. Такая позиция временами удивляет: мы привыкли идти вперед несмотря ни на что, развиваться и сотрудничать, чтобы вместе достигать результата. Такого же отношения к бизнесу ждем и при переговорах. Радует, что текущие партнеры разделяют наше видение. Без лишней скромности могу сказать, что они у нас отличные.

— Ваши купюры очень похожи на настоящие деньги. Нужно ли было вам получать одобрение государства?

— В этом отношении непросто быть новатором. Так как подобного продукта в стране просто нет, никто не может дать однозначный ответ. Поэтому мы направили запросы во все, как мы считаем, заинтересованные инстанции, и получили ответы, что работать можно. Повторюсь, что мы не делаем деньги и не имитируем их. Мы создаем сувенирные купюры, имеющие схожую технологию производства, а ценность их определяется скорее эмоциональной и художественной составляющей, нежели биржевой.

Далее во взаимодействии с государственными органами и структурами будем исходить из обстоятельств. Самое главное, что мы делаем абсолютно легальный продукт, в основу концепции которого заложено соблюдение законных прав и интересов всех сторон, вовлеченных в его реализацию и дистрибуцию купюр.

Получается, что мы свои обязательства перед государством выполнили, формальные реверансы соблюли и получили ответы ещё на этапе патентования и защиты авторского права. Несет ли это риски? Возможно. Мы создаем новый продукт, который ещё никто не делал, а это всегда предполагает некоторую неопределенность.

— Кажется, что сейчас, на фоне развития внутреннего туризма, ваш проект очень комплементарен задачам государства. Ожидаете ли вы какую-то помощь от него?

— Наш проект направлен на популяризацию российской науки, культуры, искусства, спорта и внутреннего туризма, поэтому релевантен целям ряда госорганов. Сейчас мы хотим получить хотя бы формальную поддержку проекта от профильных министерств. Такой сигнал и сопутствующая информационная поддержка помогли бы ускорить и упростить переговоры с государственными учреждениями, а также региональными администрациями и их представителями.

Мы видим, что проект может быть интересен и полезен регионам, городам, музеям и галереям — выпуск купюр по индивидуальному дизайну может стать необычным сувениром для них, повысить узнаваемость среди российских туристов и даже стать самостоятельным информационным поводом. Кому-то это поможет привлечь дополнительных гостей или открыть дополнительный источник финансирования, вырученные средства от которого можно направить на развитие.

«Запуская проект сувенирных купюр, мы помогаем формировать финансовые фонды для сохранения памятников культуры»

— Расскажите, какие у вас ожидания на этот сезон с точки зрения бизнеса? Как скоро планируете окупить проект?

— Сейчас мы делаем ставку на нашего отечественного путешественника. Учитывая данные Минэкономразвития о росте внутреннего туризма, потенциальными покупателями сувенирных купюр только в текущем сезоне станут более 30 млн человек.

Стартуем вместе с сезоном в мае в пяти городах: Москве, Петербурге, Калининграде, Казани и Дагестане. Приобрести сувенирные купюры в них можно будет в музеях и сувенирных лавках, театрах и галереях, вокзалах и аэропортах, учреждениях спорта и досуга, а также на маркетплейсах по единой розничной цене в 350 рублей. К концу лета планируем выйти во все города-миллионники, расширив коллекцию купюр.

Дальше вариантов развития много. Если хорошо разойдется первая лимитированная партия, перенесем опыт на новые регионы, а в первых пяти выпустим коллекции с новыми дизайнами. Будет много корпоративных заказов – проработаем и это направление тоже. Отдельный рынок — коллекционный. Вариантов много, что диктуется многомерностью и сложностью продукта. Выйти на полную самоокупаемость планируем уже до конца текущего года.

11
Начать дискуссию