Что такое сторителлинг и как его применять в социальных сетях?

Меня зовут Нина, я контент-маркетолог и эксперт по сторителлингу. Не путать с инфоцыганами. У меня за плечами стратегический маркетинг ВШЭ и факультет режиссуры в ГИТР, а также 4 года в маркетинговых агентствах на проектах крупных брендов, и вот уже 4 года постоянной работы маркетологом стоматологической клиники в Москве и консалтинга для экспертов и малого бизнеса. Меня можно читать в телеграм и закройграм. Приятно познакомиться. А теперь к теме статьи

Вы этого не замечаете, но занимаетесь этим каждый день — рассказываете истории другим людям. Сторителлинг помогает нам в таких неочевидных ситуациях, как с кем-то договориться, координировать процессы, находить людей со схожими ценностями и понимать, сможем ли мы вместе работать.

  • рассказать историю — встроенная в каждого из нас функция. Все мы умеем это делать, правда, кто-то лучше, а кто-то хуже.
  • «рассказывать лучше» — это не столько про то, как сделать историю интересной, сколько чувствовать момент, когда нужно рассказывать, кому и зачем

Сторителлинг — это комплекс знаний о том, как донести до аудитории нужную информацию при помощи такого инструмента, как рассказ историй.

Первый пример сторителлинга — наскальные рисунки, которые не все, но большинство из нас точно видело в учебниках истории в школе. Такие первые комиксы появились аж за 32 000 лет до нашей эры. А что сейчас?

Что такое сторителлинг и как его применять в социальных сетях?

Первые упоминания сторителлинга в наше время встречается в Голливуде. Точно неизвестно, кто первым вновь актуализировал этот инструмент для роста продаж, но широкая публика узнала о сторителлинге в 1992 году из книги Д. Армстронга «MBSA: Как управлять, собирая истории по округе». Автор рассказывал о преимуществах историй для новых сотрудников своей компании «Armstrong International» и улучшении экономических показателей фирмы.

Сейчас сторителлинг в соцсетях известен благодаря блогерам и массовым прогревам. Этот инструмент позволяет притянуть аудиторию, схожую по ценностям, и рассказать ей о преимуществах услуг или продуктов. Каким же бывает сторителлинг в соцсетях?

Как сторителлинг помогает повышать продажи в соцсетях 🟡

Так как социальные сети — это площадки о коммуникации людей и продажах от человека человеку (и даже бренды и магазины говорят от лица создателя или команды), наиболее эффективным подходом к контенту стал сторителлинг.

Чтобы вовлечь человека в чтение/просмотр, вызвать доверие, а потом сформировать потребность в продукте, нужно уметь работать с историями, эмоциями и персонажами (все мы здесь персонажи, такие дела)

Я называю сторителлинг сейчас — драматургией в маркетинге. Потому что он уже давно вышел из театра и кино, захлестнул все онлайн-пространство и стал обособленным, самостоятельным инструментом.

И если раньше это был инструмент, по сути, выживания: благодаря ему люди объединялись, создавали сообщества, сохраняли историю и доносили вести на большие расстояния, то сейчас это способ привлечь и удержать внимание и все больше через визуал.

Ключ к эффективному сторителлингу – персонаж и эмоции

Где в соцсетях мы задействуем активно сторителлинг? Конечно же через формат постов, коротких видеороликов и сториз — формат контента, который не задерживается дольше, чем на 24 часа.Каждый из этих инструментов помогает эксперту, бизнесу или блогеру донести смыслы, ключевую ценность своего продукта и помочь другому человеку почувствовать себя сопричастным к происходящему по ту сторону камеры.

Но в чем отличие сторителлинга от обычной истории вечером в ресторане среди друзей? В том, что у сторителлинга есть понятная четкая цель — призвать человека совершить после нее какое-либо действие. Именно поэтому мы видим каждый год очереди за новым iPhone или покупаем новый продукт, подписки или обучение — наше внимание захватили, убедили наш эмоциональный мозг, что нам это понравится, мозг выделил гормоны радости, а рациональный мозг обосновал, зачем нам это все же нужно.

Универсальнае идеи для сторителлинга 🟡

1 — Знать цели сторителлинга в соцсетях

  • Рассказываем про свой путь
    «Сейчас я зарабатываю на своем бизнесе 2,5 млн рублей, а ведь 10 лет назад я работала обычным бухгалтером и в мыслях не было, что я создам что-то свое. Что же изменилось за эти 10 лет? Читайте в серии постов»
  • Привлекаем внимание
  • Прогреваем к покупке
    6 лет я билась над тем, чтобы похудеть: страдала на диетах — перепробовала штук 80. Ела семена чиа и гречку, ходила на все виды танцев и фитнес. Ничего не помогало, пока я наконец не разобралась со своими гормонами. Теперь я похудела на -10 кг без вреда для здоровья и отучилась на нутрициолога.

2 — Понимать аудиторию

Мы понимаем, что наша цель — продать новый гаджет на рынке. Например, новая модель телефона бренда N без навороченной камеры, но ловит сеть везде и у него есть кнопки, что удобно в использовании. Тогда мы понимаем, что речь идет об аудитории старше 60 лет и что скорее всего наш сторителлинг будет нацелен, например, на детей, которые поймут ценность покупки такого гаджета для их взрослых родителей, чтобы всегда оставаться с ними на связи.

3 — Подобрать сюжет

Мы сужаем выбор сюжетов благодаря знанию черт нашего потенциального покупателя и целей, которые преследуем. То есть, первые два пункта нам упрощают путь к достижению цели. не можем выбрать любой сюжет, когда есть понимание цели и того, кто скорее всего купит наш товар. Мы зашиваем в историю ценности, которые откликнутся именно нужной нам аудитории.

Вряд ли такой телефон купит подросток, потому что ему в телефоне ценнее не кнопки, а, например, наличие большого экрана, подключение к интернету и камеры.

Дальше мы прописываем структуру и пишем по ней наш будущий сторителлинг.

Такой подход можно использовать для написания сценариев Reels, VK Клипов и Shorts, а также для постов, stories и любой единицы контента.

Сюда доходят только объемные материалы. А все мои заметки о том, как внедрять драматургию, эмоциональные продажи и научные подходы в маркетинге в соцсетях я размещаю тут:

🟡 Телеграм-канал «/делай сторителлинг»
🟡 Телеграм-канал «Нина про мышление в продажах»
🟡 Опасный закройграм все про то же, но шире

33
Начать дискуссию