От идеи до бизнес-модели: какие исследования нужны вашему бизнесу

Изображение teksamolika на Freepik
Изображение teksamolika на Freepik

Любой продукт, услуга или бизнес-модель когда-то начинались со слов «Есть идея!». Но еще больше идей так и не превратились в продукты. Поэтому вопрос — как из десятков и сотен идей выбрать те, которые сработают: сделают бренд узнаваемым, завоюют сердца, принесут прибыль. Ответ — сначала исследовать, потом делать. В этой статье расскажем и покажем на кейсах Rocketmind, как бизнесу выбрать правильное исследование под тактические и стратегические задачи.

Зачем бизнесу работать с данными и проводить исследования

Любой бизнес так или иначе работает с данными — информацией о внешней и внутренней среде. На основе этой информации руководители:

  • оптимизируют процессы внутри компании;
  • принимают решения по разработке и внедрению продуктов и услуг;
  • формируют свое видение рынка;
  • оценивают конкурентов;
  • прорабатывают стратегию бизнес-деятельности.

Логично, что пробелы и неточности в данных и неверная их трактовка приводят к искаженному восприятию ситуации, ошибочным выводам и «не тем» действиям. Если подытожить, анализ данных нужен, чтобы принимать более эффективные управленческие решения, а значит — помогать бизнесу расти и развиваться.

Если внутренний анализ лучше осуществлять на постоянной основе — выбрать подходящие инструменты и интегрировать их в корпоративную инфраструктуру, то анализ внешней среды предполагает обработку огромного количества информации и нередко требует специального исследования.

Визуальный инструмент для изучения внешнего контекста из набора Platform Innovation Kit
Визуальный инструмент для изучения внешнего контекста из набора Platform Innovation Kit

Такие исследования проводятся под конкретный запрос бизнеса — например, если бизнесу нужна стратегия и видение на несколько лет вперед. Исследование поможет оценить глобальные тренды и понять, что происходит в отрасли, изучить конкурентов и пересмотреть собственное поведение.

Вот еще несколько примеров ситуаций, когда бизнесу может понадобиться проведение исследования:

  • поиск бизнес-моделей;
  • запуск новых продуктов и услуг;
  • поиск новых сегментов целевой аудитории;
  • стремление улучшить клиентский опыт;
  • цифровизация бизнеса;
  • поиск инвесторов.

Кейс: трансформация продуктов под настоящие запросы клиентов

Один из возможных запросов бизнеса — оптимизация продуктовой линейки. Такую задачу мы выполняли для одной из государственных организаций. На старте проекта компания предоставляла своим клиентам 120 различных типов услуг. Причем:

  • не все они были одинаково востребованы;
  • не все потребности и задачи клиентов решались существующими продуктами.

Нашей задачей было провести аудит продуктовой линейки — сопоставить результаты с реальными задачами и потребностями клиентов центра и выдвинуть гипотезы новых продуктов и услуг.

Что мы сделали:

  • провели 50 проблемных интервью;
  • сегментировали аудиторию на основе повторяющихся паттернов задач;
  • составили карты пути клиентов.

В результате мы предложили заказчику 10 развернутых гипотез продуктов и услуг, с которыми можно смело выходить на рынок.

Виды исследований и какие бизнес-задачи они решают

Исследования для бизнеса могут касаться целого ряда аспектов и проводиться в рамках различных методологий. Для оценки внешней среды широко используются исследования на основе информации из открытых источников, проблемные интервью, опросы, интервью с отраслевыми экспертами и пр. Вот что они собой представляют и какую пользу приносят:

Исследования на основе информации из открытых источников

Сбор и упорядочивание информации из общедоступных источников по интересующим бизнес темам — в отношении рынка, конкурентов, ключевых трендов. Может включать анализ отечественных и зарубежных кейсов.

Бизнес-результат — аналитический отчет. В зависимости от поставленных целей, это может быть комплексный отчет с объемными выводами или краткий обзор на 10 страниц.

Глубинные и проблемные интервью

Исследование целевой аудитории для лучшего понимания её мотивов и потребностей.

Бизнес-результат — детальное понимание вашей аудитории, помогаете при выборе и поиске новой бизнес-модели, при запуске новых продуктов

Интервью с экспертами отрасли

Разновидность глубинного интервью, отличается тем, что респонденты — высококвалифицированные специалисты в исследуемой сфере.

Бизнес-результат — экспертное видение текущего состояния, проблем и возможностей развития рынка и инсайты от представителей индустрии.

Опросы

Исследование целевой аудитории с помощью предварительно составленной анкеты.

Бизнес-результат — заполненные респондентами анкеты и аналитический отчёт о результатах опроса. Помогают уточнить гипотезы, полученные в результате проблемных интервью и аналитического исследования. Как и интервью, опросы могут выступать самостоятельным инструментом аналитики или дополнять комплексные исследования.

Карта опыта или пути клиента

Визуализация всех точек взаимодействия компании и клиента с момента появления потребности до постпродажного обслуживания.

Пример карты клиентского опыта для Аэроэкспресс
Пример карты клиентского опыта для Аэроэкспресс

Бизнес-результат — аналитическая справка по результатам опроса респондентов и обработке полученной информации.

Скаутинг

Поиск перспективных проектов в выбранной отрасли под цели и задачи компании (по таким критериям, как рынок, география, стадия развития и др.) Исследование актуально для корпоративных и венчурных фондов, крупных компаний, которые заинтересованы в покупке стартапов или сотрудничестве с ними.

Бизнес-результат — документ со структурированной информацией по каждому проекту и контактной информацией.

