Прикладная маркировка рекламы: ответы на 9 комментариев пользователей VC

На связи команда Gooroo — инновационная платформа автоматизированного размещения рекламы в Телеграм. Чтобы упростить взаимодействие между блогерами и рекламодателями, мы взяли маркировку рекламы на себя. Но до этого перерыли тонну материалов и статей, прослушали подкасты и посмотрели видео, чтобы разобраться в этой теме.

Мы обратили внимание на то, что некоторые комментарии в статьях на VC так и остались без ответов. Вместо очередной инструкции — операционный директор Gooroo Соня Аветисянц прокомментировала 9 вопросов о маркировке рекламы в Телеграм по конкретным компаниям и ситуациям.

1. У компании (у нас лофт) есть телеграм-канал, там публикуются материалы по лофту, фото, видео, прайс. Канал попадает под закон? Если да, то что надо маркировать? Фото или все текстовые публикации?

Очень важно отделять информационные или даже продающие посты на своем сайте или в канале от того, что такое реклама. Если вы именно рекламируете свой телеграм-канал на других площадках, в том числе в других телеграм-каналах, тогда, безусловно, маркировка рекламных постов будет необходима. Маркировать собственные посты в своём канале необходимости нет.

ФАС России подготовили наглядную инфографику о том, что не будет считаться рекламой в Интернете. Источник: Телеграм-канал ФАС России <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Ffasrussia%2F3282&postId=839841" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://t.me/fasrussia/3282</a>
ФАС России подготовили наглядную инфографику о том, что не будет считаться рекламой в Интернете. Источник: Телеграм-канал ФАС России https://t.me/fasrussia/3282

2. Является ли рекламой рекомендация? Когда лояльный клиент говорит: «Классно, мне понравилось в том барбершопе». По факту он делает рекламу, но изначально делится полезной информацией о высоком качестве услуг.

Тонкий момент, который законом не оговорен и очень сложно здесь дать корректный ответ. Стоит просто придерживаться здравого смысла: если рекомендация носит «дружеский» характер и в ней нет прямой ссылки, а компания, которую рекомендуют, за это не платила, то и считать рекламой это не стоит.

Если же эта рекомендация оплачена компанией, которую рекомендуют, можно очень нативно и красиво оформить рекламную интеграцию, но маркировать все равно придется. Это примерно как с обходом налогов: можно платить сотруднику МРОТ на бумаге, а остальное — в конверте, чтобы уменьшить налоги и взносы. Спасает ли это от уплаты налогов в моменте? Спасает. Могут ли за это поймать и наказать? Еще как. Поэтому нативная реклама — все равно реклама, а значит должна маркироваться.

3. Вопрос: если я, как турагент, выкладываю в статусе в WhatsApp или в Нельзяграм*, Телеграм, ВК какие-то предложения с турами, — это реклама? По сути, в WA их видят только мои контакты, т.е. база моих клиентов. В ВК и Нельзяграме* доступ свободный. Будет ли это считаться рекламой, ведь по факту не я формирую тур, а туроператор?

*Компания Meta Platforms Inc. признана в России экстремистской организацией и запрещена.

По сути, комментарий выше подходит и сюда. Если вам заплатили за то, чтобы этот тур был размещен на странице для привлечения новых покупателей, это реклама. Зарплата, по сути, является оплатой — в таком случае турагент выступает рекламораспространителем. Но если это публикуется на ограниченный круг друзей/знакомых в закрытых местах, а не открытых и доступных площадках, ситуация может оцениваться иначе. Опять же зависит от формулировок и того, как вы преподносите это предложение.

Например: статус-рекомендация в WhatsApp для друзей может быть написана так: «Ребята, у нас в агентстве появился тур на сентябрь в Турции по ценам, которых я уже два года не встречала!». Здесь возможны два сценария:

  • За этот пост заплатили? Тогда это реклама.
  • Если вы просто работаете в этом агентстве — тогда не реклама.

Другой пример: пост-рекомендация в ВК может быть написан так: «В Турцию в сентябре можно слетать по ценам 2019 года! Вот тут [ссылка] этот тур, хватайте скорее, я и себе сейчас буду покупать!». Принцип тот же: если вам за размещение этого поста заплатили, это считается рекламой.

Как видите, сейчас важно обращать внимание, был ли оплачен статус, пост, видео, другой тип контента. Не пытайтесь скрыть рекламу за рекомендацией — вот и всё. Если вам заплатили за размещение информации с целью привлечения клиентов, то есть по факту разместили с вашей помощью рекламу, информация должна маркироваться как реклама, как бы изящно она ни была подана.

4. Есть телеграм-канал по поиску площадок «Ищу площадку». Там разрешена публикация информации о площадках бесплатно. Эта информация попадает под этот закон?

И снова тот же ответ :) Опирайтесь на вопрос оплаты публикации: если за неё заплатил тот, чьи услуги или товары размещаются в публикации, это будет считаться рекламой, значит нужно маркировать.

5. А как происходит маркировка в Телеграм?

Нет понятия «маркировка в Телеграм» или где-то еще. Она не зависит от площадки. По закону РФ любое рекламное объявление должно быть промаркировано словом «Реклама» и реквизитами рекламодателя, позволяющими четко идентифицировать эту компанию или физ лицо.

Как правило, компании указывают наименование и ИНН. В случае с баннерной рекламой в интернете можно увидеть надпись на баннере внизу «Реклама. ООО «Розовые закаты». ИНН 1234567».

В случае с Телеграмом такая надпись будет в конце поста или тоже на картинке, которая к посту прилагается. Пока что этот момент остается спорным, так как маркировка должна быть в той части, где расположен основной объект рекламы. Таким образом, получается: если картинка информативная и на ней есть понятное описание продаваемых услуг, то ок. Если картинка просто рандомная иллюстрация и вся суть описана в тексте, то и маркировка должна быть в тексте. Кроме того, к каждой записи должен быть добавлен токен (erid), который выдается только специализированными ОРД, уполномоченными на это.

Мы в Gooroo загружаем все рекламные посты в ОРД, после чего им присваиваются токены, которые затем мы добавляем к ссылкам рекламодателя, чтобы максимально четко соблюсти нормы закона.

6. Веду телеграм-канал, беру и покупаю рекламу. Этот закон будет касаться меня?

Да, закон обязывает отчитываться о рекламе все звенья цепи:

  • и агентства-посредники, которые просто подключают нужные площадки для рекламы своего клиента,
  • и сервисы, через которые закупается реклама,
  • и конечный рекламораспространитель должны отчитываться о размещенных рекламных объявлениях.

Ответ на вопрос: да, закон вас касается, безусловно, как участника процесса размещения рекламы. Но сейчас сказать более точно, является ли рекламораспространителем владелец канала, администратор или сам Телеграм, не готовы. Мы как раз изучаем этот вопрос. Если он вас беспокоит, дайте знать. По мере понимания будем делиться информацией.

7. Являюсь дистрибьютором компании. Оформлена как самозанятая. Вид деятельности — реклама. В ВК рассказываю о товаре, размещая посты и ролики о товаре. Предлагаю получить доступ к сайту, заполнив анкету. Тоже нужно все маркировать?

Звучит на первый взгляд так, будто бы да. Фактически ролики являются рекламными, потому что цель — привести на сайт для регистрации, а размещающий их человек является рекламораспространителем. В отличие от ситуации с турагентом, который шарит туры «для своих», здесь уже очевидно посты и видео рассчитаны на массы. По описанию походит на рекламу и должно маркироваться.

8. Что случилось на самом деле? Теперь каналы в Телеграм выкладывают рекламные посты и удаляют их через час или причесывают под нативку. При этом цены остались прошлые — как за сутки. Рекламный бюджет можно умножать в X раз, а результативность становится сильно ниже.

Владельцы и администраторы телеграм-каналов еще не до конца разобрались во всем. Это касается и крупных рекламных агентств. Никто не хочет нарваться на штраф, поэтому прибегает к разным мерам.

Но на самом деле причесать под натив — никак не помогает избежать проблем, потому что реклама есть реклама. Если за пост заплатили, он должен содержать стандартную маркировку со словом «Реклама». Со временем все звенья этой цепи разберутся в ситуации, появится еще больше поясняющих материалов, и бардак превратится в обычный процесс.

9. Все равно мотив стремный. Мне легче перестать брать рекламу, тем более в моем случае вся эта бадяга вообще никакого отношения к процессу не имеет.

Тут уж выбор за каждым владельцем или админом канала. Аудитория Телеграма колоссальная — больше 800 миллионов пользователей во всем мире! Закон явно никто не откатит назад, а наша практика в Gooroo показала, что рекламодатели массово начали переходить от «да ладно, кто там за сутки размещения заметит мою рекламу?» в плоскость «А вы можете промаркировать моё объявление? Мне штрафы не нужны».

Мы видим, что реклама в Телеграме будет развиваться и дальше, рекламодатели будут стремиться минимизировать риски. Это же будут делать и владельцы каналов, постепенно появятся автоматизирующие процесс сервисы. В частности, мы в Gooroo уже начали это делать у себя, снимая с обеих сторон, рекламодателя и автора канала, обязанность регистрировать креативы и получать токены. С нами им остается только отчитаться об итогах размещенных интеграций.

Быть частью этого и зарабатывать на рекламе или нет — уже ваше дело, но Телеграм ли это или любое другое место, уже неважно. Со временем вся реклама будет регулироваться законом.

Прикладная маркировка рекламы: ответы на 9 комментариев пользователей VC

Надеемся, вам было интересно и полезно. Свои вопросы пишите в комментариях.

11
Начать дискуссию