{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

История Coca-Cola, которую вы не знали: от странного рецепта до мирового господства (Часть 1)

Запретная любовь маршала Жукова

Какая мысль приходит вам в голову при словосочетании “запретная любовь”? Интрига, служебный роман, или, может, что похлеще? Для маршала Жукова такой любовью стало влечение к… Coca-Cola. Что в этом криминального, спросит поколение памперсов и интернета? А вы представьте, на минутку, что маршал Победы, четырежды герой Советского Союза, появился на публике со стаканчиком напитка производства наиболее вероятного противника. Это вам не бутылочки на пресс-конференции подвинуть (привет, Криштиану Рональдо).

За такой перформанс товарищ Сталин мог легко отправить Колыму от снега очищать. Что же делать? Думаете, Жуков отказался от Coca-Cola? Не тут то было! Он Берлин брал, никого не спрашивая, а тут какая-то бутылка с газированной водичкой. Как изящно товарищ Жуков провернул эту операцию вместе с бывшими союзниками, вы узнаете в конце статьи, а пока несколько интересных фактов о Coca-Cola:

  • Coca-Cola – это поистине универсальная жидкость. Все знают, что Coca-Cola – отличное чистящее средство. Она легко удаляет жир с посуды, пятна с ковров, хорошо подойдет как для очистки туалета так и для промывки аккумулятора. Индусы используют ее для опрыскивания от вредителей, а врачи лечат ей ротавирусную инфекцию. А еще Coca-Cola – лучший друг американских копов. Они не только во всех фильмах запивают ей бургеры, но и смывают кровь с асфальта;

  • Рецепт Coca-Cola состоит из 9 ингредиентов, которые хранятся в строгой тайне. Информация о них распределена среди нескольких человек, и они не могут летать на одном самолете, чтобы в случае авиакатастрофы секрет не был утерян;

  • Сегодня стоимость Coca-Cola оценивается в 61,3 млрд $, это в 4 раза больше, чем ВВП Монголии за 2021 год. Но начиналось все не так феерично, изобретатель Coca-Cola продавал напиток в минус и умер в нищете.

Как это произошло? Давайте по порядку.

Coca-Cola: от микстуры против похмелья к популярной газировке

В 1861 году, во время Гражданской войны в Америке, полковник Джон Пембертон получил ранение и начал употреблять морфин из-за постоянной боли. Он был не дурак и быстро понял, к чему приведет эта привычка – по образованию Пембертон был фармацевтом. На последние деньги он открыл фармацевтическую лавку и создал сироп, который избавлял от боли, помогал от похмелья, повышал настроение и прибавлял силы. В состав сиропа входили экстракты коки и доминианы (это аналог валерьянки), а также вино.

Джон Пембертон и его Кока-Кола

A знаете, в чём секрет такой популярности Coca-Cola? Всё просто: Coca-Cola – это наркотик, именно поэтому она так легко завоевала весь мир. Только две прогрессивные державы смогли ей противостоять – Куба и Северная Корея. Шутка! А если серьёзно, то до 1903 года в Coca-Cola действительно содержалось 9 мг кокаина. Вот вы лично пьете Coca-Cola? Один мужчина так любил этот напиток, что собрал более 11 тыс. баночек и бутылочек Coca-Cola, за что попал в «Книгу рекордов Гиннесса».

Хороший знакомый Пембертона, Фрэнк Мейсон Робинсон, также полюбил данный напиток. Он придумал название для сиропа и написал его каллиграфическим почерком. Фигурные буквы, которые он создал, остались неизменными до сегодняшнего дня, а логотип стал всемирно узнаваемым. Еще одной его идеей оказался первый слоган для напитка:

Пейте Кока-Кола

Фрэнк Мейсон Робинсон

Эта фраза интриговала и привлекала жителей городка, где находилась лавка Пембертона. Вскоре он стал продавать около 9 стаканов напитка в день. В первый год продаж мужчина заработал 50$, при этом потратив на ингредиенты 70$. Но с каждым днем желающих выпить напиток было все больше. Люди из соседних городов и поселков приезжали и выстраивались в очередь у аптеки Пембертона ради того, чтобы отведать Coca-Cola. В конечном итоге это и погубило на корню его маленький свечной заводик. Пембертон явно не знал про юнит экономику, и то, что минусовую бизнес-модель масштабировать нельзя, поэтому слава Хайзенберга его миновала.

