Маркетинг Andrey Fedorov
478

Ценностные предложения крупных (и не очень) российских компаний

Разбираем, что такое ценностное предложение, и показываем примеры.

В закладки

Мы в Rocketyze занимаемся разработкой ценностных предложений. Часто наши потенциальные клиенты сетуют на рекламу («Плохо работает», «Мало лидов», «Лиды дорогие»), но, когда мы смотрим на их сайты, понимаем, что проблема зачастую вовсе не в рекламе, а в том, что они предлагают клиентам, как про себя говорят и какие выгоды работы с собой показывают. Все это — следствие проблем именно в ценностном предложении.

Давайте посмотрим на примеры ценностных предложений российских компаний или, если быть совсем точным, на то, как они отражены на сайтах.

Но сначала быстро разберемся, что же это такое — ценностное предложение. Кто в теме, может сразу пролистать на примеры.

Ценностное предложение — обещание ценности, которое вы даете потенциальному клиенту, чтобы убедить его приобрести товар или услугу именно у вас.

Сформулировано это обещание, как правило, в виде утверждения, которое отвечает на вопрос, каким образом продукт компании удовлетворит потребности клиента, снимет боли и даст выгоду, а также сообщает, чем продукт компании лучше продуктов конкурентов.

Ценностное предложение определяет внешнюю упаковку (сайт и другие маркетинговые материалы) и коммуникации (рекламу, PR, продажи и пр.).

Характеристики хорошего ценностного предложения

Важно, что ценностное предложение — это не просто описание вашего товара или услуги. Ценностное предложение объясняет, каким образом ваш продукт решает проблемы потребителя, причем желательно делает это лучше конкурентов и отличным от них способом.

Таким образом, ценностное предложение — это утверждение, которое дает потребителю возможность четко понять:

— Что вы делаете.

— Как это удовлетворит его потребности.

— Чем вы лучше конкурентов.

Хорошее ценностное предложение всегда сформулировано четко и понятно. Если вы не можете объяснить его простыми словами, считайте, что ценностного предложения у вас нет.

Это не должен быть набор ничего не значащих, но при этом умно звучащих фраз вроде «Лучшее решение для повышения эффективности процессов отношений с клиентами с целью роста LTV».

Что не является ценностным предложением

  • Не слоган. Это — не ценностное предложение: «МТС. Ты знаешь, что можешь!»
  • Не позиционирование. Это — не ценностное предложение: «Точка. Банк для предпринимателей»

Слоган (и другие элементы маркетинговых коммуникаций) отражает ценностное предложение, следует из него, но это разные вещи.

Разница между ценностным предложением и позиционированием — сложный вопрос, и эксперты по маркетингу придерживаются тут разных мнений, но мы считаем, что это разные маркетинговые концепции примерно об одном и том же. Это два взгляда на одну и ту же конструкцию с разных сторон, но обе определяют что вы делаете и для кого, почему клиент выбирает вас и чем вы отличаетесь от конкурентов.

Споры о том, что первично — ценностное предложение или позиционирование — оставим теоретикам и академикам, а сами будем использовать нужные нам инструменты, как это наиболее применимо и эффективно в конкретной ситуации.

Форматы ценностного предложения

Не существует какого-то общего правила, как должно выглядеть ценностное предложение — тут много подходов и форматов.

Мы выделяем два основных формата, которые используем в своей работе:

  • Заголовок, короткий абзац текста и несколько тезисов с ключевыми выгодами для потребителя.
  • Модель шаблона ценностных предложений Александра Остервальдера.

Описание этих форматов увеличит статью в несколько раз. Если кому-то будет интересно, опишем их в отдельных материалах.

Повторюсь, вне зависимости от формата, используете ли вы один из приведенных выше или какой-то свой, ценностное предложение должно отвечать на вопросы:

  • Что и для кого вы делаете.
  • Как это удовлетворяет потребности клиента.
  • Чем вы лучше конкурентов.

А теперь давайте посмотрим на примеры

Дисклеймер. Я привожу первые экраны сайтов компаний только с целью иллюстрации. На самом деле свое ценностное предложение компании коммуницируют через множество каналов и сообщений, но я намеренно упрощаю ситуацию, чтобы наиболее наглядно показать примеры. Особенно это касается крупных компаний, для которых сайт — один из множества коммуникационных инструментов. Фактически в примерах я анализирую коммуникации, а не само ценностное предложение, но для примера будем считать, что компании ниже потрудились отразить на своих сайтах обещание ценности потребителю.

«Большая тройка» сотовых операторов

МТС не дает какого-то конкретного сообщения в области мобильной связи, но показывает множество своих продуктов. По всей видимости, они хотят сообщить, что МТС — это далеко не только сотовый оператор: у него есть также и контентные сервисы, и платежный сервис, и магазин, и партнеры со специальными предложениями, а еще компания предоставляет услуги не только сотовой связи, но и домашнего интернета и телевидения. Мы должны понять, что МТС — это целая экосистема со множеством различных продуктов.

МегаФон говорит в первую очередь о мобильной связи, но, на мой взгляд, делает это слабо — сложно понять, чем предложение компании отличается от конкурентов. Здесь нет никакого акцента.

