Маркировка рекламы с 1 сентября 2023: как оформить баннеры и ссылки, чтобы не попасть на штраф
1 сентября уже на пороге, и вопрос о маркировке рекламы будоражит умы. Какие креативы подлежат обязательной маркировке, а какие – нет, на что обращать внимание при размещении SEO материалов, и есть ли спрос на специалистов по маркировке – четко и по делу изложили в статье. Го читать!)
Закон о маркировке рекламы в интернете
В прошлом году были приняты изменения в федеральный закон “О рекламе”, которые обязали делать специальные пометки (токены) на всех продвигающих материалах в интернете. А с 1 сентября 2023 года за несоблюдение этих требований вводятся значительные штрафы.
Закон обязывает маркировать все соответствующие публикации словом “реклама” и указывать данные рекламодателя или ссылку на сайт с информацией о рекламодателе. Причем маркировке подлежат фото, видео, аудио и текстовые материалы на любых платформах – в соцсетях, блогах, форумах, на сайтах и т.д.
Кроме того, всем рекламным сообщениям в сети Интернет должен быть присвоен числовой идентификатор через оператора рекламных данных (ОРД). Список ОРД привели ниже по тексту.
Нарушение и наказание
За отсутствие маркировки рекламы с сентября этого года будут награждать штрафами, прописанными в статье 14.3 КоАП:
- для граждан — от 2 до 2,5 тыс. рублей;
- для должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей;
- для организаций — от 200 до 500 тыс. рублей.
Что маркировать
Не все публикации с упоминанием бренда или компании являются рекламой. Как же отличить рекламную информацию от нерекламной?
Вот несколько признаков, свойственных рекламным публикациям:
Призыв к совершению действия. Кнопки и ссылки “купить”, “заказать звонок”, “получить скидку” и т.п. – все, что побуждает пользователя к активности.
Указание характеристик товара/услуги. Все, что выделяет товар или услугу из списка ему подобных и формирует положительный образ у потенциальных клиентов (цена, дизайн, функциональность и т.д.).
Не является рекламным сообщением:
- Упоминание брендов/товаров/услуг в обзорах, справочных материалах, в которых не делается упор на один или несколько определенных объектов рассмотрения, а лишь дается перечень.
- Информация об организации и виде ее деятельности, включающая контактные данные.
- Информация о товарах и услугах компании, размещенная на ее официальном сайте.
Например, баннер на сайте организации, с информацией о конкретном продукте или услуге, который появляется на других страницах этого же сайта, ФАС может посчитать рекламой.
То же самое касается баннеров на маркетплейсах: “Магазин закусок к пиву на OZON” – не реклама, а “Вобла вяленая на OZON за 199р/кг” – уже реклама.
Как закон отразится на SEO
Со стороны seo-оптимизации закон затрагивает ссылки в текстах, размещенные на сайте клиента или стороннем ресурсе, внешние ссылки.
Как же теперь быть с переадресацией с других ресурсов на сайт клиента? Ответ прост – следить за формулировками и не допускать явных рекламных слоганов в текстах.
Например:
Анкор “строительство домов в Краснодаре” не будет являться промоушеном, даже если ссылка приведет на сайт строительной компании, так как в нем нет побуждения к действию и характеристик, которые могут сформировать потребительский интерес.
А вот формулировка “строительство домов в Краснодаре по цене от 30 000 за кв.м.” – это уже конкретная услуга, которую мы продвигаем, и которая считается рекламой. Здесь есть указание цены – описание, которое отличает услугу от других подобных.
Также, судя по текущей информации, штраф грозит скорее владельцам ресурсов или сайтов, на которых была размещена ссылка, а не тем, кто заказал размещение (при условии отсутствия официального договора).О размещении внешних ссылок можно почитать в нашем материале.
Как размещать данные о рекламных компаниях
Существует несколько вариантов для рекламодателей, как соблюсти требования закона:
Размещать данные о рекламе самостоятельно. Для этого необходимо зарегистрировать организацию в базе Роскомнадзора и получить доступ в ОРД кабинет. Все операции должны подтверждаться квалифицированной электронной подписью.
Кстати, в сети уже гуляют скрины переписок с потенциальными маркировщиками и их расценок на услуги, а на рынке вакансий появился спрос на специалистов по маркировке рекламы.
Поэтому можно передать права и обязанности по размещению данных сторонней организации или фрилансеру. Главное – четко прописать ответственность в договоре, чтобы в спорных случаях вы могли предоставить его контролирующим органам.
- Передавать необходимую информацию посредством оператора рекламных данных.
Список ОРД, которые уполномочены самостоятельно отправлять данные в реестр Роскомнадзора:
- «Лаборатория разработки» (Сбер)
- «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс)
- «ВК Рекламные Технологии» (VK)
- «ОЗОН ОРД» (Озон)
- «МедиаСкаут» (МТС)
- «Первый ОРД» (Вымпелком)
- «ОРД-А» (Амбердата)
Некоторые из этих сервисов значительно упрощают работу рекламодателям, обязывая последних лишь заполнить данные об организации в личном кабинете, а остальное сделает сама площадка.
Например, чтобы на всех промо-публикациях в сервисах Яндекса была маркировка рекламы, достаточно заполнить несколько полей в Директе с данными организации (ИНН, ОКВЭД).
Надеемся, что материал был полезен. Если интересует грамотное seo-продвижение или другие услуги, обязательно пишите нам.
Искренне ваши,
ребята из Mitup.
В общем госы решили окончательно добить мелкий бизнес в РФ
очередной законный способ изъять деньги у населения)
Со ссылками какая-то непонятная ситуация. Выходит, что теперь анкоры с брендом или вида site.ru нельзя размещать, а без них останутся почти одни коммерческие анкоры. Можно словить фильтр в том же Гугле. Ну а маркировать тоже никак нельзя - тогда палево для Яндекса. Насчёт договоров тоже интересно - кому прилетит штраф, если я разместил арендную ссылку через Сапу на сайт клиента, при условии, что и у меня и у вебмастера есть договор с Сапой?
Ссылки в виде бренда или домена размещать можно, главное чтобы они не содержали побуждения к действию или описание конкретных продвигаемых услуг.
По поводу договоров - согласны с вами, конкретики нет. Скорее всего, при наличии договора будут спрашивать сначала с компании, на сайт которой установлена ссылка. Будем ждать разъяснений, или же, на худой конец, правоприменительной практики
Монополисты молодцы
да, похоже на историю с той же обязательной маркировкой молочной продукции и воды
Очень актуальная информация
Елена, благодарим! Пока внутри команды изучали изменения к закону, насобирали материал на статью)
Подскажите, пожалуйста,а если я размещаю объявление о репетиторстве как частное лицо,без указания цены, с описанием своей услуги и контактами,это является рекламой? И надо ли это маркировать?
Илона, насколько понимаем - если приведен перечень/описание услуг и ваши собственные контактные данные, такое объявление маркировке не подлежит.
Благодарю за ответ!
У меня есть 3 паблика ВКонтакте, которые только-только начали своё развитие. Сейчас реклама во всех них стоит 25-30₽
я запутался 🤔
В законе нет ограничений по суммам. Видимо придется маркировать и отчитываться. Звоните в ЕРИР и в ФАС. Пусть разъясняют.
Если я рекламирую в своем блоге свои виртуальные 4 товара, это являются рекламой ?
Если вы в своем блоге рассказываете про свои же товары и услуги, то по логике, описанной в законе - нет, не является
Можете подсказать пожалуйста, а баннеры на сайте тоже надо маркировать, к примеру вот такой?
Афанасий, по логике, описанной в законе, - нет. Так как это баннер на вашем сайте, ведущий в каталог товаров на вашем же сайте
Спасибо за информацию!
Являюсь дистрибьютером компании,самозанятая (вид деятельности - реклама).В вк рассказываю о товаре размещая посты,ролики о товаре.Предлагаю получить доступ к сайту,заполнив анкету.Тоже нужно все маркировать?)
Ольга, т к вы являетесь неким посредником между компанией и покупателями, то здесь все будет зависеть от содержимого постов. Если выделяете какой-то один товар среди прочих, призываете к каким-либо действиям, то это может считаться рекламой.
Можно отправить запрос в ЕРИР для уточнения деталей
Вопрос: А как происходит маркировка в Телеграм?
Закон един для всех платформ/медиа, в том числе и ТГ. Те же критерии, тот же порядок действий, если объявление подлежит маркировке (описали в статье)
Имеется ввиду у себя на сайте, баннеры ведут на каталог.
Подскажите, вот допустим обзор кофейни - название, время работы, о том, чт ов меню - в общем без цен - получается не реклама? А анонс скидок с ссылкой на аккаунт нельзяграм -уже реклама - так? или обзоры тоже могу попасть под волну
Алена, обзор кофейни без указания цен и прямого призыва прийти и купить определенное блюдо/позицию меню - не реклама, верно.
Добрый день! Как поняла из статьи, если у нас на баннере будет название компании, перечень оказываемых услуг в сфере строительства, два примера реализованных проектов и контакты без призыва к действию и цен — это не будет считаться рекламой и маркировать не нужно, но вопрос: мы сможем такой баннер разместить не на своей сайте или своих группах, а, предположим, на Авито и группах ВК по строительству?
Юлия, добрый!
В-целом, по логике закона даже на вашем сайте такой баннер можно счесть рекламой. Ведь баннер - это уже объект, который выделяется на общем фоне сайта. Другое дело в том, что промаркировать его вы не можете, т к не можете заключить договор сами с собой для получения токена (erid).
Размещение на Авито и в ВК будет происходить с привлечением третьей стороны (тех лиц, с которыми вы будете договариваться об этом размещении). Поэтому здесь маркировка требуется.
Ок, поняла, буду дальше разбираться, спасибо за ответ!
Скажите какая информация есть по ИG? И другим социальным сетям. Сториз и посты без активных ссылок тоже нужно маркировать? Если нужно, то каждый сториз содержащий цену должен иметь свою маркировку?
Ната, насколько понимаем, закон един для всех платформ. Исходя из него, посты и сториз в вашем аккаунте, содержащие описание ваших же услуг и товаров, рекламой не являются.
Если вы на своем канале/аккаунте публикуете информацию касательно другого бренда/компании/персоны, то рекламой не считается только упоминание названия или ссылка в виде названия.
Если есть призывы к действию или описание конкретных услуг/товаров/цен, то это уже нужно маркировать.
Подскажите, а если в ватсап есть продуктовый чат где я рассказываю о продукции компании, как там быть?
Екатерина, здесь все зависит от того, кто владелец чата и владелец компании.
Если это ваша компания, и вы создали чат и рассказываете в нем о своей продукции - приводите описание, свойства, перечень товаров, тогда маркировка не нужна. Если агитируете на покупку какого-то конкретного товара, выделяете его среди остальных - возможно, могут возникнуть вопросы.
Друзья, опубликовали статью про фильтр МПК от Яндекса, который нещадно роняет позиции сайтов. Похоже, его обновление является косвенным признаком того, что Рунет уже не за горами.
Переходите по ссылке и обязательно подписывайтесь на нас!
https://vc.ru/services/825188-yandeks-stanovitsya-monopolistom-novyy-mpk-filtr-yandeksa-i-kak-on-ronyaet-pozicii-saytov