{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

А нельзя просто взять и увидеть все китайские машины на одной картинке?

Как мы сделали невозможное и собрали классификатор всех моделей китайских авто, официально представленных в России в 2023 году. Почему невозможное и зачем сделали? Рассказываем.

Многие рынки РФ категорически изменяются. Существующие марки ребрендятся, из других стран приходят новые неизвестные бренды. В конце 2022 года мы в JetStyle проанализировали основные тенденции: много турецких компаний пришло в «пищевку», много китайских — в «одежду», но больше всего китайских марок пришло на авторынок.

Мы решили, что было бы полезно предложить авторынку практико-ориентированную аналитику, в которой мы разберем позиционирование китайских брендов, сделаем аудит их сайтов и проанализируем кейсы продвижения новых автомобилей в РФ. Благодаря этому проекту, который еще в процессе разработки, у нас и получился единый классификатор.

Потому что нельзя быть на рынке непонятным таким

Привет, меня зовут Артем Ляпунов, я коммуникационный стратег JetStyle. Я расскажу, как чуть лучше понять китайский автопром.

Когда я только взялся за разработку этого классификатора, я думал, что эти 30-40 машинок можно систематизировать за неделю, еще за неделю подготовить изображения и к концу месяца напечатать прикольный подарочный плакатик. Спойлер: реальность = х5. Но давайте по порядку.

Чтобы самому разобраться в потоке китайских брендов, мне пришлось составлять список всех брендов и актуальных моделей на рынке РФ. И тут я запутался: не просто «немного растерялся в многообразии», а «реально утонул в хаосе».

Сразу стало очевидно, что официальные сайты автопроизводителей не успевают обновляться за новостями собственных брендов. Тогда я подписался на все ведущие паблики и каналы о китайских автомобилях и стал пылесосить все данные подряд. Но инфа оказывалась противоречивой, устаревшей или неполной.

Я никак не мог собрать воедино практически ежедневно обновляющиеся сообщения из разных источников: похожие названия марок (JAC/GAC, Chery/Geely), непроизносимые модели и бренды (Kaiyi X7 Kunlun, Dongfeng Fukang ES600, Dayun Yuanzhi M1), близкие до степени смешения дизайны машин и еженедельные новости «Еще одна китайская марка пришла на рынок России» или «Китайский бренд вывел 3, 5, 10 (любая цифра) новых моделей на рынок РФ». И главное, я не мог найти единой и более-менее актуальной базы. Нельзя так просто взять и понять общую картину по китайским автобрендам и моделям.

Например (следите за руками): компания Soueast анонсировала продажи своих автомобилей в России через салоны компании Chery. Но кроссовер Soueast DX5 у нас ожидается с названием Jetour DX5 (Jetour — суббренд Chery), при этом другой кроссовер Soueast DX8S этой же компании уже появился в РФ в салонах Jetour под собственным брендом Soueast.

Короче, меня надо было спасать. Я обратился к главному редактору портала Китайские автомобили.рф Андрею Полухину с просьбой о помощи (привет, Андрей) — он консультировал меня до публикации классификатора и продолжает до сих пор. Перед самым релизом Андрей признался, что сначала отнесся к этому проекту скептически, но из любопытства все-таки согласился и теперь доволен результатом.

Задизайнить неведомое

Итак, начав постепенно разбираться в брендах, я назначил себя талантливым дизайнером (я на самом деле дизайнер по первому образованию) и приступил к проектированию макета, поставив себе амбициозную сверхзадачу — показать ВСЕ официальные модели китайских авто в стране.

Несколько примеров классификации автомобилей

Я просмотрел море референсов, и мне стало очевидно, что схема должна иметь не только функциональную, но и художественную ценность — планка подачи автомобильных плакатов задана очень высоко. Мы с командой рассматривали даже вариант генерации 3D-моделей с помощью ИИ по чертежам, но технология, к сожалению, еще не дошла до фотореализма и вообще до реализма. В итоге остановились на классическом варианте — фронтальный боковой вид.

Одинаковой системы нейминга разные автопроизводители, естественно, не придерживаются. Названия моделей могут иметь номера (Tank 500), буквенные серии (Exeed TXL) или просто слова: существующие (Okavango — название реки в Африке, Kunlun — в переводе с китайского «лунные горы», одна из крупнейших горных систем страны) или фантазийные (Alsvin, Jolion). Модели могут носить название бренда-производителя (Chery Tiggo 8), или только его суббренда (Avatr 11), или всё вместе (Great Wall Poer KingKong). А еще у суббрендов внезапно могут появиться свои суббренды (сон внутри сна) — например, у Omoda недавно появился свой суббренд Jaecoo. Про значения и истории создания названий всех китайских автобрендов и некоторых особо интересных названий моделей мы тоже готовим подробный разбор в нашем исследовании. Но это будет уже другая, не менее интересная история.

Вот еще забавный случай, хорошо иллюстрирующий реальную неразбериху. Через несколько дней после публикации первого варианта схемы появилась информация о выходе на рынок кроссовера Chery Tiggo 9. Я тут же стал искать его изображение, чтобы дополнить схему. И вдруг понял, что именно это изображение мы уже используем для модели Jaecoo J9 (суббренда Omoda, который суббренд Chery). Надо было срочно готовить пост с извинениями, мол, «Простите, перепутали картинки!» Пишу Андрею, а он отвечает: «Всё нормально, это действительно одинаковый кузов, разные только решетки радиатора». Получается, что у нас будут не просто похожие друг на друга китайские машины, но и вообще одинаковые, только под разными брендами и с разными названиями моделей.

Автомобили разных брендов одного производителя, но с одинаковым кузовом

Чтобы упростить восприятие схемы, мы разместили логотипы марок по сторонам плаката, а модели одного бренда развернули в одном направлении — от логотипа к центру. Но этого оказалось недостаточно, схема разваливалась на отдельные яркие пятна. Поэтому мы пошли на допущение и ввели (говорит на дизайнерском) цветовую дифференциацию — выделили модели одного бренда цветом. Короче, раскрасили кузова моделей бренда в один цвет, таким образом еще больше объединив их визуально. Цвет выбирали, исходя из существующих доминирующих вариантов модельного ряда бренда, но, конечно, в нашей схеме цвет некоторых моделей не соответствует их настоящим цветовым линейкам. Так как не у всех моделей бренда оказались нужные нам варианты, а минимальная основная палитра (белый, красный, синий, черный) слишком однообразная для 100+ машин.

Таким был наш плакат в январе: 22 бренда, 64 модели

Далее, регулярно дополняя и уточняя схему, нам удалось догнать изменчивую реальность и вносить правки практически в реальном времени. После первой публикации мы получили много комментариев, что «иерархия брендов и суббрендов и моделей все равно не очень понятна». И мы придумали позаимствовать идею графического решения у транспортных схем, показывающих маршруты «со всеми остановками». Теперь получилось понятнее, и это решение мы реализовали на схеме 2.0.

Иерархия суббредов на примере Chery

Итак, нам удалось объединить три системы в одну: все бренды национального производителя в РФ, иерархию всех суббрендов внутри производителя, все модели внутри каждого бренда и суббренда. И вот что у нас получилось на данный момент (вероятно, всё изменится примерно завтра).

Текущий вариант схемы (4.0): 34 бренда, 126 моделей. Скачать pdf бесплатно

Как читать схему

Все просто. По сторонам размещены логотипы брендов. Первым — компания-производитель, от нее к центру в ряд расположены модели, вышедшие под этим же названием бренда. Если у компании-производителя есть суббренды, они показаны ниже, и от каждого так же в строчку представлены их модели. Краев плаката на всех не хватило, поэтому малоизвестные на нашем рынке марки пришлось разместить в середине схемы. Некоторые модели мы объединили (например, Chery Tiggo 7 Pro / 7 Pro Max / 7 Pro Max AWD), так как у них одинаковый кузов. Модели, отмеченные звездочкой, — официально анонсированы, но их продажи на момент релиза еще не стартовали.

Портал «Китайские-автомобили.рф», разместил уже два релиза нашего плаката с возможностью бесплатного скачивания в PDF. На данный момент у нас уже 1875 загрузок! Это значит, что, если делают единую схему китайских авто, значит это кому-нибудь нужно)) Конечно, первые комменты были противоречивые: от «Ха-ха, да они же вообще все одинаковые, в чем смысл?», до «А у вас там есть модель в старом кузове, ха-ха» (да, мы исправили это в течение часа). Но в итоге наша инфографика завирусилась по внутренним чатам ведущих автопорталов, автомаркетологи и просто интересующиеся благодарили, удивлялись и качали.

Мы продолжаем апдейтить схему. На данный момент там 34 брендов/суббрендов и 126 моделей с изображением.

Все выглядит так, что для нашей страны китайские машины будут отличаться не только специфическим брендингом, но и еще множеством переменных: технической адаптацией под законодательство, комплектацией, местом сборки (Китай, РФ, Беларусь, Казахстан, Иран), официальным или параллельным импортом.

Для тех, кому иерархия марок важнее внешнего вида машин, мы подготовили вариант схемы без изображений моделей

Осенью мы планируем напечатать актуальную на конец года версию плаката большого формата, ту, что с машинками. Если вам хочется себе такую — оставляйте предзаказ на нашем сайте. От количества заявок мы определимся с условиями производства плаката, соответственно, будет понятна и стоимости заказа.

А пока напишите, что вы думаете про нашу работу и, как говорится, «цзайцзиень»!

Артем Ляпунов
Коммуникационный стратег JetStyle
0
13 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Решетов

Спасибо за полезную статью. Артем, вы проделали большую работу.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Ляпунов

Похоже опять обновление будет: JAC T8 Pro скоро

Ответить
Развернуть ветку
Денис Горобец

Артем, а Вы можете выложить все версии инфографики? Интересно как эволюционировал рынок Китайских авто в динамике)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Ляпунов

Добрый день, к концу года планируем сделать общий кейс - там всё будет

Ответить
Развернуть ветку
Денис Горобец

Жду !!!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Горобец

Артем, еще было бы круто если совместить пересечение моделей (позиционирование/размер)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Ляпунов

Вы имеете в виду разделить по классам? Это достаточно сложно реализовать, потому что в одном классе есть модели, отличающиеся по цене в 2,5 раза ))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Горобец

Да, я про классы, но думаю логичней еще разделить и на сегмент, а-ля премиум, мидл, эконом)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Ляпунов

да, мы рассматривали возможность такого решения, потому что были еще предложения про указание привода, двигателя и цен (по регионам? или дилерам?), тогда просится еще место сборки (Китай, РФ, Казахстан, Беларусь или Иран) и комплектация ))) и это всё вместе уже начинает походить на агригатор (типа "безруля", только сложнее) - а это уже другая история. Но мы ищем варианты реализации подобного

Ответить
Развернуть ветку
Денис Горобец

Готов оказать посильную помощь (не в рабочее время)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Архипов

отличная инфографика! распечатал сыну на стену, ну и себе заодно... )

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Fayzrakhmanov

Ребят, привет! Скачал вашу схему 24.10.2023 и не вижу Zeekr'а в ветке Geely

Ответить
Развернуть ветку
Денис Горобец

он ввозится по параллельному импорту.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда