Хороший пиарщик. Какой он?

Глава продюсерского центра Никита Лобанов о том, каким должен быть хороший пиарщик.

Хороший пиарщик. Какой он?

Наверное, стоит начать с того, что пиар - сфера, в которой пересекается огромное количество областей, комплексная, сложная, многогранная. Поэтому работа в пиаре требует широкого спектра качеств и, прежде всего, высокого уровня требований к себе.

Говоря “хороший пиарщик”, какие качества я подразумеваю?

  • Любознательность
    Я считаю, что хорошего профессионала должен отличать широкий кругозор и желание постоянно узнавать что-то новое. Сюда же я отношу высокую информированность о том, что происходит в мире: причем, как в ближнем окружении пиарщика, так и на дальних подступах, в международном масштабе.

    И да, речь не только о серьезных новостях, но и вполне легкомысленных (например, русский флешмоб в инстаграме у Леди Гаги). Это обусловлено тем, что основная задача пиар-специалиста - использование существующих инфоповодов, а если таковых в настоящий момент не имеется - генерирование своих собственных.
    Подобная компетенция может реализоваться только при одном условии: пиарщик всегда в курсе всего. Высокая осведомленность в разного рода вопросах, широкий кругозор дадут возможность полноценно играть на информационном поле. Из этого же качества вытекает и следующее, не менее важное.
  • Умение работать на опережение, стратегически мыслить.

    В российской общественной, политической и даже бытовой жизни есть одна традиция (антитрадиция, я бы сказал), сложившаяся веками: никогда не заниматься профилактикой. Это нашло отражение в народной мудрости “пока гром не грянет...” или “пока жареный петух...” и далее по тексту.

    Мы никогда ничего не предусматриваем, мы всегда разгребаем последствия. Эта наша национальная привычка нашла свое законное отражение и в пиаре. За последние несколько лет мне доводилось наблюдать за крупнейшими пиар-провалами больших российских компаний, которые можно было бы предотвратить, озадачься пиар-службы вовремя такими вещами, как, например, поведение своих сотрудников в соцсетях.
    Четкий кодекс правил в интернет-пространстве для официальных лиц компании существенно упростил бы поддержание хорошего имиджа. Предусматривать подобные вещи - задача пиарщика.

    Как профессионал, отвечающий за имидж организации или отдельной персоналии, он может просчитывать разные варианты событий и предвосхищать их. Такое возможно, если пиарщик проактивен, постоянно стремится заглянуть вперед. Это не врожденное, но приходит с опытом. Однако, не всегда возможно просчитать все последствия заранее, и тогда нужно другое качество.
  • Умение быстро ориентироваться в кризисной ситуации

    Способность без паники проанализировать сложившееся бедственное положение и “спасать” имидж клиента, используя все возможные и разрешенные Уголовным кодексом средства, - незаменимое качество профессионала.

    Тут и хладнокровие, и умение создавать нужный инфоповод, и оседлать “правильную” информационную волну, и мгновенная ориентация в медиапространстве... Я часто сравниваю это с работой военного стратега,ведь по сути работа в пиаре - это постоянное столкновение с реальностью информационной войны.

  • Склад характера

    У меня есть моя личная теория, что люди, которые действительно хороши в пиаре, до определенной степени нуждаются в адреналине, поэтому им в кайф периодические встряски, от которых многие другие просто впали бы в уныние и оставили весь этот хаос без сожалений.
    Наверное, это такой склад характера, который позволяет хранить преданность пиару несмотря на удары судьбы, перманентные дедлайны, резкие повороты сюжета, экстренные события, сбои в сценарии и тому подобное.
  • Коммуникабельность

    Умение выстраивать связи с окружающими людьми - это незаменимое, важнейшее качество пиарщика.
    В мире бизнеса и в медиапространстве большое значение имеют связи. Задача пиарщика - эти связи искать и поддерживать. Сюда относится как непосредственное общение с журналистами, блоггерами, предпринимателями, медиаперсонами разного рода, так и умение с правильной периодичностью напоминать о себе.
    Сюда относятся поздравления со значимыми датами, использование любого шанса оказать услугу, и просто банальная коммуникация.
    Если вы пиарщик-интроверт (меткое и забавное выражение известного специалиста в этой области Тимура Асланова), то общению нужно целенаправленно и систематично учиться, не упуская шанса оттачивать свои навыки взаимодействия с совершенно разными людьми.

    Важно помнить о том, что общаться с приятными, вежливыми клиентами и коллегами просто, в этом нет заслуги. Если же вы смогли наладить мосты со “сложными”, “колючими”, невежливыми, бестактными, значит, ваши навыки в коммуникативной сфере действительно высоки и вы имеете полное право собой гордиться.
    Это профессионализм.
    О важности общения и даже дружбы с клиентом неоднократно писали маститые профессионалы в сфере маркетинга и рекламы, и, убежден, к их советам стоит прислушаться.

  • Хорошо разбираться в написании текстов

    Текст - основа всего.
    Для любого вида письменного общения с клиентом и целевой аудиторией вы используете текст.
    Это значит, что текст - ваше лицо, ключевой компонент вашего имиджа.
    Безграмотный, плохо написанный текст - крах пиарщика.

    Из этого следует, что вы

    а) должны быть способны генерировать качественные грамотные тексты в разных стилях и жанра

    или

    б) разбираться в этом достаточно хорошо, чтобы работать в связке с профессиональным копирайтером и адекватно оценивать его работу.

    Не все пиарщики - писатели, но при определенных усилиях можно научиться писать достаточно качественно. Для этого вам в помощь такие прекрасные книги как
  • "Клад копирайтера" Элины Слободянюк,
  • "Как писать хорошо" Уильяма Зинсера (особенно в оригинале),
  • "Живой как жизнь" Чуковского
    и множество других, которые научат вас как минимум отличать плохой текст от хорошего.

    Если вы хотите быть пиарщиком высокого уровня, вы обязаны уметь отличать хороший текст от плохого. Это неотъемлемый признак вашей компетенции.
  • Креативность
    Я долго думал, включать ли это качество в список топовых качеств пиарщика.
    Меня смущает то, что слово “креативность” имеет слишком широкое поле значений. С одной стороны, оно довольно абстрактное, с другой - затасканное.
    Однако, особых альтернатив этому слову я не нашел. Есть понятие “творческий”, но это не совсем то.

    Да, использую слово “креативный” и поясню его: способный генерировать оригинальный контент и новые идеи.
    А еще сюда стоит добавить такой оттенок значения, как “энергичный”, “деятельный”.

В заключение хочется добавить ту очевидную, в общем-то, мысль, что работа в пиаре не для всех.
Но если специалист предан своей профессии и готов постоянно двигаться вперед, работая над устранением неких недостатков, которые мешают ему состояться как профессионалу, - он достигнет успеха.

44