Черные лебеди не помеха: почему исследования еще больше нужны бизнесу в изменчивом мире

Найдутся скептики, утверждающие, что аналитические инструменты не работают в мире с черными лебедями. Но это не так: хотя пандемия и санкции выбили российский бизнес из колеи, именно те компании, которые изначально делали ставку на использование данных и современные технологии, быстрее оправились от потрясений, оптимизировали процессы и начали зарабатывать по-новому.

Скорее, тут связь даже обратная: поскольку мир постоянно меняется, тем более важно держать руку на пульсе этих изменений — крутить головой и определять, куда ветер дует. Если спрятать голову в песок и принимать решения «по старинке», риски явно будут выше.

Проведение исследований и анализ данных — это своего рода разведка, которая увеличивает эффективность от усилий бизнеса и снижает вероятность неудач.

Можно по-разному относиться к долгосрочным прогнозам на 3–5 лет, но по нашему опыту, они работают — в качестве стратегического вектора и возможности задать правильные вопросы.

Например, развивается ChatGPT, и вы спрашиваете себя:

  • к чему это может привести?
  • как автоматизация отдельных процессов повлияет на бизнес-модели в мире и на мой бизнес в частности?
  • как я могу использовать эту технологию в свою пользу?

Если думать про более близкую перспективу, исследования — это способ расти даже в условиях вызовов и нестабильности.

Кейс: кому сейчас нужен зож

К нам обратился разработчик ИТ-решения в сфере зож, который хотел запускать новый продукт. Было много сомнений: с одной стороны, достаточно конкурентный сегмент; c другой — думают ли потребители вообще про зож сейчас, подходящее ли время запускать новые продукты?

Что мы сделали:

  • проанализировали российский и глобальный рынки, оценили тренды и конкурентную среду — 20+ конкурентов по 20 критериям;
  • опросили 100 респондентов;
  • провели 20 глубинных интервью.

В результате клиент получил рекомендации по киллер-фичам и УТП проекта для каждого сегмента целевой аудитории и библиотеку артефактов со всеми данными, выводами и гипотезами. Взял это все на вооружение, изменил маркетинговую стратегию и привлек финансирование от венчурного фонда.

Представьте альтернативную реальность, где компания просто решает «переждать» и выводит продукт на рынок без предварительного глубинного исследования. Есть шанс, что разово повезет, но «повезет» — это не то, что можно масштабировать.

Делать самим или аутсорсить

Аналитика превращает разрозненную и неструктурированную информацию в полезные артефакты, и чем больше данных — тем сложнее их организовать в систему. Если для достижения цели компании достаточно небольшой разведки, можно провести исследование своими силами — например, собирать информацию от клиентов через гугл-форму или провести рисерч по открытым источникам. Если ваши цели глобальные — стратегия развития на несколько лет, поиск бизнес-модели, важные продуктовые решения — лучше обратиться к профессионалам.

По нашему опыту, компании часто перегружены внутренней рутиной и им не хватает ресурсов для проведения исследований — например, сотрудников с соответствующей квалификацией. При этом бизнес может провести разведку сам, но с экспертной помощью это будет качественнее и быстрее, а главное — это будут не выводы в вакууме, а конкретное решение под предварительно сформулированный запрос.

Если подытожить, то вот три основные преимущества аутсорса на примере работы с Rocketmind:

  • Вы экономите время: отдаете задачу в руки профессионалов, а сами занимаетесь повседневными бизнес-задачами.
  • Не нужно искать респондентов — а это один из самых трудоемких этапов в проведении исследования. Благодаря широкой партнерской сети мы быстро найдем респондентов и доберёмся до самых «узких» и непубличных профессионалов.
  • Не придется думать, что делать с полученными данными и как верно подвести итоги — мы упаковываем результат в ёмкую и удобную библиотеку знаний, с которой приятно работать.

Кейс: какой будет библиотека будущего

Например, у нас был интересный кейс с Библиотекой имени Ленина. Там был важный концептуальный блок — наша жизнь меняется, цифровизируется, и миссия библиотек в ней тоже трансформируется. Поэтому возникает вопрос: какой должна быть библиотека будущего, чтобы она оставалась востребованной в мире быстрой информации и стремительно развивающихся технологий?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анализ современных тенденций, в свете которых библиотека — это не просто место, где берут книгу и пишут диссертации, а культурная гостиница, музей и даже коворкинг.

В рамках этой разведки мы изучили карты клиентского опыта крупнейших библиотек мира — не только в Москве, но в Милане и Нью-Йорке
В рамках этой разведки мы изучили карты клиентского опыта крупнейших библиотек мира — не только в Москве, но в Милане и Нью-Йорке

Второй крутой момент в этой истории — коллаборация нас как исследовательского центра с библиотекой как заказчиком. Вот как все было:

  • мы разработали методологию исследования и начали его делать, одновременно подключая и саму библиотеку;
  • обучили 10 человек из персонала и привлекли 20 помощников из числа волонтёров;
  • в результате удалось провести 400 проблемных интервью всего за месяц.
Пример визуальных артефактов по сегментации аудитории на основе проблемных интервью
Пример визуальных артефактов по сегментации аудитории на основе проблемных интервью

Понятно, что библиотека не смогла бы реализовать подобное исследование исключительно своими силами в такие сроки. А с нами смогла — в том числе благодаря широкой партнерской сети Rocketmind и экспертам-профессионалам, ведь разные исследования у нас проводят разные команды, специалисты в своем сегменте.

Это хорошая иллюстрация того, что организовать исследование можно по-разному — мы всегда предлагаем клиентам разные форматы именно под их пожелания и потребности.

Так что если вам нужны исследования и аналитика для запуска новых продуктов, сервисов, а также поиска и трансформации бизнес-моделей — вам в Rocketmind.

537537 показов
716716 открытий
Начать дискуссию