Просто о сложном. Что такое голосовой робот?

Всем привет! Меня зовут Александр Мандрыка, я CEO компании Voicia. Мы создаём голосовых роботов для бизнеса.

Я уверен, что практически каждый из вас когда-нибудь вёл телефонный диалог с роботом. Робот записывал показания вашего счётчика, оформлял визит к стоматологу, рассказывал когда и куда прибудет ваш онлайн-заказ и многое другое.

Просто о сложном. Что такое голосовой робот?

Дабы не быть голословным, вот тут статистика за 2021 год, где 80% россиян хотя бы раз точно общались с голосовым помощником.

Ещё пару-тройку лет назад в таком диалоге мы с первых минут распознавали, что имеем дело с «бездушной машиной»: нет интонационных остановок, ударений, смысловых пауз. Да и вообще, говорить с роботом было такое себе, хотелось поскорее услышать реального человека на другом конце провода.

Сегодня искусственный интеллект читает стихи с выражением, генерирует картинки, а по телефону общается как живой человек.

Расскажу, как устроен голосовой робот, какие задачи бизнеса решает и чем отличается от автоответчика и Алисы.

Голосовой робот, автоответчик, Алиса — одно и то же?

Нет, не совсем. Голосовой робот — это программное обеспечение, которое понимает человеческую речь, реагирует на неё и строит такие же человеческие ответы.

И это не те роботы, что постоянно спамят звонками с предложениями, которые человеку вообще не интересны. Кто общался с Меладзе или Биланом из Sunlight поймут о чём речь. Это называется автообзвон.

Голосовые роботы Voicia работают только с теми клиентами, кто заинтересован в продукте или услуге и ведут диалог, а не в одностороннем порядке прогоняют запись.

Когда мы говорим с автоответчиком, то вынуждены слушать запись и слепо доверять «машине», которая требует от нас нажать ту или иную кнопку на смартфоне. Ах да, и разбавляет ожидание музыка композиторов 18 века и фразы в стиле «Ваш звонок очень важен для нас. Оставайтесь на линии…. .»

Просто о сложном. Что такое голосовой робот?

Умные помощники в смартфонах и станциях типа Алиса, Салют, Маруся и другие призваны развлекать пользователя и помогать в решении каких-то бытовых задач. Я вот, например, когда решаю убить время, играю с Алисой в «Угадай персонажа».

Хотя, в последние годы, ту же Алису активно стали использовать для бизнеса. «Литрес», к примеру, после фразы пользователя «Алиса, купи эту книгу» присылал push для подтверждения оплаты.

Вернёмся к голосовым роботам. Они обучены понимать «живую» речь и выстраивать диалог с пользователем по заранее прописанному скрипту. И чем точнее будет выстроен сценарий, тем больше пользы робот принесёт для бизнеса.

Кто и как использует голосовых роботов

В первую очередь роботы нужны, чтобы избавить компании от рутины: массовый обзвон «холодной» базы, оценка удовлетворённости, ответы на типичные вопросы пользователей.

Давайте к конкретным примерам. Робот из фитнес-клуба проведёт опрос и предложит клиенту скидку на абонемент, голосовой помощник из интернет-магазина согласует дату и время доставки, компьютерный «сотрудник» HR-агентства пригласит на собеседование потенциальных кандидатов.

На этом моменте сотрудники колл-центров нервно закурили. Даже те, кто никогда не брал в руки сигарету. Не переживайте, восстания машин пока не предвидится. У вас ещё есть несколько лет. (Абзац сгенерирован искусственным интеллектом)

Голосовым роботам 100% можно доверить «реанимацию» клиентской базы компании. Представим, что компания напомнила о себе, где только можно: email-рассылки, SMS, push-уведомления и т. д, но поставленных задач не решила. Робот прозванивает «спящие» контакты и путём диалога возвращает их к товарам/услугам компании.

Мы в Voicia решали подобный кейс для команды NappyClub, производителя товаров для мам и малышей. Как нам удалось добиться конверсии в 35,4% и вернуть 240 клиентов всего за 2 дня работы робота я подробно рассказывал вот на этом вебинаре. Со всеми цифрами и показателями.

Сферы услуг, онлайн-магазины, HR-департаменты, агентства недвижимости — пожалуй, вот список самых популярных отраслей, которые обращаются к роботам.

Просто о сложном. Что такое голосовой робот?

Как устроены роботы

Чтобы запустить голосового робота, команда аналитиков получает «базу» от клиента, разрабатывает сценарий и формирует скрипт с возможными вопросами и ответами.

Дальше актеры озвучки записывают фразы будущего диалога и всё это уходит на согласование, тестирование и доработку.

У нас в Voicia время от получения вводных до запуска обзвона занимает около 12 часов.

Для большинства задач даже не требуется написание кода. Есть, так называемые, шаблонные, модульные решения, которые подойдут, чтобы закрыть базовые задачи без сложных веток: уведомить о записи к врачу, сообщить дату доставки и так далее.