Джон поставлял свой напиток и в другие аптеки. Гордая вывеска на зданиях гласила: “Здесь продают Кока-колу”. В одну из таких аптек однажды зашел мужчина, страдающий от похмелья. Он попросил у продавца лекарство и обычную воду. Мужчина за прилавком предложил Колу с содовой. Смесь настолько понравилась мужчине, что слух о напитке вскоре разошелся по всей округе. Так Coca-Cola стала газировкой.

Для справки: неразбавленный сироп Кока-Колы – адское пойло. Как-то раз двое американских рабочих на производстве решили повторить трюк Бари Алибасова с “Кротом” и хлебнули концентрата. Оба отправились в круиз по мёртвому морю. Жидкость прожгла им желудок и пищевод.

Фрэнк подсказал Пембертону запатентовать напиток, даже несмотря на то, что рецепт его был известен и достаточно прост: листья коки и кокаин. В то время кокаин не являлся запрещенным веществом. Люди не знали о его негативных свойствах и часто использовали в напитках вместо спирта, так как он способствовал бодрости и жизнерадостности. Ну еще бы, 5 центов за кокаин! Пабло Эскобар, наверное, зарыдал бы, услышав такие расценки. “У тебя похмелье? Просто купи кокаин и ты снова бодр и весел!” – вот рекламный слоган аптек того времени. Само собой, не вздумайте повторять это дома!

Старания Фрэнка помогли Джону в реализации напитка, но Пембертон так и не стал хорошим предпринимателем. В 1888 году мужчина принял решение продать бизнес, оставив себе рецепт. После его смерти, вдова Пембертон продаст права на рецепт Аза Кэндлеру за 2 тысячи $, что казалось тогда очень достойной суммой. В этом месте, наверное, грустно улыбнулся Ласло Хэйниц, который в 2010 году купил две пиццы за 10 000 биткоинов.

Практическое руководство по масштабированию бизнеса от Coca-Cola

Купивший права на напиток Аза, заручившись поддержкой семьи и уже известного нам Фрэнка Мейсона, основал компанию Coca-Cola. Он зарегистрировал ее 31 января 1893 года. Основатель компании придумал огромное количество гениальных маркетинговых решений. Так, например, мужчина стал безвозмездно поставлять в аптеки автоматы с напитком взамен на информацию об адресах постоянных клиентов. Этим людям он отправлял купоны на бесплатный напиток. Приходя в аптеку горожане брали напиток, при этом приобретая что-то для себя. Благодаря этому довольны оставались все: владельцы аптек, получившие дополнительную прибыль, посетители, выпившие напиток и Аза Кэндлер, так как распространение информации о напитке и лояльность – положительно влияют на саму компанию.

В этом решении видно, как минимум, три инструмента современного бизнеса: Key Account Management, кросс-маркетинг и CRM. Напишите в комментариях, какие еще инструменты маркетинга вы здесь подметили 👇🏻

Аза Кэндлер

Аза Кэндлер стремился сделать свой продукт еще более уникальным. Необходимо было разработать упаковку, выделяющую его товар среди прочих напитков. С 1894 года напиток продавался в стандартных стеклянных бутылках. Этого было недостаточно. Дизайнер Эрл Р. Дин в 1915 году предложил сделать бутылку в виде колокольчика, вдохновившись популярной тогда юбкой годе. Такая форма не только придала таре устойчивости, но и защитила компанию он подделок. Так появилась та самая узнаваемая бутылка Coca-Cola.

В 1919 году Аза Кендлер продает компанию Эрнесту Вудраффу за 25 млн $. Так, Аза, продолжив дело Пембертона, все-таки смог сделать его прибыльным.

А что бы выбрали вы: войти в историю как гениальный изобретатель, не получив при этом большого дохода, или приобрести незначительную славу, заработав миллиарды?
Предпочту оставить след в истории: деньги – не главное 📝
Я выбираю жить в кайф, а миллионы в этом отлично помогут 🤑
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Благодаря же стараниям семьи Вудраффа, спустя 71 год, в 1990, компания станет самой известной в мире. Сын Эрнеста, Роберт, получив должность президента, будет заботиться об успешности бренда. Он разработает стандарты напитка и займется мерчендайзингом – определит правильную выкладку товара на полки магазина. Отчасти благодаря этой семье, Coca-Cola смогла пережить несколько государств. За свой век эта империя застала создание и падение Советского Союза, а Тысячелетний рейх, в сравнении с ней, действительно “стоял всего-то мгновенье”. Интересно, сколько еще поколений людей будут пить этот напиток? А может, Coca-Cola будет жить вечно…

Роберт Вудрафф

Роберт Вудрафф сделал так, чтобы желающие со всего мира могли попробовать принадлежавший теперь ему напиток. Поверьте, их было много: он тратил огромные суммы на рекламную кампанию бренда. Ну, например, 1 миллион $ Coca-Cola спокойно отдаст олимпийскому музею в Лозанне в качестве благотворительности. Компания не единожды поддержит рублем, а, точнее, долларом, спортивные организации. Coca-Cola – постоянный партнер Олимпийского движения по всему миру. Во многом именно финансовая поддержка Coca-Cola способствует развитию и популяризации этих мероприятий.

Как завоевать две сверхдержавы и Китай

В XX веке в мире было две сверхдержавы: США и СССР. Coca-Cola завоевала обе, а затем, чтобы два раза не вставать по дороге, взяла еще и Китай. Бренд Coca-Cola подминал под себя не только политические режимы, но и целые цивилизации.

Продолжение следует…

P. S. Мы собрали очень много интересного материала, и текст получился слишком длинным, поэтому пришлось разбить его на несколько частей. Если хотите прочитать их все, рекомендуем подписаться на аккаунт.

Авторы: Сергей Кошечкин, Валерия Анучина

Сергей Кошечкин – эксперт по подбору персонала в отделы продаж. Более 350 предпринимателей доверяют мне подбор персонала, потому что они получили по моей технологии более 980 МПП и РОПов в свои отделы продаж.

ДЛЯ СВЯЗИ:

▪ Телефон 8 920 252 80 07

▪ Мой канал на YouTube https://www.youtube.com/user/businesscomster

▪ Отзывы клиентов вы можете посмотреть тут: https://www.youtube.com/playlist?list=PLU_yIOztEWRWYXjBvPgJRJ-JIJ27YvOCf

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Kristina Samoilova

Слышала, что рецепт знают всего лишь два человека, а тут уже несколько) тайна за 7-ю печатями)

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Да они его наверное сами уже потеряли)) Вот и путаются в показаниях

Ответить
Развернуть ветку
Василий Жердев

секретный ингредиент - само словосочетание, заставившее нас троих написать сие, сделав рекламу Сергею и фирме

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Да нет там никакого "секретного ингредиента"))))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Интересный опыт с бесплатными автоматами

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Да это отличная иллюстрация того что в теории игр называется игра с не нулевой суммой бизнес - это игра с ненулевой суммой

Ответить
Развернуть ветку
Василий Жердев

купи дёшево, продай дорого.

Максимальный размер получается при покупке за 0

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Зубков

Надеюсь как нибудь выпустят партию с вином :)
Статью читать интересно

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Спасибо. Дальше будет интересней! Подписывайтесь)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Масленников

Познавательно! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ромашин

Расскажи, как Кока-Кола отжала Фанту у Германии после 45-го

Ответить
Развернуть ветку
Red Hot Wine

Для меня кока-кола это мини объём и стеклянная тара, такой в этом шик конечно

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Странно что для СССР они не стали выпускать Колу в хрустальных графинах )))

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Кстати, в СССР специально изменили оригинальную бутылку, сделав ее такой же, как у советских напитков, чтобы люди сдавали бутылки, а не коллекционировали заморскую газировку

Ответить
Развернуть ветку
Kliment Vikulov

Понравилась интересная история о маршале Жукове и его "запретной любви" к Coca-Cola ) Неожиданное сочетание )

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Финал истории знаете?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Акимов

Именно поэтому кола такая популярна, и будет популярна еще не один десяток лет

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Спасибо. Дальше будет ещё интересней! Подписывайтесь)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Греков

Благодарю. Очень интересная статья

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Спасибо. Дальше будет интересней! Подписывайтесь)

Ответить
Развернуть ветку
Алла Юрчак

Забавный экскурс в историю. Спасибо, было познавательно почитать)

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Спасибо. Дальше будет ещё интересней! Подписывайтесь)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Уварова

Ничего себе) даже на одном самолете не летать)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Аристов

впервые читаю историю об этом напитке ,неожиданно конечно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Business driver
Автор

Красное вино, кокаин и валерьянка

Ответить
Развернуть ветку
Системноинженерный Павленко

Хорошо подготовленный контент. Удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Ася Барышева

Классная история! Оставляем за скобками, что продукт при этом мега вредный )))

Ответить
Развернуть ветку
Business driver
Автор

Чой то вредный? Отлично жир отрывает!)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ася Барышева

Слишком много сахара.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда