Маркировка саморекламы: показываю, как решила вопрос с Дзеном и ВК, чтобы не попасть на штрафы

Рассказываете о преимуществах какой-либо услуги в собственном паблике? Поздравляю! Это самореклама и ее нужно маркировать. Держите гайд о том, как это сделать.

Всем привет!

Я Ангелина Буваева,
контент-маркетолог, предприниматель и фитнес-блогер.

Раньше я писала тексты для агентств и частных заказчиков, работала редактором в блоге, а потом решила монетизировать свое увлечение фитнесом.

Сказано — сделано.

Прошла переподготовку на диетолога-консультанта и несколько курсов для фитнес-тренеров, завела блог в розовой соцсети и начала регулярно писать посты.

Первый блог в розовой соцсети: до начала СВО продвигала личный бренд там
Первый блог в розовой соцсети: до начала СВО продвигала личный бренд там

До 2022 года всё было хорошо: благодаря правильно подобранным хештегам почти каждая публикация набирала большие охваты и приводила лидов, которым я продавала свои фитнес-услуги.

А потом…

Мне пришлось искать другие каналы продвижения, потому что компанию Meta признали экстремистской организацией, а Instagram и Facebook заблокировали на территории РФ.

Перешла в Дзен, потому что уже работала с этой площадкой и мне понравились результаты продвижения.

Первую статью на тему фитнеса в Дзене
я опубликовала в июле 2020 года.

Материал залетел в ТОП, набрал ≈100К показов и 10К дочитываний за несколько дней, а также стал отличным бустом для Инста-блога на ближайшие полгода.

Когда вопрос маркировки рекламы встал ребром

Несколько месяцев назад я решила размещать в Дзен-блоге нативную рекламу — обзоры фитнес-товаров и спортивного питания с реферальными ссылками от Яндекс.Дистрибуции.

До публикации первого материала связалась с техподдержкой, чтобы выяснить, как правильно маркировать нативную рекламу в Дзене, кого указывать в качестве заказчика рекламы, где взять номер договора, какие коды ОКВЭД указывать в форме креатива и т. д.

Техподдержка просто закидала меня ссылками, поэтому пришлось разбираться во всем самостоятельно.

Выясняю у техподдержки Я.Дистрибуции, как делать маркировку нативной рекламы
Выясняю у техподдержки Я.Дистрибуции, как делать маркировку нативной рекламы

Пока изучала материалы, в голову пришла мысль:

«Стоп! А ведь в Дзене я и свои услуги рекламирую!»

  • Я привлекаю внимание к объекту рекламирования 👉 своим услугам
  • Продвигаю товар на рынке 👉 среди пользователей Дзена
  • Публикации видит неограниченный круг лиц 👉 подписчики и не-подписчики.

После этого инсайта пришлось закапываться в нормативных актах, перечитывать десятки статей на тему маркировки рекламы и саморекламы, общаться с техподдержкой Дзена и юристами, смотреть вебинары на тему маркировки и даже проходить мини-курсы для инфлюенс-маркетологов.

За месяц я разработала пошаговый план по маркировке саморекламы в Дзене, разметила часть материалов, передала данные в ЕРИР и посмотрела, как это выглядит по ту сторону.

Делюсь памяткой, чтобы вы не попали на штрафы за продвижение собственных услуг на своих же площадках с 1 сентября.

Как маркировать саморекламу: гайд на примере ОРД VK

Я решила не усложнять себе жизнь и остановилась на ОРД VK, потому что его рекомендовал Дзен в своей памятке для блогеров. Показывать пошаговку буду на его примере. Вы можете выбрать любого другого оператора рекламных данных. Часть из них пока не берет плату за передачу данных в ЕРИР (ключевое слово — пока).

Шаг 1: регистрируемся в ОРД

В разделе «Помощь» VK рекомендует сначала создать аккаунт в myTarget, принять оферту, а затем уже авторизоваться с его помощью в личном кабинете ОРД.

Если вы всё подключили правильно, ОРД VK будет отображаться в разделе «Профиль — Платформы автоматизации».

Авторизация в ОРД VK с помощью аккаунта myTarget: маркировка саморекламы
Авторизация в ОРД VK с помощью аккаунта myTarget: маркировка саморекламы

После регистрации и авторизации добавляем необходимую информацию в личном кабинете ОРД.

Шаг 2: редактируем собственного контрагента

Переходим во вкладку «Контрагенты», жмем на кнопку «Редактировать собственного контрагента» и указываем свои данные: ФИО, роль, тип контрагента, а также ИНН и номер телефона.

<p>Создание собственного контрагента для маркировки саморекламы на своих площадках</p>

Создание собственного контрагента для маркировки саморекламы на своих площадках

Какие «Роли» выбрать

ОРД VK разрешает указать одну или несколько ролей.

👉 Если вы хотите продвигать в блоге только свои услуги, выбирайте роль «Рекламодатель».

👉 Если вы рекламируете собственные услуги, а также планируете размещать нативную рекламу, выбирайте две роли — «Рекламодатель» и «Издатель».

Шаг 3: указываем свои площадки

Переходим в раздел «Площадки» и добавляем свои блоги через форму под кнопкой «Создать площадку».

<p>Создание площадки для маркировки саморекламы в ОРД VK</p>

Создание площадки для маркировки саморекламы в ОРД VK

В форме указываем:

  • название площадки — в рамках приличия и чтобы самому не запутаться, если площадок несколько;
  • клиента — выбираем из выпадающего списка себя;
  • тип — для соцсетей подходит тип «Сайт»;
  • ссылка — адрес сообщества или канала

Не забудьте отметить чекбокс у пункта «Контрагент является владельцем площадки».

Маркировка саморекламы в ВК и Дзене через ОРД VK: создание площадки
Маркировка саморекламы в ВК и Дзене через ОРД VK: создание площадки

Жмем на кнопку «Сохранить» и двигаемся дальше по настройкам.

Шаг 4: добавляем данные о договоре

Этот пункт сломал мне мозг на пару дней: «Договор с самим собой? Шта?»

Но да — в ОРД нужно подгружать договор для маркировки саморекламы. Без него вы не сможете заполнять формы креативов и передавать данные в ЕРИР.

Чтобы добавить новый договор, переходим в раздел «Договоры» и жмем на кнопку «Создать договор».

<p>Создание нового договора для маркировки саморекламы в интернете</p>

Создание нового договора для маркировки саморекламы в интернете

Заполняем форму:

  • тип договора — «Самореклама»;
  • клиент — вы сами (после этого ОРД заблокирует поля формы, которые не нужно заполнять);
  • комментарии к договору — указываем что-нибудь в стиле «Реклама своих услуг» или «Самореклама»;
  • предмет договора — выбираем «Распространение рекламы»;
  • дата заключения — можно поставить дату маркировки своего первого креатива

Сумма по договору о маркировке саморекламы всегда будет нулевой.

<p>Заполнение договора о маркировке саморекламы в ОРД VK</p>

Заполнение договора о маркировке саморекламы в ОРД VK

В нижней части формы поставьте галочку у пункта «Подрядчик обязуется вести учет креативов» и нажмите на кнопку «Сохранить».

Заполнение договора о маркировке саморекламы в ОРД VK: учет креативов
Заполнение договора о маркировке саморекламы в ОРД VK: учет креативов

Новый договор появится в списке, после чего можно приступать к самому интересному — созданию креативов и непосредственно маркировке саморекламы 🙂

Шаг 5: создаем креатив

Я рекламирую услуги в своих блогах, используя формат постов и статей. Покажу, как это делать на примере такого контента.

Переходим в раздел «Креативы» и жмем на кнопку «Создать креатив».

Маркировка саморекламы: добавляем данные о креативах
Маркировка саморекламы: добавляем данные о креативах

Заполняем форму креатива. В верхних полях указываем:

  • название — я добавляю сюда заголовки рекламных постов и статей, по ним удобно находить креативы в списке;
  • бренд — название компании или просто ИП Иванов И.И.;
  • категория — категорию товара или услуги или несколько видов товаров (предмет рекламирования)
  • описание — коротко о том, что рекламируете в посте.
Пример заполненной формы креатива в ОРД VK: маркировка саморекламы
Пример заполненной формы креатива в ОРД VK: маркировка саморекламы

Теперь добавляем данные о договоре и коды ОКВЭД.

В выпадающем списке поля «Договор» выбираем договор «Самореклама», который добавили ранее.

В поле ОКВЭД перечисляем коды, которые соответствуют вашему виду деятельности и рекламируемому товару. Можно указать несколько кодов через запятую.

Если забыли свои коды ОКВЭД, запросите сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на сайте ФНС, а затем скопируйте из выписки нужные коды.

Маркировка саморекламы в ОРД VK: данные о договоре и кодах ОКВЭД
Маркировка саморекламы в ОРД VK: данные о договоре и кодах ОКВЭД

Данные о целевой аудитории заполнять необязательно, но я на всякий случай указываю общую информацию из отчетов статистики в Дзене — «женщины и мужчины 25–60 лет, Россия и страны СНГ».

Далее указываем тип креатива. Для рекламных постов и статей больше подходит вариант «Текст». Если же вы публикуете постом какой-нибудь баннер с описанием акции, а в тексте публикации даете ссылку на посадочную с полными условиями, то выбирайте вариант «Текстово-графический блок».

В поле «Тип рекламной кампании» выберите вариант «Иное», если публикация будет получать трафик только из органики — например, благодаря рекомендациям самого Дзена или благодаря оптимизации контента под поисковые системы.

В поле «Ссылка» указываем URL посадочной страницы, куда планируете вести трафик. Если используете UTM-метки, то вставляйте уже размеченную ссылку.

Маркировка саморекламы: тип креатива и рекламной кампании для постов и статей
Маркировка саморекламы: тип креатива и рекламной кампании для постов и статей

Чекбоксы «Социальная реклама» и «Нативная реклама» не трогайте, если публикация не соответствует этим требованиям.

Пост, в котором вы рассказываете про свои консультации и даете ссылку на запись — это прямая реклама.


Обзор N гаджетов для начинающих бегунов со ссылками для заказа товаров на маркетплейсе — это нативная реклама. Отмечаем соответствующий чекбокс в креативе.

В блоке «Файлы» подгружаем весь визуал для рекламного поста или статьи через кнопку «Добавить». Каждому изображению нужно дать название, иначе сервис выдаст ошибку при попытке сохранить креатив.

В «Ссылках на внешние ресурсы» можно указать URL изображений или видео из публикации, которые размещены в облачных хранилищах или на видеохостингах. Главное, чтобы они были доступны для просмотра.

В «Текстовые данные креатива» загружаем текст поста или статьи в финальном виде.

<p>Маркировка саморекламы: текст, файлы и ссылки для креатива в ОРД</p>

Маркировка саморекламы: текст, файлы и ссылки для креатива в ОРД

Проверяем все поля, жмем на кнопку «Сохранить».

<p>Маркировка саморекламы: сохранение нового креатива в ОРД VK</p>

Маркировка саморекламы: сохранение нового креатива в ОРД VK

Помните о последовательности действий: сначала добавляем данные о креативе в ОРД, получаем токен, а затем уже публикуем рекламный пост с маркировкой в своем блоге.

Шаг 6: получаем токен и публикуем пост с маркировкой

После сохранения новый креатив появится в списке. Кликаем по нему, чтобы увидеть и скопировать токен — он указан в верхней части формы.

Маркировка саморекламы: токен для рекламного поста или статьи в ОРД VK
Маркировка саморекламы: токен для рекламного поста или статьи в ОРД VK

Этот токен вставляем в рекламную публикацию с отметкой «Реклама» и данными о рекламодателе. В своих блогах я делаю вот такую вставку:

Реклама
ИП Буваева А.Д.
ИНН: ****
erid: ****

где набор цифр и символов после erid — это токен конкретного креатива.

Если размещаете один пост в нескольких соцсетях, то у каждой публикации должен быть свой токен.

Как выглядит маркировка саморекламы в интернете и в ЕРИР

Я так и не нашла однозначного ответа на вопрос о том, где именно нужно указывать маркировку — в начале или в конце рекламного поста/статьи.

В идеале пользователи сразу должны понять, что сейчас будут взаимодействовать с рекламой, но…

Я не вставляю данные о маркировке саморекламы в начало публикаций, потому что это подтягивается в превью и отображается в ленте. Как думаете, каким будет CTR, если аудитория увидит “Реклама. ИНН… erid” вместо цепляющего заголовка и лид-абзаца?

В рекламных статьях на Дзен-канале я ставлю пометку «Партнерский материал», а сведения о маркировке указываю в конце публикации.

Маркировка саморекламы в Дзене: отметка «Партнерская публикация»
Маркировка саморекламы в Дзене: отметка «Партнерская публикация»

Рекламные посты размечаю так же — маркировка в конце публикации.

По сути, это не является нарушением закона, но если вы находили иную информацию, напишите в комментариях.

Маркировка саморекламы в Дзене: пример размеченного поста
Маркировка саморекламы в Дзене: пример размеченного поста

По такому же принципу делаю маркировку саморекламы в ВК — всё в конец поста под отбивкой, чтобы не размывать внимание пользователей в лиде и призыве к действию.

Маркировка саморекламы в ВК: пример размеченного рекламного поста
Маркировка саморекламы в ВК: пример размеченного рекламного поста

Нужно ли отчитываться по саморекламе

В следующем календарном месяце нужно отчитаться о рекламных постах на своих площадках. Возможно, порядок отчетности со временем изменят, но пока так.

По опубликованным в июне рекламным постам, которые показывала в качестве примера, я отчитывалась в середине июля.

Чтобы подготовить акт по саморекламе в ОРД VK, переходим в раздел «Акты», выбираем свой договор в выпадающем меню и жмем на кнопку «Создать акт».

<p>Маркировка саморекламы в интернете: формируем акт в ОРД VK</p>

Маркировка саморекламы в интернете: формируем акт в ОРД VK

Часть полей в форме будет заблокирована: вам не нужно указывать номер договора, роли и сумму. Просто прописываете дату начала и окончания периода (когда размещали рекламные посты), дату выставления акта, отмечаете чекбокс у пункта «Акт по договору с конечным рекламодателем» и жмете на кнопку «Сохранить».

Маркировка саморекламы в интернете: создание акта в ОРД VK
Маркировка саморекламы в интернете: создание акта в ОРД VK

При создании первого акта по саморекламе (12.07.2023) ОРД VK не запрашивал у меня дополнительных сведений по креативам.

Через неделю, 19 июля, разработчики выкатили обновление. Теперь ОРД VK автоматически заполняет некоторые поля формы + есть кнопка, с помощью которой можно перечислить конкретные креативы.

Маркировка саморекламы: показываю, как решила вопрос с Дзеном и ВК, чтобы не попасть на штрафы

На днях я заходила в ЕРИР, чтобы проверить — подгрузились ли данные о маркировке саморекламы. Информация обо всех креативах была на месте 👌

<p>Маркировка саморекламы: данные о креативах в ЕРИР</p>

Маркировка саморекламы: данные о креативах в ЕРИР

Вот тут пояснения о том, как правильно авторизоваться в ЕРИР.

