{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Гид по работе пиарщика: чего не стоит ждать

90% предпринимателей имеют нереалистичные ожидания от работы пиарщиков. Это вредит всем: бизнес разочаровывается в пиаре как инструменте, а сотрудники выгорают и уходят из профессии. Между тем PR-менеджеры играют важную роль в коммерческом успехе компании. Чего не стоит требовать от пиарщика и как измерить эффективность его работы, объясняет сооснователь Vinci Agency Александр Изряднов.

Чего не стоит требовать от пиарщика?

Нередко руководители компаний ждут, что пиарщик взмахнет волшебной палочкой и привлечет много новых клиентов. Однако связи с общественностью не являются инструментом продаж, и потому подобные ожидания не входят в зону ответственности PR-менеджера. Его основная задача — выстраивать доверительные отношения между брендом и аудиторией.

Непонимание принципов, на которых эти доверительные отношения строятся, приводит к распространенной проблеме — желанию получить от пиарщика прямую рекламу. Однако такая реклама зачастую ассоциируется с призывом или убеждением и никак не способствует налаживанию позитивного эмоционального контакта с потенциальным клиентом.

Создание продающих сайтов — еще один яркий пример нерелевантных запросов к PR. На деле даже для простого лендинга требуется целая команда из маркетологов, разработчиков и дизайнеров. От российских пиарщиков вообще часто ждут зашкаливающей многофункциональности, они якобы должны быть по совместительству еще и журналистами, и блогерами, и фотографами, и видеографами. Все это — самостоятельные профессии, каждая из которых требует разного набора знаний и навыков. Подход «и швец, и жнец, и на дуде игрец» не приводит ни к чему хорошему.

Что на самом деле должен делать пиарщик

Функции PR-специалистов могут отличаться в зависимости от масштаба компании и отрасли. Однако при любой комбинации линейный менеджер отвечает за информационную повестку: создает информповоды, выбирает подходящие ресурсы, договаривается о публикациях. Для такой работы необходимо знать процессы внутри компании, поэтому хороший специалист не сидит в кабинете, а участвует в совещаниях, общается с коллегами из разных подразделений. Это помогает генерировать контент и минимизирует риски непредвиденных ситуаций, так как высокая осведомленность позволяет с большей точностью прогнозировать поведение аудитории. В идеале пиарщик второй после руководителя человек по уровню погруженности в дела бизнеса.

Несмотря на то, что пиарщик не обязан сам писать тексты, редакторские скилы ему нужны: в рутинные задачи входит написание технического задания для исполнителей и проверка результатов на соответствие тактической и стратегической целям. То есть именно пиарщик определяет, насколько выигрышно то или иное сообщение презентует компанию и понятно аудитории СМИ. Он должен разбираться в современном медиапространстве и понимать, какие каналы и форматы лучше подходят в каждом конкретном случае. Например, для презентации нового продукта подойдет релиз, а для отработки возражений — интервью.

В реалистичный функционал PR-менеджера входят:

  • Подготовка коммуникационной стратегии, определение ЦА и месседжей;
  • выстраивание отношений со СМИ (взаимодействие с журналистами и редакциями);
  • Недопущение и работа с негативными сообщениями о компании в публичном поле;
  • создание информационных поводов (коммуникация с разными отделами компании);
  • изучение мнения аудитории;
  • организация PR-мероприятий (пресс-туры, выступления, конференции и так далее);
  • мониторинг и анализ конкурентов.

Как оценить эффективность работы пиарщика: актуальные метрики

В отличие от маркетинга эффективность пиар-деятельности проблематично измерить в цифрах. На мой взгляд, к наиболее информативным и полезным инструментам относится репутационный аудит, который показывает результаты усилий пиарщика в динамике. Это многоуровневое исследование демонстрирует, как меняется представление о компании или продукте в публичном поле. Как правило, оно выполняется раз в полгода и включает в себя оценку таких параметров: отношение к бренду потенциальных и действующих клиентов, вовлеченность аудитории, настроения партнеров по бизнесу, упоминаемость в СМИ. Другим показателем качественного пиара, по моему опыту, является готовность пользователей социальных сетей вступать в полемику для защиты бренда. Впрочем, это нельзя назвать численным показателем.

К классическим метрикам относятся следующие показатели:

  • количество публикаций: совокупное количество опубликованных материалов в СМИ с упоминанием компании;
  • охват аудитории: отражает количество уникальных пользователей, которые взаимодействовали с публикацией;
  • тональность публикаций: показывает эмоциональный окрас материала;
  • количество публикаций в главной роли: компания упоминается в материале в роли главного объекта;
  • количество позитивных упоминаний: положительные публикации с брендом в главной роли указывают на хорошую репутацию.

Когда можно заметить первый эффект от работы пиарщика?

Первые результаты работы толкового специалиста заметны не сразу, а через четыре — шесть месяцев. Пиар вообще работает вдолгую и отличается аккумулятивным эффектом. Кроме того, из-за использования пиарщиками маркетинговых инструментов их вклад бывает довольно сложно дифференцировать.

Чтобы не фрустрировать из-за якобы неэффективного пиара, стоит еще на этапе рекрутмента обозначить ожидаемые результаты и в зависимости от особенностей бизнеса установить ключевые KPI. Например, при подборе специалистов Vinci Recruitment выработал 27 параметров, среди которых — креативность, знание языков, опыт работы с аналитикой и метриками, высокие коммуникативные навыки. Благодаря конкретным критериям мы можем понять, справляется человек или нет, и не мучить себя и сотрудника размытыми ожиданиями. Вообще, отказ от нереалистических ожиданий экономит ресурсы и позволяет избежать выгорания сотрудников, а следовательно и потерь в производительности.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда