Риски бизнеса по франшизе: несколько советов как их избежать

Риски бизнеса по франшизе: несколько советов как их избежать

Евгений Добринин,

Коммерческий директор АО "Навиком", официального российского дистрибутора GARMIN — производителя «умных» носимых гаджетов

В процессе оформления и после покупки франшизы многие предприниматели сталкиваются с различными проблемами и рисками. Рассмотрим, как можно их избежать и добиться получения стабильного дохода от вашего бизнеса.

Первый риск: неграмотно выбранная сфера деятельности

Для того, чтобы открыть новый бизнес, важно самому разобраться во всех тонкостях и нюансах той сферы, в которой вы планируете начать работу. Это позволит исключить возможные ошибки при расчете стартового капитала, требуемых ресурсов, при принятии важных решений. В случае с франчайзингом, конечно, проще, поскольку в качестве консультанта для вашего бизнеса выступает франчайзер, который предоставит необходимые документы и guidelines для начала работы. Тем не менее, иметь представление о той нише рынка, в которой работает франшиза, все равно необходимо. Также следует определиться с целевой аудиторией: возможно, в вашем населенном пункте не актуальны товары или услуги, реализуемые по конкретной франшизе. Выбирая франшизу, помните, что чей-то опыт нельзя скопировать в другую реальность. Нужно учитывать множество нюансов: активность конкурентов, место торговой точки, наличие спроса на данный товар или услугу, условия, которые предлагает франчайзер. Хорошие места в городе могут быть заняты, а интерес к бренду – невелик, поэтому лучше выбирать широко известные международные бренды, у которых налажена работа с партнерами.

Как же выбрать направление и не ошибиться? Хорошим вариантом сегодня является франшиза высокотехнологичного бренда, такого, как Garmin. Эта сфера пока практически не представлена на российском рынке, а это значит, что у вас не будет конкурентов. С другой стороны, продажи носимых гаджетов с каждым годом лишь растут, это логично, ведь высокие технологии крайне популярны, современную жизнь без них представить сложно. Поэтому практически в любом крупном городе можно рассматривать открытие точки Garmin, особенно, если вы увлекаетесь спортом или высокотехнологичными устройствами.

Второй риск: покупка франшизы ненадежного партнера

Оценить риски совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Начать следует с проверки репутации головной компании. Побеседуйте с действующими франчайзи, причем найдите их контакты сами, а не пользуйтесь теми, что предлагает держатель франшизы. В случае с фальшивой франшизой все франчайзи оказываются на деле друзьями франчайзера или специально нанятыми людьми, изображающими успешность. Спросите, долго ли они сотрудничают с предпринимателем, выполняет ли он свои обязательства, оказывает ли всестороннюю поддержку. Не менее важным будет и изучение отзывов в сети интернет, а также реакции франчайзера на негатив. Насторожить должно как обилие положительных отзывов, так и исключительно отрицательные. В норме положительных обычно чуть менее половины, остальные будут негативными, все потому, что негатив люди оставляют чаще. Из любого правила бывают исключения, так что изучайте детальнее каждый отзыв.

Наибольшей надежностью обладают проверенные компании, давно существующие на рынке. К ним как раз и относится Garmin, приведенный в пример выше: эта фирма существует с 1989 года и успела завоевать доверие потребителей. Конечно, франчайзинговая программа Garmin в России работает не так долго (с 2016 года), но и по ней можно найти немало положительных откликов от предпринимателей.

Третий риск: действительный заработок оказывается ниже, чем обещано в договоре

Здесь стоит понимать, что ни одна франшиза, даже от самого надежного бренда, не является способом гарантированной прибыли. Ведь это не пассивный способ заработка, а собственный бизнес, поэтому вам придется активно работать и прикладывать большие усилия на всех этапах деятельности. Но все же финансовые риски бизнеса по франшизе можно и нужно контролировать.

Чтобы избежать проблем в данном направлении, необходимо четко соблюдать инструкции франчайзера. Они прописываются в договоре и включают в себя, например, критерии выбора места для расположения торговой точки. Так, если целевой аудиторией являются студенты, то размещать магазин нужно рядом с местами их пребывания. Торговые центры с плохой проходимостью вообще лучше не выбирать для открытия бизнеса по франшизе.

Четвертый риск: юридические ошибки в оформлении пакета документации

Именно эти риски являются наиболее серьезными при открытии франчайзингового бизнеса. Причина в том, что из-за ошибочно заполненных документов или отсутствии нужного договора можно просто разориться, а отстоять собственные интересы в суде обычно нелегко. Для грамотного оформления франшизы при покупке лучше воспользоваться услугами юриста.

Оценить юридические риски франшизы можно. Для этого необходимо проверить наличие у франчайзера права на использование товарного знака, а также регистрационный номер и дату приоритета. Все они прописываются в договоре коммерческой концессии, заключаемом при покупке франшизы. Именно он и защищает интересы предпринимателя. Важно, что данный договор оформляется по строгим правилам и в обязательном порядке регистрируется в Роспатенте. Вот почему профессиональный юрист точно не будет лишним. Иногда вместо договора коммерческой концессии предлагается договор о передаче коммерческих технологий. Но он, в отличие от первого, не позволяет взимать паушальный взнос и роялти. Будьте внимательны, чтобы не допустить таких ошибок!

Пятый риск: неправильно проведенные переговоры с держателем франшизы

Еще на этапе обсуждения сотрудничества по франчайзингу следует выдвинуть значимые для вас условия и задать все волнующие вопросы. В противном случае вас могут ожидать скрытые риски в будущем. Важно обсудить размеры штрафов и систему наказаний за несоблюдение пунктов договора, условия его расторжения и так называемой «не конкуренции». Под последним пунктом стоит понимать обязательство держателя головного бизнеса не выступать в качестве конкурента франчайзи на оговоренной территории. Наконец, обязательно обговорите сроки, на которые будет заключен партнерский договор. Надежные компании предлагают пятилетние соглашения, а не годовые.

Заключение

Несмотря на множество рисков при покупке франшизы, их вполне можно избежать. Для этого следует внимательно проверять франчайзера еще до подписания договора, тщательно изучать все пункты соглашения и предоставляемые документы. Идеальным решением станет сотрудничество с юристом, уже имевшим за плечами опыт работы с франшизами. Выбирайте надежные компании, такие, как проверенный высокотехнологичный бренд Garmin, и не рассчитывайте, что франшиза принесет вам доход словно по волшебству. Аналогично любому бизнесу, она требует большого вложения времени и сил, а также соблюдения указаний франчайзера. Но зато при грамотном подходе вы достаточно быстро выйдете в плюс, а риски с франшизой все же намного меньше, чем при открытии бизнеса с нуля.

22
3 комментария

А сколько с 2016г открыто франчайзинговых Garmin и в каких городах?

Ответить

В соответствии с официальной информацией компании, более 15 торговых точек. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это Тюмень, Челябинск, Мурманск, Красноярск, Ярославль, Самара, Тверь, Барнаул, Омск, Пермь, Хабаровск Уфа, Якутск, Иркутск, Сочи, Саратов, Краснодар, Ижевск, Воронеж, Владивосток.

Ответить

С трудом представляю жителей Твери, Ярославля или Саратова, покупающих Гармины. Dash Cam 45 на сайте идет как самый доступный видеорегистратор с GPS. Цена 12590= Он кому доступен?))) Ничего не имею против. Но цены этого бренда не очень релевантны кошельку населения, как минимум, в регионах.

Ответить