{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Какие особенности психики и мозга человека учесть при создании продающего сайта

Мозг мужчины, женщины, англичанина и главврача психбольницы работает одинаково: ленится там, где это позволительно, работает на износ, когда принимает важное решение. Рассказываю, как использовать стандартность работы мозга и мышления во благо — расставлять когнитивные ловушки для пользователей сайта.

Статья полезна начинающим маркетологам и бизнесменам. Она расширит кругозор и ответит на вопрос, почему агентства предпочитают делать классические структуры сайта и опасаются креативить.

Как применить знания о физиологических особенностях мозга на сайте

Основная масса решений рождается в лимбической системе мозга. Она отвечает за автоматические действия, основанные на интуиции и прошлом опыте. Также в ней формируются когнитивные искажения.

Когда принять решение автоматически не получается, подключается префронтальная кора (ПК). Она управляет суждениями, критическим мышлением, планирует будущее и рационально использует время. Как только ПК начинает работать, продажа товара затрудняется. Поэтому, как ни горько это говорить, задача сайта — взаимодействовать с пользователем на уровне лимбической системы.

Префронтальная кора
Лимбическая система

Делайте шаблонизированные страницы

Мозг упрощает любую задачу. В тысячные доли секунды он раскладывает информацию на составляющие, отбрасывает ненужные (энергозатратные) данные. При этом оставляет знакомые категории. Усвоить их проще, чем строить нейронные связи «с нуля».

Мозг сначала формирует энграммы — привычки, а после применяет их всю жизнь, чтобы не тратить энергию на создание новых шаблонов поведения.

Как использовать

Делайте сайт по классической структуре (лендинга, интернет-магазина и прочих). В знакомой среде мозг лучше ориентируется. Ему не приходится подключать серьёзные механизмы для принятия решения (критическое мышление, например), большинство действий происходит автоматически.

Это упрощает путешествие пользователя по сайту и повышает шансы того, что он определится с покупкой в моменте.

Стандартная структура лендинга. Делайте так, точно не ошибетесь

Используйте картинки там, где они необходимы

Среди маркетологов распространено мнение, что мозг быстрее обрабатывает картинку, а не текст. Это кажется логичным, ведь мы мыслим образами, а не словами.

Явление хорошо изучено и даже имеет название: эффект превосходства изображения. Впрочем, оно периодически подвергается критике, ведь не всегда картинка воспринимается лучше, чем слова. Учёные Снодграсс, Маккалоу и Брайан после ряда исследований доказали: изображения однородных предметов расшифровываются хуже разнородных.

Если у вас интернет-магазин обуви, то, как бы ни были важны фотографии товара, пользователь быстрее запомнит текстовое сообщение и вспомнит характеристики товара.

Как использовать

Вставляйте картинки, чтобы подчеркнуть выгоду разных объектов. Заполняйте сайт большим количеством фотографий, если целевая аудитория — пожилые люди. С возрастом зрительный тип восприятия становится приоритетным.

Создавайте положительные контрасты

Эффект контраста случается, когда мозг сравнивает прошлый (зафиксированный в памяти) и настоящий опыт. Лимбическая система придаёт изменениям эмоциональную окраску и выстраивает линию поведения под новые условия.

Например, в феврале десяток яиц в «Магниточке» стоил 60 рублей, а теперь по той же цене продаются только четыре яйца. Это отрицательный контраст. Из-за него мозгу нужно принять отличное от прошлого опыта решение. Оно формируется в префронтальной коре (рациональной части мозга), что менее выгодно продавцу, чем когда клиент совершает покупки на автомате.

Как использовать

Создавайте на сайте социальные доказательства, в которых покупатель увидит положительные контрасты. Хорошо работают блоки «до и после» в косметологии, реставрационных и строительных услугах и других; кейсы.

Формат «до и после» мотивирует человека к изменениям

Как применять знания о когнитивных искажениях при создании сайта

Когнитивные искажения — ошибки мышления, влияющие на принятие финансовых или личных решений. Они возникают в лимбической системе, когда накопленный социальный и эмоциональный опыт сталкивается с суровой реальностью.

Из-за нежелания (или невозможности в силу ограниченности мышления) переработать новую информацию и интерпретировать её правильно, мозг продолжает действовать по автоматическому сценарию.

Такие особенности мышления можно использовать в качестве ловушек для пользователя на сайте. Ловушке стандартные и относительно безобидные. Уверена, многие вам знакомы.

Давайте покупателю исчерпывающую информацию

Когнитивное искажение: эффект неоднозначности

Человек принимает решение быстрее, когда знает о его благоприятных последствиях. Если информации о продукте недостаточно, приходится искать дополнительные источники. Это часто приводит к отказу от покупки: новые сведения могут быть противоречивы, или отрицательный опыт других покупателей перевесит реальную пользу.

Как использовать

Добавляйте на сайт разделы, способные донести до пользователя экономическую, физическую и психологическую безопасность товара. Обычно это блоки:

  • Отзывы.
  • Отстройка от конкурентов (сравнение с менее благоприятными исходами).
  • Фото довольных покупателей.
  • Фото товара в действии — особенно нужно для инструментов (болгарки, бензопилы и других), скутеров и квадроциклов, подарков-впечатлений и туристических услуг (парашют, прыжки с веревкой, полёт на воздушном шаре).
Прежде чем купить билет на аттракцион, я искала информацию о безопасности (благоприятный исход). Её не было, поэтому я принимала решение две недели — взвешивала «за» и «против», искала другую информацию

Дайте пользователю поучаствовать в продаже и производстве товара

Когнитивное искажение: эффект знакомства

Когнитивное искажение проявляется, когда человек испытывает большую симпатию к явлению или объекту, с которым встречался ранее.

Как использовать

Самый простой способ — запустить контекстную рекламу, чтобы примелькаться целевой аудитории. Другое решение: разместите на сайте предложение поучаствовать в создании продукта, чтобы пользователь чувствовал причастность к бренду.

Даже если сегодня он «поиграл» кнопками, в следующий раз клиент отнесётся к сайту и фирменной продукции благосклонней за счёт приятного первого знакомства.

Пользователь может выбрать не только из предложенных футболок, но и создать свой принт

Демонстрируйте ажиотаж

Когнитивное искажение: эффект повального увлечения

Чем больше людей купили продукт, тем выше вероятность, что пользователь обратит на него внимание.

Как использовать

Добавляйте рядом с товарами социальное доказательство в виде числового значения («товар купили уже три человека», «смотрят десять человек» и другие) или отзывы — идеально если их дадут лидеры мнений.

Booking один из первых брендов, который обратил внимание на эффект повального увлечения

Давите на «правильное мнение» покупателя

Когнитивное искажение: склонность к подтверждению своей точки зрения

Человек интерпретирует информацию так, что она подтверждает его суждения. В торговле искажение срабатывает на малых и (простите) фанатичных группах. По крайней мере, в моём опыте не было обратных примеров.

Представим, будто некоторые мамы уверены: раз их малыши сели на горшок в два года, они гении. Информацию об обыденности этого женщины избегают. Поэтому если тексты на вашем сайте подтвердят их точку зрения и сделают упор на маленьких индиго, вы обречены на продажи.

Как использовать

Лучше не использовать в экологичном бизнесе либо подтверждать противоречащие логике и науке факты, если они не несут вреда пользователям. Например, поддакивать раковым больным про возможность лечения настойкой ромашки — дно. Не делайте так.

Люди с этим искажением бегут от фактов как от огня

Вместо вывода

Предложенные решения работают для большей части населения планеты, они безобидны. Смело применяйте знания о когнитивных искажениях и особенностях мозга на сайте и получайте конверсии. Хороших продаж, друзья!

0
87 комментариев
Написать комментарий...
DeCoin

"Они возникают в лимбической системе, "
Ну бред же. Уже давно известны, что нет такой сильной градации между "Лимбической" и "неокортексом" или "системы 1" и "системы 2". Её разделили только для упрощения понимания людей, которые не разбираются в этом. Импульсы когнитивных искажений происходят по всему мозгу практически

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая
Автор

Пожалуйста, подскажите источники, в которых вы это прочли. С удовольствием ознакомлюсь, чтобы проанализировать альтернативную точку зрения. Я прочла много книг, статей и исследований, в том числе мною горячо любимого Сапольски, но встречала только то, что озвучила в статье.

Ответить
Развернуть ветку
DeCoin

У Канемана можете прочитать в "Думай медленнее.."

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая
Автор

Есть еще какие-то источники кроме этой книги? Возможно биологи, неврологи, нейрохирурги?

Ответить
Развернуть ветку
DeCoin

Вам мало Канемана?) Канеман получил нобелевскую премию за эти исследования, в отличие от Сапольского. При этом, Канеман довольно часто ссылается на Сапольского и других исследователей в своей работе.

Вот например вам цитата из его книги, по поводу суперпрефроналки и тупой лимбы:

"В задаче про биту и мяч и во многих других примерах взаимодействия двух систем казалось, что Система 2(префронталка) — главная, что у нее есть способность противостоять предложениям Системы 1(лимбическая), притормаживать развитие событий и проводить логический анализ. Однако в вопросах эмоционального отношения к чему-либо Система 2 — не критик, а защитник эмоций Системы 1, она поощряет, а не запрещает. Она ищет в основном ту информацию и доводы, которые согласуются с ее существующими убеждениями, а не ту, которая позволит их проанализировать. Активная, ищущая когерентности Система 1 предлагает решения нетребовательной Системе 2."

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая
Автор

Я начинала читать эту книгу и честно осилила первые 50 страниц. Мне не зашло — не потому что я не верю автору, а просто потому что экземпляр книги (электронный) мне попался странный — с кривым переводом и плохой типографикой. Но и в целом да — Кинемана мне мало, я люблю читать много и смотреть разные мнения.

Ответить
Развернуть ветку
DeCoin

Согласен, она довольно занудная, объемная и перевод не очень. Но она одна из топовых в этой области.

Ответить
Развернуть ветку
Джефри Лебовский

Подскажите пожалуйста, где в книге приводится указание, что за "систему 1" отвечает лимбическая система, а за "систему 2" именно префронтальная кора? Не могу вспомнить где у Канемана было такое прямое отображение систем в конкретные участки мозга.

Ответить
Развернуть ветку
DeCoin

Это условно. Я как раз говорю о том, что Канеман на Систему 1 и Систему 2 разделил прежде всего для понимания читателей.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жеребцов

Ксения, если вам на эту тему ответят, поделитесь пожалуйста. Буду очень благодарен! Сам материал пока пробежал по диагонали, сразу спустился к отзывам. Судя по ним, материал стоящий, даже подкидыватели какашек относительно лояльны к вашему материалу)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая
Автор

Сергей, я вам искренне советую прочесть книги Роберта Сапольски и посмотреть его Стэнфордские лекции. В оригинале или в переводе — они прекрасны) Из своих фаворитов по части психологии, развития мозга могу предложить Сэма Кина "Дуэль нейрохирургов" (ну это развлекательно скорее), все книги Оливера Сакса, Берн (я лично не оч люблю, но есть рациональные зерна), Млодинова, Зощенко "Повесть о разуме", Лурию (общие лекции). Еще мне понравились общие лекции МГУ (2000 по-моему годов). Ну и чисто про нейрохирургию для отдыха (там тоже много психологии) — доктор Генри Марш (можно посмотреть его интервью в оригинале, классные)

Ответить
Развернуть ветку
Kovylin Alexandr

Ксения, спасибо за список авторов! Сапольски и Млодинова читал, до Лурии не дошел, остальные пока не встречались :) Тоже поделюсь тем что читал на эту тему из последнего:
Дэвид Иглмен - Инкогнито
Кайя Норденген - Мозг всемогущий
Джон Арден - Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга
Норман Дойдж - Пластичность мозга
Билли Фицпатрик, Венди Сузуки - Странная девочка, которая влюбилась в мозг.
Дэниел Левитин - Организованный ум
Рита Картер - Как работает мозг

Ответить
Развернуть ветку
Victor S.

если добавить к списку пару книг о специфике влияния сознания и чувств на интеллектуальную деятельность, то список будет научно-полным

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая
Автор

Подскажете что-то из стоящего? Заберу в копилку)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая
Автор

Скачала Иглмена и Венди Сузуки. Остальное уже читала в разные периоды времени)

Ответить
Развернуть ветку
Victor S.

помимо физиологической деятельности мозга, еще есть деятельность сознания, которое происходит на грани между умом, разумом и душой. многие желания происходят в своей сути из чувств отдельно взятого человека. у части людей чувства более сильны по влиянию на принятия решений умом.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая
Автор

Очень сложно с этим не согласиться. Даже больше скажу — не согласится с вашим комментом нельзя. Каждый человек (я надеюсь) в течение жизни проходит и чисто физические ловушки мозга, и мыслит эмоционально. И непонятно в какой ситуации и как себя поведет. Ожидаешь от человека эмоций, а он выдает тебе рациональный и сухой взгляд. И наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
Victor S.

Человек, как и любое другое живое существо мыслит всегда эмоционально ( это основа жизни любого существа - чувства, его жизненная основа и энергия, которая хочет всем обладать и всем наслаждаться), просто ум слишком сильный и коварный, что бы отпустить материалные вожжи и позволить сознанию действовать свободно в теле и матрице жизни живого существа. Ум порождение материальной природы, а она нас держит, мягко говоря, в тюрьме разума: установки, желания, опыт, алгоритмы, способы взаимодействия - это шаблонизация нашей деятельности, что бы экономить энергию и получать больший результат малыми затратами. Материальная природа ума - слишком логична и сильна, что бы позволить живым существам просто исполнять свои желания. Более того над всеми умами есть еще скрытая от наших глаз и умов энергия управляющая всеми живыми существами, их умами, их желаниями. И вот эту силу никто никогда и не учитывает в своих исследованиях. А именно она и есть основой жизнедеятельности всех живых существ

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда