Разница рынков разных стран с точки зрения маркетинга. Субъективный опыт. Рф, Казахстан, Узбекистан, Турция, Европа, США

Приветствую читающих. В этот раз хочу поделиться некоторым пониманием разницы рынков разных стран для продвижения бизнеса и любых проектов как онлайн, так и оффлайн. А так же рассмотреть различия ведения маркетинга и некоторые особенности, которые нужно учитывать при продвижении бизнеса на этих территориях.

Россия.

Маркетинг в Россию пришел, по сути, из США, но значительно изменился, и не в лучшую сторону. Значимую роль в этом сыграло два фактора: меньшие финансовые возможности и ребята из сферы инфобизнеса, подобные Бм и Аязу. Как следствие, на Ру рынке в бизнес-среде есть довольно много неправильного понимания маркетинга как такового. Например, в подавляющем большинстве случаев маркетолог как позиция просто отсутствует в компании.

Люди нанимают отдельных специалистов в разных сочетаниях - сммщика, таргетолога, "сайтодела" и т.д., возлагая на эти звенья "получение клиентов". Глобально маркетинговое исследование, анализ конкурентов, рынка, ца, создание стратегии перед началом всей остальной работы зачастую отсутствует. Максимум - наличествует проджект...

Из опыта могу сказать, что это одна из основных причин провалов бизнеса в сфере отдела маркетинга. Отдельные спецы, которые в США и европе выполняют свои обозначенные функции (таргетолог - показ рекламы, трафик, "лиды", контентмейкер (сммщик на ру рынке) - контент... и т.д.) в России воспринимаются неким достаточным для конечного результата звеном, игнорируя даже продукт и отдел продаж, чего уж говорить о позиционировании...

Та же история с "цифрами" - часто приходят люди, которые просят "цифры" до первого запуска и выстраивания воронок продаж. В то время как ни один бизнес нельзя "экстраполировать" по цифрам с другого - даже при абсолютной похожести (возьмем фантастическую ситуацию) - ваш конкурент начал раньше вас, и, возможно, намного эффективнее будет отстройка и особенность, чем копирование.

Сюда же добавляются и "наставники", которые на самом-то деле зарабатывают не на бизнесе, а на вас и вашем "обучении", при этом на них тратятся, зачастую, средства от 100 т и даже миллионы, после чего человек часто слышит от них же "вложите 50 т в рекламу..."

Но, это был небольшой вступительный оффтоп боли маркетолога) перейдем же к непосредственно разнице самих рынков и ЦА.

В России люди обращают намного большее внимание на визуальную упаковку, образы успеха, "вылощенную" картинку и подобные моменты. Поэтому, если вы делаете сайт, то он должен быть красивым и качественным с точки зрения дизайна и эстетики. То же касается групп и аккаунтов в социальных сетях.

Что касается рекламных офферов - с одной стороны, рынок уже достаточно пресыщен рекламой, но с другой - топорные офферы с "обещаниями" все так же прекрасно работают. История про "получаешь 30 к? не надо так жить, я научу тебя делать миллионы за 3 месяца..." или "наш продукт решит все ваши проблемы и отправит на мальдивы" - варианты текстов, которые среди прочего работают.

Так что одними текстами и офферами на осознанную аудиторию тут не обойтись. Завышенные обещания - инструмент, который адекватно воспринимается людьми, и даже отсутствие результатов аудитория готова приписывать себе - "я недостаточно потрудился/не следовал инструкциям в полной мере/продукт всем нравиться, значит он хороший"

Так что, помимо офферов через боли/потребности/желания/страхи/сомнения/возражения с выгодами и отличиями продукта, обязательно тестируйте и применяйте те, что походы на вышеперечисленные) Даже если вы сторонник этичных продаж и "осознанной аудитории" (я долго не мог принять, что бизнесмены покупаются на обещалки - что говорить о "простых людях"?)

Учитывайте географию - Мск и Спб рынки высокой конкуренции, но открытые к инновациям, стартапам и новым брендам, в то время как "периферия" более консервативна, а Кавказ и подобные регионы не лучший выбор для инфобизнеса.

США

В отличии от России тут не гонятся за визуалом. Поэтому сайты, которые вы смотрите, могут показаться простенькими, примитивными, аляповатыми и даже неудобными. Та же история и с инстаграм - даже крупные бренды зачастую имеют инсту визуально оформленную слабже, чем ноготочки и микробизнес из Тюмени.

Обещалки работают хуже, но присутствуют. Продажи требуют, зачастую, большего цикла касаний (в первую очередь, инфобизнес). Бренды продвигаются исторями, ассоциациями, маркетингом (не техническими вещами, а именно маркетингом в изначальном понимании - сторителлинг, позиционирование, слоганы)

Более распространен емеил-маркетинг.

Такая соцсетка как пинтерест долгое время была очень важна для продаж, имела отдельных специалистов для продвижения. (Кстати, советую рассмотреть ее для продвижения вашего бизнеса так же - в ней вполне наличествует русскоговорящая аудитория), пожалуй даже больше чем инста...

Недорогие продукты продаются описанием преимуществ, качественным описанием. Часто встречаются интеграции и продвижение "партнерками"

Казахстан

Почти все население - русскоговорящее в том числе (2 языка). Рекламу можешь смело вести на русском без проблем и потерь конверсии. Маркетинг приходит в страны СНГ из России, поэтому отстает на 3-5 лет в зависимости от сферы.
Сейчас в Казахстане "бум" "наставников", дорогих инфопродуктов, начало освоения психологии, коучинга и вот этого всего.
Что касается внутреннего бизнеса - мало кто понимает црм-системы, аналитику и важность отдела продаж (если говорить о малом бизнесе).
Реклама работает проще - сильных ухищрений не требуется, да и маркетологи тут в массе попримитивнее, поэтому легче выделиться на рынке.
Так как страна мусульманская, то бады и еду нужно делать халяль, обязательно указывая это (то же касается и Узбекистана и других мусульманских стран)
О платежеспособности говорить трудно, потому что прозвучит странно... но в целом она, с точки зрения продаж, равна Ру рынку (то есть специально не учитывайте разницу)

Узбекистан

Вот тут есть особенности) Платежеспособность ниже, но! Люди доверчивы в массе. Очень сильно играют роль любые авторитеты, особенно духовные, так же телеведущие, звезды и т.д.
Вообще фактор доверчивости учитывайте.
Если брать не Ташкент, то люди много смотрят сериалы (женщины), верят в "сказки", могут покупать что-то совершенно не нужное для прагматических целей по причине "прикоснуться к другому миру", "так принято", "так говорят".
То же образование - фетиш. Даже если ничего практически не даст - иметь корочку нужно. Все стараются устроить детей в институт любыми способами, в то время, как мест хватает на 20-25% спроса.
Английский язык - то же самое.
Рекламировал и то, и другое (обучение в зарубежных университетах и английский)
Страна более консервативная, более религиознообусловленная и традиционная в сравнении с Казахстаном.
Б2б-сегмент начинает внедрять црмки, мой склад и прочие ай-ти решения для бизнеса, трудности с отделами продаж.
Как раз так же занимался продвижением этих направлений. Пока людям нужно доносить и разжевывать как, что, зачем и почему это важно. Хорошо продается через конференции и личный бренд.
Что касается языка в рекламе, то ситуация следующая - в основном, нужно использовать узбекский язык, конверсия с ру будет однозначно дороже (протестировано на многих проектах), но если ваш продукт очень дрогой (для рынка) и вам нужна осознанная аудитория, то скорее всего русский язык будет таким фильтром - пробуйте его, если продаж мало.

Турция

"Сборная солянка" - тут много приезжих, как русских, так и туристов из США, европы. И это нужно учитывать.
Стамбул вообще крайне разношерстный город с огромной аудиторией.
Часть самих турков традиционна, в то время как другая полностью ориентирована на запад и во всем подражает западной культуре и мечтает переехать в европу.
В общем, это именно сочетание всего и вся. При продвижении учитывайте и наличие большого числа русскоговорящих, и то, что сами турки европейки настроенные.
Ах да, еще они любят кошек, которые тут повсюду - в креативах можно попробовать мемы с котиками)

Европа

Европа - это место, где сосуществуют различные культуры и традиции. Ваша рекламная стратегия должна учитывать эти различия и адаптироваться к местным предпочтениям.
Например, в Германии люди могут ценить качество и функциональность продукта, в то время как в Испании акцент может быть сделан на эмоциональной связи с брендом. Исследуйте местные особенности и настроения, чтобы лучше понять, какие подходы будут наиболее привлекательными для вашей целевой аудитории.
Многоязычие и переводы: Европа известна своим многоязычием. Если вы планируете запустить рекламную кампанию в нескольких странах Европы, обратите внимание на языковые особенности.
Предоставление перевода и локализации контента поможет вам достичь большей связи с аудиторией и привлечь их внимание.
Каждая страна в Европе имеет свои уникальные особенности в поведении потребителей. Некоторые страны могут быть более склонны к онлайн-покупкам, в то время как другие предпочитают покупать оффлайн. Исследуйте местные тенденции и предпочтения, чтобы адаптировать свои рекламные стратегии под специфику каждой страны. Например, в Швеции высокая осведомленность о социальных и экологических вопросах может быть ключевым фактором в рекламных сообщениях.
____
Если вам нужен маркетинговый анализ со стратегией или таргет, а так же любые задачи в сфере маркетинга, то пишите по закрепленным в канале контактам -

1616
8 комментариев

Рынок маркетинга в РФ формировали не ребята из БМ. Первыми маркетологами в 90Х были менеджеры продаж рекламы в СМИ. Предприниматели заставляли их учить Котлера и они по нему формировали рынок.

Ответить

Вот если бы они на Котлере остановились и продолжали бы в этом направлении - было бы замечательно) Я, скорее, о современности.

Сейчас очень большое количество предпринимателей разного уровня учиться у "наставников" разных цветов и размеров, по сути к маркетингу не имеющих отношения

5
Ответить

Яркий пример, когда содержимое противоречит выводам. Фанатизм до добра не доводит

Ответить