Реестр стартапов города Москвы. Как туда попасть и зачем?

Мы в первый раз услышали словосочетание «реестр стартапов» в сентябре 2022 года, когда вышел новый порядок аккредитации ИТ-компаний, устанавливающий упрощенную процедуру получения аккредитации для стартапов, включенных в реестр. Потом все благополучно забыли эти загадочные слова, т. к. оказалось, что в России нет ни одного такого реестра, а значит и включаться никуда не надо.

Реестр стартапов города Москвы. Как туда попасть и зачем?

Однако время идет, законотворцы работают, выполнение «просьб» главы Минцифры никто не отменял. И вот, 21 апреля 2023 г. вышло Постановление Правительства Москвы № 700-ПП, которым был введен порядок формирования и ведения реестра стартапов и технологических компаний (далее – Реестр).

Что это означает? С даты появления Реестра компании, которые:

· созданы не более 3-х лет назад,

· зарегистрированы в Москве,

· имеют доход не более 1 млн рублей с даты создания

и могут получить аккредитацию ИТ-компании только после включения в Реестр (естественно, при выполнении остальных требований).

Здесь стоит отметить, что упрощенный порядок аккредитации не единственное преимущество Реестра. Правительство Москвы обещает реализовать программы обучения, гранты и иные региональные меры поддержки для стартапов, включенных в Реестр. Однако на сегодняшний день ощутимая потребность включения в Реестр связана именно с аккредитацией ИТ-компаний, поэтому в статье разберем Реестр в данном контексте.

Прочитав требования для включения в Реестр, становится понятно, что для москвичей прошло время, когда можно было вчера создать юр. лицо, а сегодня уже подать заявление на получение аккредитации ИТ-компаний. И вот почему.

Для включения в Реестр компания должна выполнять следующие требования:

1) Быть участником Московского инновационного кластера.

Здесь все достаточно просто. Нужно зарегистрировать компанию на i.moscow с использованием УКЭП, подать заявку в личном кабинете, подождать 10 рабочих дней и получить статус «Участник кластера».

2) Основной ОКВЭД компании не должен относится к сфере строительства (41-43 классы) или торговли (45-47 классы).

Это требование, как правило, тоже легко реализуемо для ИТ-стартапов.

3) Дальше – интереснее. Соответствие компании любым двум из следующих требований:

· наличие у компании не менее одного свидетельства о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте или патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

· осуществление расходов на НИОКР за текущий год и (или) один из двух предшествующих ему лет в объеме не менее 3% от выручки за соответствующий год;

· получение не менее 1 млн рублей венчурных инвестиций за текущий и (или) предшествующие ему четыре года (учитывается вхождение в уставной капитал, добавочный капитал или конвертируемый займ (не учитываются: субсидии, гранты, кредиты, займы)). При этом доля участия инвестора в уставном (складочном) капитале должна быть не более 50%.

Этот пункт и является причиной, почему нельзя получить аккредитацию ИТ-компании на только что созданную в Москве организацию. Регистрация объекта интеллектуальной собственности в Роспатенте занимает от 2-х недель (регистрация программы для ЭВМ) до, в лучшем случае, 12 месяцев (регистрация изобретения), а то и все 34 месяца. Для того, чтобы показать расходы на НИОКР, нужно сначала получить выручку. Ну и поиск инвестора, который готов вложить 1 млн рублей за менее 50% доли в компании, тоже задачка, которая стоит времени и сил.

Процедура включения в Реестр.

Для включения в Реестр нужно подать заявку на i.moscow. К заявке прикладываются документы, подтверждающие соответствие компании вышеперечисленным требованиям. Например:

· документы, подтверждающие получение венчурных инвестиций (копии инвестиционных договоров; копии платежных поручений, справок из кредитной организации, подтверждающих зачисление денежных средств, оборотно-сальдовые ведомости по счетам, относящимся к привлечению инвестиций),

· документы, подтверждающие несение расходов на НИОКР (пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах по форме по ОКУД 0710002; сам отчет о финансовых результатах по форме по ОКУД 0710002).

После формирования заявки, нужно подписать ее УКЭП компании и отправить на рассмотрение. В течение 12 рабочих дней в личный кабинет на i.moscow должно прийти решение о включении/отказе во включении в Реестр.

Вместо заключения:

Сейчас реестр стартапов есть только в Москве. Думаю, регионы тоже скоро подтянутся с не менее «интересными» требованиями. Безусловно, с появлением Реестра процесс получения аккредитации ИТ-компании для стартапов усложнился. Для чего это сделано, пока мне непонятно. Однако я, как консультант, точно знаю, что все решаемо:) Главное – захотеть!

Спасибо, что дочитали статью до конца! Если у вас остались вопросы обращайтесь к нам в АСБ Консалтинг Групп через телеграм @receptionASB, по телефону +7 (495) 114-54-24 или на почту info@asbconsulting. ru.

Полина Бадер, старший IP/IT юрист ASB Consulting Group

66
Начать дискуссию