Как мочили Wildberries. Кейс

Меня зовут Кузнецов Евгений, я возглавляю Департамент мониторинга и аналитики репутационного агентства "Сидорин Лаб". Недавно из каждого утюга звучала новость про забастовки в Wildberries. Это кейс, в котором прикольно поковыряться на предмет фейков, вбросов и посевов. Как говорится - нет дыма без огня.

Как мочили Wildberries. Кейс

В начале марта начала действовать новая политика маркетплейса Wildberries, которая послужила поводом для забастовки сотрудников. Маркетплейс начал удерживать 20% от стоимости товара, если покупатель возвращает бракованную вещь обратно. А если в упаковке оказывается не тот предмет, собственников обязали возвращать всю сумму за позицию. И уже 9 марта партнеры почувствовали это на себе.

Бомбануло знатно.

Динамика упоминаний с 10 марта 2023 года по 30 марта 2023 года
Динамика упоминаний с 10 марта 2023 года по 30 марта 2023 года

Без учета комментариев (под упоминаниями о Wildberries) пользователи настрочили почти 60.000 сообщений.

Там было много интересного, и штурм московского офиса компании, и вызов полиции, и закрытие некоторых ПВЗ со стороны Wildberries (в качестве ответной меры), и встреча в Госдуме, и рабочее совещание в ФАС. Ну так писали в интернетах. Закончилось все хорошо, много штрафов отменили, обещали все пересмотреть и хэппи энд.

Всё это нам на самом деле не очень интересно. Интересно как на это отреагировал Wildberries.

А на это отреагировал Беспощадный Пиарщик: https://t. me/prbezposhady/21170

Как мочили Wildberries. Кейс
Как мочили Wildberries. Кейс

Я не возьмусь утверждать, был ли анализ от крупнейших PR-агентств или нет. Но вот то, что этой истории помогали раскручиваться это факт.

Давайте немного покопаемся в данных.

Началось с SHOT (666 тыс. подписчиков): https://t.me/shot_shot/49144

13 марта в 15:04

Как мочили Wildberries. Кейс

SHOT пишет, что владельцы пунктов выдачи собираются объявить забастовку. Откуда они взяли эту информацию они, конечно же, не сообщили.

Но забастовка это, как правило, организованное мероприятие. Это же не одиночный пикет. Значит есть и организатор, который где-то все это организует.

Предположим, что информация скорее всего добыта из некоего сообщества, в котором свои боли перетирают владельцы и сотрудники ПВЗ.

Например такой. Telegram-канал под названием «Вайлберриз.правда сотрудников» https://t.me/wb_pravda_sotrudnikov. Аудитория 8400 подписчиков.

Но там до публикации SHOT только один пост про штрафы и ни слова про забастовку.

Как мочили Wildberries. Кейс

В «Официальном чате Wildberries для продавцов» (почти 200.000 подписчиков) тоже не удалось откопать. Может терли, конечно… Кстати, чат на 200.000 подписчиков это просто какая-то жесть)).

Нашлось вот тут: MEGA Бунт https://t.me/megabunt. Тут собрали почти более 14.000 пользователей и тут велась вся координация сего действия.

Ну да бог с ним, случилась забастовка и случилась. Конкретно она нас не очень интересует. Интересно что происходило внутри инфоповода.

Давайте поищем аномальное распространение упоминаний.

ПОСЕВ РАЗ

Давайте посмотрим вот на такое упоминание от 15 марта в 12:52.

Как мочили Wildberries. Кейс

Таких одинаковых упоминаний нашлось чуть больше 500 штук. И ладно бы это все были репосты, но это 99% посты.

Интересно как они написаны во времени. Вот как эти посты выглядят на временной шкале.

15 марта 2023 года
15 марта 2023 года
Как мочили Wildberries. Кейс
Как мочили Wildberries. Кейс

И так далее. Все 500+ постов вот такими ровными пачками.

Не менее интересно, где это все сеялось:

Всего 500+ сообщества с названиями населенных пунктов.
Всего 500+ сообщества с названиями населенных пунктов.

Красиво, не правда ли? И так все 500 упоминаний.

Суммарный охват этого посева - 7.000.000 пользователей.

Правда, это все сообщества помойки, пользователи там или полумертвые или боты. На такой объем охвата пришлось только 386 лайков.

Ребята, которые осуществляли этот посев, вы как, интересно, отчитывались перед заказчиком? Рассказывали, что теперь вся страна знает о закрытии пунктов Wildberries?

ПОСЕВ ДВА

Вот тут интереснее. Если честно, сразу даже и непонятно, что это посев.

Как мочили Wildberries. Кейс

Его отрепостили 129 пользователей. График репостов вполне себе органический, нет ничего такого «а-ля за пару минут»:

Как мочили Wildberries. Кейс

Суммарный охват посева – 26 000 пользователей.

Но, вот если обратить внимание на такие параметры как просмотры и вовлеченность (лайки, комментарии), то их там по нулям. У всех 129 пользователей.

Выглядит они вменяемо на первый взгляд, но если посмотреть сразу на пачку пользователей, то можно увидеть:

1. У всех на момент написания этой статьи последний пост на стене от 15 марта. Вот вам случайные 5 пользователей, если не верите:

2. Даже среди этих случайных пяти, есть пользователи с одинаковыми фотками:

Как мочили Wildberries. Кейс

3. У этих пользователей много «собачек» (удаленных аккаунтов) в друзьях.

4. Подписаны на одинаковые сообщества.

Т.е. мы можем на 100% утверждать, что это запланированный посев. А аккаунты эти, скорее всего, являются угнанными.

ПОСЕВ ТРИ

Одноклассники то еще прибежище всякого спама.

Вот как выглядит ТОП25 авторов по теме забастовки:

Как мочили Wildberries. Кейс

Ну ладно, так и быть, давайте расширим до ТОП50, но там все равно будут только Одноклассники.

Как мочили Wildberries. Кейс

Например, Екатерина Перевалова (https://ok.ru/profile/581565685157), которая заняла первую строчку рейтинга и постит у себя на стене исключительно политический контент, вдруг выдала мелкими пачками очередной пост, но уже про Wildberries.

В целом весь этот одноклассниковский бомонд из ТОП50 - это все политические посевы. Не понимаю за что они так любят эту соцсетку.

Как мочили Wildberries. Кейс

Примерно вот так выглядит распространение/посев 270+ этих сообщений ровно в 270+ сообществ.

Как мочили Wildberries. Кейс

К вопросу о том, как политическая повестка любит жить в Одноклассниках.

Вот это сообщение от 22 марта 2023 года: https://ok.ru/profile/406136976/statuses/155817157236880

Как мочили Wildberries. Кейс

Посеяли, коварно, ночью, в 4 268 (!) сообществ (!), с суммарной аудиторией в 11,5 млн. пользователей.

Как мочили Wildberries. Кейс

И конечно же к этой истории подсосались желающие заработать.

Вот тут какие-то мошенники собирают аудиторию к себе в каналы.

Как мочили Wildberries. Кейс

Этого добра накидали в 235 чатов Телеграм с суммарной аудиторией в 9,5 млн. пользователей. Посев осуществлялся в виде комментариев.

Мошенники, кстати, сеют гораздо лучше, чем остальные))))

Ну и немного наших талантливых предпринимателей :)Ловите от них креатив :)

Посеяли почти 500 упоминаний по графику:

Как мочили Wildberries. Кейс

Мне очень сложно сказать, чего именно хотели добиться, но места посева выглядят странно.

Как мочили Wildberries. Кейс

Ну и если вы, вдруг, подумали, что это все устроил OZON, чтобы все побежали к нему, то нет. Это магазин Rekbes Store так продвигает свой магазин с бигуди :)

Что хочется сказать в финале этой истории? Если где-то что-то громко шумит, то этот звук кто-то издает. Тони Робинс бы сказал именно так и тут был бы прав.

Били Вайлдбериз или нет - решайте сами.

Телеграм-канала у меня нет, так что зазывать вас некуда)

4545
18 комментариев

Да конечно, бедненькие несчастненькие вайлдберрис.

9
Ответить

Евгений, спасибо за разбор.
Максимально понятно и наглядно)

5
Ответить

Хороший разбор по кейсу!

3
Ответить

Отличный разбор заказухи.

3
Ответить

Больше вопросов вызывает, как эта потрясающая статья про честных-несчастных ребят, на которых с нифига наехали, да еще и с таким невероятным количеством просмотров попала в рассылку.

2
Ответить

Ну никто не говорил, что они честные. Даже нечестные попадают под раздачу других нечестных.

1
Ответить

Это говорит лишь о том, что по другому с монополиями и государством бороться нереально.
Всё информационное поле в одних руках.

1
Ответить