4 правила проведения конкурса в социальных сетях
Сегодня поговорим о правилах, которые рекомендуется соблюдать, чтобы ваши конкурсы в социальных сетях не только получили высокие показатели, но и соответствовали юридическим требованиям.
- Формат имеет значение?
На самом деле, формат не играет решающей роли. Для проведения конкурса подойдут стандартные посты с фото, карусели, опросы, видеоролики и все остальное.
Вот для анонсирования конкурса не рекомендуем использовать Stories, ведь они доступны всего 24 часа. Зато в этом формате участники могут размещать свои конкурсные работы с отметкой бренда или брендовым хэштегом.
Конкурсы в формате Reels для Instagram* (запрещен в РФ) или клипа для ВКонтакте имеют небольшое преимущество, поскольку могут попадать в ленту рекомендаций и приводить новых подписчиков в сообщество.
- «Призолов» ты меня называла…
«Призоловы» — это пользователи с «черным поясом» по участию в конкурсах. Они подписаны на сотни пабликов, отслеживают выходы новых конкурсов и участвуют в них исключительно ради приза. Вычислить «призолова» легко по открытому аккаунту с десятками репостов конкурсных постов из разных пабликов, которые он делает каждый день.
Чем крупнее паблик — тем больше в нем призоловов. В сообществах с числом подписчиков 300 000+, где регулярно проводят конкурсы, «призоловы» могут составлять 40-50% активной аудитории.
Бороться с ними не советуем: они формируют активное ядро и задают модели поведения, которым следуют другие участники — участвуют в конкурсах, лайкают другие посты, повышают активность. Новые пользователи, подписываясь на аккаунт, видят в нем активность и сами вовлекаются во взаимодействие с контентом.
При подведении итогов конкурса, важно исключать «призоловов» из списка победителей, но только в случае нарушения правил конкурса или, если в правилах содержится условие о том, что призоловам отказывают в выдаче приза. По крайней мере, это актуально, когда разыгрываются дорогостоящие и крупные призы. Или велика вероятность, что побеждать в конкурсах будут одни и те же люди, а победа «призоловов» с большой вероятностью вызовет негативные эмоции со стороны других участников конкурса.
- Дорог ли подарок?
Оптимальным вариантом для эффективного конкурса является комбинация дорогих призов с более дешевыми. Но не обязательно использовать дорогие и дешевые призы одновременно, их можно чередовать.
Пользователи позитивно воспринимают конкурсы, где есть главный приз — например, дорогая бытовая техника или гаджеты — и поощрительные призы — например, сертификаты. Поощрительные призы выглядят доступными, подписчики верят в победу, что стимулирует их к участию. Главный приз является более желанным, и, разумеется, тоже побуждает к активности, но ограниченное количество таких призов и распространенное ошибочное мнение «это для своих», приводят к тому, что не все участники верят в возможность выигрыша и просто не участвуют в конкурсе.
Анализ большого числа брендовых аккаунтов, показывает, что одним из самых привлекательных призов (помимо iPhone) подписчики считают сертификат в интернет- магазины на сумму от 20 000 рублей.
Если конкурсы проводятся часто (3-4 раза в неделю), а выполнение конкурсных заданий не требует от подписчиков значительных усилий, можно разыгрывать номинальные призы — например, баллы на карту лояльности.
А вот розыгрыша подписок на различные онлайн-кинотеатры советуем избегать — часто легче найти в сети промокод на такие подписки, чем выполнить условия конкурса.
- А теперь серьезно
И мы говорим про соблюдение юридических требований. Запоминайте их или добавляйте статью в закладки, точно пригодится.
- К любому конкурсу должны прилагаться правила его проведения, где указаны: сроки проведения; перечислены призы, причем так, чтобы и призы и их количество были определены четко и недвусмысленно; условия (механика) участия, порядок получения призов и прочие основные моменты.
- Если стоимость приза более 4 000 рублей, то при получении его обязательно должен быть уплачен налог на доходы физических лиц. Кто именно оплачивает налог — организатор, или победитель — тоже необходимо зафиксировать в правилах конкурса.
- Срок проведения, порядок определения победителей и выдачи призов должны быть четко определены и не зависеть от каких-либо факторов. Например, нельзя написать «По достижению подписчиков в количестве ___, мы разыграем приз». Допустимо указывать дату, период или событие, которое неизбежно наступит. Например, «Разыграем приз в первую субботу лета». При указании срока обязательно указывайте год.
- Некоторые площадки, например ВКонтакте, вводят дополнительные правила и ограничения. Это может быть, например, запрет на массовое приглашение в группу в качестве условия участия, определение победителей по количеству отметок «Нравится». Чаще всего, такие дополнительные условия направлены на предупреждение спама в адрес других участников социальной сети. И, поскольку каждая площадка вправе устанавливать, дополнять и менять правила, перед проведением каждого конкурса необходимо удостовериться, что механика не противоречит этим правилам.
- Если конкурс продвигается, то в таком случае необходимо соблюдать нормы закона о рекламе. Каждое рекламное объявление должно содержать информацию об организаторе мероприятия, о правилах проведения конкурса, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.
- Многие компании вновь стали вести страницы и даже проводить конкурсы в запрещенных социальных сетях. На данный момент позиция ФАС РФ состоит в том, что на рекламу, размещенную в данной соцсети, закон о рекламе не распространяется. Но мы советуем все равно соблюдать нормы закона: прописывать правила участия, определять победителей и обязательно вручать им призы.
- На последнем этапе конкурса, а именно при вручении призов, не забудьте подписать акт в подтверждении факта передачи приза, согласие на обработку персональных данных и согласие на обработку персональных данных, разрешенных к распространению.
*принадлежит компании Meta, которая была признана экстремистской и запрещена на территории России