В своей работе робот задействует 5 основных систем:

  • Распознавание голоса. На этом этапе робот отделяет человеческий голос от других звуков телефонии;
  • Перевод голоса в текст. Одно из лучших и самых продвинутых решений для этого — SpeechKit от Яндекс;
  • Осознание смысла. Робот анализирует речь и решает, на какую ветвь сценария это больше всего похоже;
  • Выбор ответа. Из предложенных вариантов робот выбирает наиболее подходящий;
  • Ответ. Клиент слышит роботизированный ответ или голос актера озвучки.

Почему бизнес выбирает роботов

Если кратко — чтобы те приносили прибыль и избавили сотрудников от рутины. А теперь чуть более развёрнуто:

  1. Снять издержки на колл-центр и разгрузить на менеджеров. Пусть продажники больше продают, дольше остаются в компании, а не делают пустых звонков. Иногда содержать большой штат на звонках и, правда, не выгодно. Особенно, если у клиентов однотипные вопросы или задачу по обзвону нужно решить оперативно;
  2. Экономия времени: своего и клиента. Робот готов помочь клиенту решить его вопрос здесь и сейчас. Реальный сотрудник может быть занят другим звонком, быть не на месте или досматривать серию любимого сериала а то, «чё там 10 минут всего осталось». Доверие пользователя к бренду будет выше, если если он быстро получил ответ на свой вопрос и избежал длительного ожидания и переадресаций;
  3. Работа 24/7. Роботы не берут больничный, не уходят в отпуск, не жалуются на харрасмент. Во всяком случае пока что. Поэтому могут отвечать на запросы пользователей круглые сутки;
  4. Увеличение продаж. Ребята из McKinsey & Company провели исследование в области продаж и выяснили, что можно автоматизировать больше 30% работы. Доверив роботу допродажу или задачу по лидгену, можно передать менеджерам множество «тёплых» заявок за короткое время;
  5. Роботы становятся умнее. Чем больше диалогов с реальными людьми ведёт робот, тем более сложные сценарии он способен реализовать, а соответственно выгнать недобросовестных сотрудников из офиса закрыть ещё больше задач.
Просто о сложном. Что такое голосовой робот?

Согласно данным Adobe, 71% руководителей считают, что применение голосовых сервисов компанией улучшает пользовательский опыт. Однако, несмотря на это, есть и те, кто категорически против общения с таким «сотрудником».

Люди против машин

Давайте посмотрим, что конкретно не нравится людям, когда в разговоре они попадают на робота:

  • «Не распознаёт сложные запросы». Случается, когда скрипт проработан недостаточно хорошо;
  • «Нет возможности переключиться на оператора». Очень грубая ошибка. Любой, даже самый «самодостаточный» робот, должен соединять клиента с «живой» поддержкой;
  • «Не в теме». Робот отвечает шаблонными фразами, которые не помогают клиенту;
  • «Проблема не решена» или «Долго решает простую проблему». Ключевое отличие робота от человека — быстрое принятие решений и обработка данных. Если робот не смог помочь, то должен подключить к проблеме реального человека.

Каким должен быть робот

Как бы это странно не прозвучало — человечным. Робот должен общаться на языке пользователя, а не только знать техническую базу. К такому собеседнику доверие клиента выше.

А вот парочка советов, как настроить робота, чтобы он не бесил клиентов и приносил прибыль:

  • Персональные коммуникации. Обращения по имени, интеграция с CRM-системой, проработанные сценарии для каждой аудитории — всё это удерживает клиента;
  • Переключение на оператора. Не стоит замыкать все коммуникации на роботе. Пусть будет несколько фраз, которые отправляют пользователя к реальному сотруднику. Поверьте, робот не впадёт в депрессию, если с ним не захотят разговаривать;
  • Гибкий сценарий. Как уже говорил: чем точнее прописан скрипт, тем успешнее робот справляется с задачами. Если женский голос робота слышит заигрывания (о да, бывает и такое), пусть отшутится и попытается вернуть человека к сути;
  • Живое общение. Добавив голосу робота пауз, вздохов, изменив интонацию, мы делаем его более человечным и приятным собеседником;
  • Человеческие ошибки. Нас часто раздражает, когда мы говорим оператору «нет», а он продолжает навязывать нам одну услугу за другой или «забивает» на проблему пользователя и говорит о чём-то отвлечённом. Не надо так. Сделайте робота чуть лучше.

Будущее за роботами?

Будущее всегда за людьми, которые этими роботами управляют. Сейчас ИИ переживает резкий подъём: технологии совершенствуются, а рынок всё больше задействует эти технологии для извлечения прибыли.

Голосовые роботы это лишь один из элементов цельной воронки. Если ломается что-то другое, то и робот будет не в силах исправить ситуацию.

Я не могу прогнозировать, как это будет работать в далёком будущем, но могу показать, как это работает уже сейчас. Например, вот на этих кейсах команды Voicia:

А ещё, можно позвонить по этому бесплатному номеру и попытаться «сломать» нашего робота: 8 800 500 03 55.

Просто о сложном. Что такое голосовой робот?
3
Начать дискуссию