Коротко о главном

С 1 сентября 2023 года вступает в силу закон о штрафах за отсутствие маркировки рекламы. Он распространяется на любые рекламные публикации, включая саморекламу.

Проверки будут выборочными и автоматизированными. Фразочки в стиле «я микроинфлюенсер, меня это не коснется» или «да какая там самореклама? я ничего не зарабатываю со своего блога» не прокатят.

Если в публикации вы привлекаете внимание к конкретному товару или услуге, даете ссылку на посадочную страницу или призываете написать в личку, чтобы узнать подробности, это самореклама. Ее нужно маркировать.

Призывы подписаться на канал или сообщество, а также реклама в push-уведомлениях, в email-рассылках и мессенджерах (по своей базе) под этот закон не попадают.

Важно: если рекламный пост в блоге был размещен до 1 сентября 2022 года, то маркировать его необязательно. Но есть один нюанс — в тексте должна присутствовать дата публикации (информация из «Пятой волны вопросов Роскомнадзору о маркировке рекламы в интернете» от АРИР).

За отсутствие маркировки рекламы и саморекламы предусмотрены штрафы. Их размеры зависят от типа нарушений. Читайте подробнее в законе.

У вас остался месяц, чтобы привести в порядок все публикации.

Кидайте сердечки, если статья вам полезна, и пишите в комментариях, как решаете проблему маркировки саморекламы.

Делай маркетинг, делай продажи. А то чо как этот?
Делай маркетинг, делай продажи. А то чо как этот?
6565
11
116 комментариев
10
Ответить

🤔

Ответить

В праве есть понятие – юридическое действие. Одним из критериев юридического действия и его ключевым элементом является воля, желание, умысел субъекта. В определении термина «реклама» в законе есть слово «распространенная», так вот это юридическое действие. В случае с виральными охватами показ постов неопределенному кругу лиц происходит или не происходит вне зависимости от вашей воли.

Поэтому продающие посты ваших товаров/услуг на ваших площадках в социальных сетях не являются рекламой и маркировать их не нужно.

Поэтому же принципу SEO выдача, органические (естественные/настоящие) отзывы, рекомендации, репосты не являются рекламой.

5
Ответить

с кем придется об этом спорить? по факту наложения штрафа, боюсь. и тогда придется обращаться к словарям и понятиям, а есть ли в юр литературе понятие виральные охваты, SEO и т.п.? На какие критерии будет опираться Роскомнадзор или адвокат? Сколько будет стоить вся эта история с оспариванием штрафов? Кто готов в это вписаться, когда судебной практики еще нет?

2
Ответить

Наверное, Вам стоит сначала разобраться в классификации юридических фактов. Возможно будет открытием, но помимо действий существуют и другие юр. факты... в том числе юридические поступки. Более того, сами действия не всегда направлены на все без исключения правовые последствия, которые возникли в итоге. Тем не менее, юридические последствия гарантированно будут.
И да, легко привести контр пример. Публичная оферта. Будет охват, не будет... результат не важен. Главное, направленности воли.

1
Ответить

По-моему единмтаенными выгодоприобретателями во всей этой истории остаеутся операторы рекламных данных.
Ума не приложу почему за упоминание своей услуги или товара на СВОЕЙ же странице или сайте я должна теперь заплатить "дяде оператору" 5000₽ В МЕСЯЦ?

Регулятор не дает ответ, почему нельзя ввести весь этот гемор бесплатно?

5
Ответить

ОРД ВК пока бесплатно маркировку делает и передает данные в ЕРИР, но, думаю, в скором времени и они начнут взимать плату за услуги.

А по поводу «почему я должна теперь платить» — не знаю, как в других странах, но в России за всё всегда платит предприниматель, собственник бизнеса. Причем неважно, какой у него юридический статус — самозанятый, ИП или ООО.

Ответить