Билайн тоже фокусируется на мобильной связи, причем посылает нам очень четкое сообщение о том, что у них быстрый интернет за счет активного строительства базовых станций. Это сообщение показано и в заголовке «Строим сеть быстрее всех!» и в доказательстве тем, что в 2018 году Билайн запустил больше базовых станций, чем остальные компании, и даже в кнопке «Хочу быстрый интернет». Ролик на фоне демонстрирует людей в разных ситуациях, когда они смотрят видео-контент со своих мобильных телефонов.

На мой взгляд, это самое сильное ценностное предложение из приведенных, так как оно работает на актуальную потребность пользователей — иметь быстрый мобильный интернет, ведь фактически звонки стали уже не основной услугой, которую потребители хотят получать у сотового оператора.

Доставка еды

Мы не видим у Delivery Club какого-то четкого сообщения. Предположим, мы ничего не знаем про эту компанию. Как мы должны быстро понять, что компания доставляет еду, и почему мы должны выбрать именно их? Потому что с Coca-Cola вкуснее? Вряд ли.

Яндекс.Еда сразу сообщает нам, что компания доставляет еду быстро. Все четко и понятно. Я считаю, что предложение Яндекс.Еды сильнее предложения Delivery Club.

Сервисы уборки

Чистый Дом предлагает заказать уборку и позвонить сейчас. Но зачем нам это делать? У нас пока много вопросов. Что именно они убирают? Квартиры, дома, офисы? Для кого этот сервис? По всей видимости, название «Чистый Дом» и изображение должны ответить на эти вопросы, но сделано это слабо, на троечку.

Qlean сразу дает понять, что убирают они квартиры, но на главный вопрос «почему мы должны заказать уборку у этой компании» ответа нет. Лучше, чем Чистый Дом, но все еще не идеально.

Чистолюбофф дает нам четкое сообщение: убираем квартиры, цена фиксирована, а уборка займет 2 часа. Это отвечает на важные потребности пользователя, что цена не изменится, а уборка пройдет быстро. Я считаю, что ценностное предложение Чистолюбоффа сильнее, чем предложения Чистого Дома и Qlean, хотя визуально, на мой взгляд, оно упаковано хуже.

Доставка продуктовых наборов с рецептами

Чем отличаются предложения этих двух компаний? Почему мы должны выбрать одну, а не другую, видя только эту информацию?

Также стоит задуматься, а чего же хочет потенциальный клиент этих сервисов? Лучший способ готовить или приготовить вкусный ужин? Сомнительно. Не побоюсь сказать, что у целевой аудитории продуктовых наборов с рецептами вообще нет потребности готовить — они бы и рады не готовить вообще.

А теперь давайте посмотрим на менее известные компании, ведь для них иметь сильное ценностное предложение гораздо важнее, чем для крупных, которые могут конкурировать просто на уровне известности бренда.

Укладка тротуарной плитки

Дисклеймер. Ниже приведены четыре компании из спецразмещения Яндекс.Директа по запросу «укладка тротуарной плитки». Это страницы, которые открываются при переходе по рекламе, то есть необязательно главные страницы сайтов. При проведении экспериментов я открываю страницы прямым переходом, не кликая по рекламным ссылкам, чтобы не тратить впустую рекламный бюджет этих компаний.

Тут нам сообщают цены, но больше нет никакой информации. Слабо, можно лучше.

Компания «Крона» сообщает, что занимается не только укладкой плитки, но и другими ландшафтными работами. Нет никаких деталей именно про укладку плитки, а предложение кажется гораздо шире, чем нужно. Тоже слабо.

ДомПлит укладывает тротуарную плитку и для этого «производит полный комплекс работ». Это все, что нам решили сообщить. А почему мы должны выбрать эту компанию? Пишут, что они присылают специалиста на замер и готовят поверхность. Но в этом нет выгоды для клиента — это необходимый минимум, который он ожидает получить, и поэтому этого недостаточно.

ЦЕМСИС говорит не только, что занимается укладкой тротуарной плитки, но и сразу дает цену, а также гарантию 2 года. Это важно для потребителя, так как вспучивание плитки при смене сезонов — распространенная проблема. На фотографии показывают результат, как будет выглядеть наш участок — отлично, мы хотим так же. Немного портит впечатление абзац текста ни о чем, а именно про высокое качество работ и выгодные цены и про работу с частными лицами и организациями — у других компаний это что ли не так?

Но в целом я считаю, что предложение ЦЕМСИСа гораздо лучше первых трех. Я бы заказал здесь.

Заключение

Подведем итог. Ценностное предложение:

  • Это обещание ценности потребителю.
  • Отвечает на вопрос, каким образом продукт компании удовлетворит потребности клиента.
  • Отличает от конкурентов.
  • Сформулировано в виде четкого и понятного утверждения.
  • Определяет внешнюю упаковку и коммуникации.

Если читателей тема заинтересует, в следующих статьях я покажу по шагам и на примерах, как мы разрабатываем ценностные предложения.

Задавайте вопросы, что непонятно. Если с чем-то несогласны — тоже пишите, подискутируем :)

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Andrey Fedorov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 3, "favorites": 46, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 76690, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 25 Jul 2019 11:16:52 +0300" }
{ "id": 76690, "author_id": 3223, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/76690\/get","add":"\/comments\/76690\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/76690"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
2 комментария

Популярные

По порядку

1

Охуенная диаграмма в начале, аж коммент написал!

Ответить
0

А до этой диаграммы вы не подозревали, что нужно делать то что нужно пользователям и выделяться среди конкурентов?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }