Как я стал франчайзи, на ошибках которого учились 145 магазинов франшизы «Жизньмарт»

Как я стал франчайзи, на ошибках которого учились 145 магазинов франшизы «Жизньмарт»

Меня зовут Андрей Халяпин, и я ― первый франчайзи магазина-ресторана «Жизньмарт» в Екатеринбурге. Я открыл пилотную точку этого проекта в разгар пандемии коронавируса, и мой своеобразный пионерский опыт помог последующим франчайзи сэкономить ресурсы, нервы и время. Возможно, он поможет и вам?

Раз, и я во франшизе

Я человек из сферы ресторанного бизнеса. В свое время отучился на это направление, прошел первую практику в заведении и устроился туда работать на управляющую должность. Жизнь била ключом, каждый день проходил активнее предыдущего.

Но знаете тот тип людей, которым мало одной работы и 24 часов в сутках?

Этот тип ― я.

В 2019 году меня заинтересовал проект Ивана Зайченко. Он предложил совершенно новый формат ритейла: магазин-ресторан, который рвет шаблоны и предлагает гостям иной подход. Нечто большее, чем просто «магазин у дома»: симбиоз продуктовой точки и кафе.

Сперва я взялся за подготовку программы обучения продавцов. Была задача помочь им узнать систему работы изнутри и получить профессиональные навыки, чтобы в итоге работать на высоком уровне сервиса. Фишкой стало обращение к посетителям «гости», а не «покупатели», как это обычно принято в ресторанах.

Вот тогда меня и затянула эта франшиза.

Я увидел потенциал, концепцию, которая близка мне по духу. А именно — магазин продуктов, готовых блюд и наборов продуктов для приготовления, ориентированный на взрослого человека, который придерживается здорового образа жизни, я бы даже сказал ― на родителя. Поэтому когда мне предложили стать франчайзи проекта, на размышления ушло 0,01 секунды, прежде чем я ответил: «Да».

Три ключевых момента сыграли для меня решающую роль:

  • уникальная для России IT-система управления деятельностью магазина;
  • вера в коммерческий успех проекта;
  • вера в команду, которая работала над «Жизньмартом».

Возможно, дело еще в том, что я человек, который верит, что успех ― это сочетание риска, наглости, удачи, инсайдерской информации и хотя бы минимального опыта. И если у тебя все это есть за плечами — добро пожаловать в предприниматели!

Вот так я решил стать первым франчайзи «Жизньмарта». Несмотря на то, что назревала ковидная буря…

Как открыть магазин на пороге локдауна

Вы когда-нибудь пробовали плыть против течения, пока на вас с интересом и непониманием смотрят люди из безопасных лодок? В первый день открытия магазина я именно так себя и чувствовал.

В 2019 году, когда мы со строителями начали работы, пандемия коронавируса была еще далеко на Востоке. Но в нашей стране уже начались беспокойства из-за нового вируса. Так на стандартные предпринимательские риски нового бизнеса наложился фактор неизвестности и непредсказуемости будущего.

И все же я не отказался от идеи, хотя пришлось многое пережить.

Локдаун объявили в марте 2020 года, на тот момент мы вели активные строительные работы. Купить хоть какой-то материал в строительном магазине или успокоить рабочих, которые боялись вешать вывеску, оказалось настоящим квестом.

Уже после открытия мне приходилось успокаивать персонал изо дня в день: люди боялись ходить на работу, впадали в панику, если градусник показывал температуру хоть на пару десятых градусов выше 36,6. Первые посетители тоже приходили с опаской, озираясь по сторонам. Спасением был тот факт, что магазин располагается вблизи жилого района, и даже в самые сложные ковидные времена выходить за покупками в ближайший маркет не запрещалось.

Закулисье открытия первого магазина франшизы

Если вы попросите меня подобрать одну поговорку, которая будет характеризовать мои ощущения во время подготовки к открытию, я выберу «Мыши плакали и кололись, но продолжали есть кактус».

Потому что при всех сложных моментах я не хотел отступать.

Как я стал франчайзи, на ошибках которого учились 145 магазинов франшизы «Жизньмарт»

Как выбирал локацию и сколько вложил денег

С местом долго не могли определиться. Управляющая компания франшизы отклонила многие мои предложения, хотя позже в этих точках все же открылись другие магазины «Жизньмарта». Окончательная локация на улице Сакко и Ванцетти в Екатеринбурге досталась мне «по наследству» от другой семейной пары-франчайзи, которая хотела войти во франшизу, но передумала из-за экономических и технических сложностей. Мне точка понравилась, хотя стоимость аренды помещения была высокой ― раньше здесь работал банк.

На открытие пилотного магазина понадобилось около 7 млн рублей. Иван ― идейный вдохновитель франшизы, заявил, что предоставит первому франчайзи 2 млн рублей на подготовку от себя. Тем самым показал, что верит в успех проекта и готов разделить его риски. Я взял ровно половину, которую в процессе раскрутки вернул.

Эта сумма ― не показатель по нынешним меркам. На тот момент мы не понимали и не знали до конца всех рисков, основной из которых был подступающий ковид. К тому же площадь помещения была совсем маленькой, а оборудования не хватало. Поэтому даже спустя 2 недели после открытия пришлось доукоплектовывать магазин. Следующие 5-10 открытий по франшизе уже опирались на мой опыт.

Но положительных моментов было больше. К ним можно отнести отсутствие паушального взноса на тот момент и то, что у меня были инсайдерские знания: понимание оборудования, наработанная коммуникация с подрядчиками из сферы ритейла и опыт работы на рынке поставщиков.

Днем отдыхаем, ночью строим

Как я уже сказал, точка расположена в помещении бывшего банка. А значит, совершенно не была приспособлена под нужды продуктового магазина. Так что команда монтажников успела проклясть все на свете, когда увидела сколько им нужно ломать и перестраивать.

Помещение находится в здании, в котором расположен другой банк. И на первый взгляд мне показалось, что все складывается как нельзя лучше: мы на первом этаже, а рядом ― офисные сотрудники, которые станут нашими постоянными покупателями. В итоге так и оказалось. Но во время подготовки к открытию соседи задали мне необычную задачу.

Когда открываешь магазин в жилом здании, то запрещено вести строительные работы в будние дни в часы сна и на выходных. В нашем случае ситуация вышла противоположной. Работы пришлось подстроить под перерывы и выходные соседей: по два часа в обеденное буднее время, в субботу и в воскресенье. Нельзя было шуметь и допускать лишние вибрации при строительстве, потому что прямо над нашим помещением находился сервер банка. Поэтому пришлось работать тихо, аккуратно и даже по ночам. Неожиданный фактор, к которому я не был готов.

Так что я однозначно могу посоветовать предпринимателям следующее: открывая магазин, учитывайте, кто ваши соседи, и какие сюрпризы их работа может принести вашему делу.

Набор персонала и обучение

Программу обучения продавцов для «Жизньмарта» я разрабатывал сам. Ее суть в том, что новые сотрудники, в том числе и сами франчайзи, быстрее адаптируются к работе, проходя полный цикл обучения: от продавца до управляющего. Я был первым человеком в первой франшизной точке, который опробовал на себе этот подход. И многое вынес для себя из этого опыта. Так, например, я увидел необходимость в открытии кассы самообслуживания.

Следом мы вместе с управляющей компанией (УК) объявили набор команды.

HR запустили анкетирование и таргетированную рекламу в соцсетях. Со своей стороны я тоже поработал ― пригласил двух бывших студентов из вуза, в котором раньше преподавал. Так в магазин пришли первые четыре человека. Один из моих бывших студентов около года работал на должности старшего продавца, а дальше пошел на повышение ― стал открывающим директором УК, имея за плечами понимание всех внутренних процессов компании. Недавно он открыл магазин в Тюмени.

Открытие без фанфар и шариков

Как я стал франчайзи, на ошибках которого учились 145 магазинов франшизы «Жизньмарт»

5 апреля 2020 года открылся первый магазин по франшизе. В разгар локдауна. Когда выходить из дома боялась половина населения страны и встали почти все рабочие процессы.

Было ли страшно тогда? Да.

Жалел ли я, что стал франчайзи? Нет. Я начал искать выход из ситуации.

Первым делом решил изменить ассортимент товаров на семейный. Чтобы гости могли прийти к нам и закупиться сразу всем самым необходимым для долгого нахождения дома. Следом запустил доставку продуктов. Для этого мы с коллективом сделали 50 дегустационных сетов и стали ходить в ближайшие офисы, парикмахерские и салоны, рекламируя товар. Старались привлечь любую бизнес-активность. И это сработало! Мы вышли на ожидаемые обороты, когда люди стали заказывать доставку.

Следующие магазины франшизы открывались с уже существующей доставкой.

Квест «Учись франчайзи ванговать»

Когда открываешь новое дело, приходится сталкиваться с проблемами. Одни будут закономерными. Другие ― неожиданными. Расскажу о вторых.

Сейчас у франшизы есть распределительный центр ― склад, из которого отправляют продукты в каждый магазин «Жизньмарта». Знаете, почему? Потому что мне однажды пришлось заказать паллет муки вместо 80 кг, необходимых магазину.

Сначала я искал прямой выход на поставщиков. Договорился с одним мукомольным заводом о поставке муки. Проблема заключалась в том, что они работали только по доставке паллетов, а я слабо понимал этот объем. Но так как заказ с доставкой 80 килограммовых пачек обошелся бы дороже с учетом логистики и доставки, решил рискнуть. В общем, 400 мешков пришлось пристраивать куда-то всеми правдами и неправдами.

Был еще случай. УК во всех магазинах установила оборудование для приготовления паровых корейских пирожков ― тимпанов. Непосредственно нашу тимпанницу приобрели у семейного ИП ― этнических корейцев, которые живут в Южно-Сахалинске. И все было замечательно до тех пор, пока она не сломалась.

У устройства сгорела какая-то деталь, найти которую в Екатеринбурге или ближайших городах было невозможно. Тогда мы связались с продавцами оборудования, у которых разница с нами 6 часов. Звонить им пришлось глубокой ночью по Екатеринбургу, чтобы они ответили. Доставка новой детали, которая у них, благо, была, заняла около месяца. Позже УК пришла к выводу, что такое сложное в ремонте оборудование франшизе не нужно, и заменила его другим ― более легким в обслуживании.

Магазин «Жизньмарт» сегодня

Мой магазин был и остается небольшим по формату. Сегодня в штате работают 13 человек и директор. Итого ― 5 смен. Средний возраст в штате ― 25 лет, что нетипично для продуктового магазина. Каждый продавец прошел полный цикл обучения.

По подходу к своей работе ребята ближе к сотрудникам кофеен. У них много функционала: стандартные обязанности продавца, общение с гостями очно и в онлайн-чате, выкладка товара. Все это накладывает отпечаток на общий имидж магазина, и не только моего. Мы задали такой тренд, другие франчайзи его поддерживают.

Но даже при максимальной клиентоориентированности у нас случаются стандартные для магазинов конфликтные ситуации с гостями, из которых мы стараемся выходить мирным путем. Радует, что подавляющее большинство наших посетителей ― душевные люди.

Хочу ли я открыть еще один магазин по договору франшизы? Не думал об этом, если честно, пока и с этим хватает задач. Но если я решусь на такой шаг, то уверен, что даже мой богатый опыт первооткрывателя не поможет избежать каких-то проблем или неприятных ситуаций в процессе. Это я к тому, чтобы вы понимали: предпринимательство ― это риск и неожиданности за каждым поворотом. Даже если кажется, что ты готов ко всему. А риски всегда сопряжены с прибылью. Так стоит ли их сильно бояться?..

77
62 комментария

как говорится "кто не рискует- тот не пьет шампанского)" сложно сейчас представить Екб без ЖизньМарт, теперь я знаю кому можно сказать спасибо))

4
Ответить

Спасибо, это конечно заслуга всей команды причастных.

2
Ответить

Очень интересный опыт. Я бы побоялась заниматься подобным в разгар пандемии)

4
Ответить

Да ты и без пандемии побоялась бы ))

Ответить

А сейчас почему не занимаетесь этим?

Ответить

Даже не задумывался, что за Жизньмартом стоит такая история. Успехов вам)

4
Ответить

Кто прочитал, что тут вкратце?

2
Ответить