Как продать себя? Шаблон для «чайников». Определение клиентских сегментов

В предыдущей главе «Как продать себя? Определение юнитов» мы определяли «что продаем?». Теперь определим «Кому продаем?».

Мы составим ментальную карту (mindmap) , которую будем уточнять, менять, проверять, дополнять по ходу проекта. В конце она будет отличаться до неузнаваемости, а люди, описанные в ней, станут нам близкими родственниками.

Mindmap в продакт-маркетинге - это совокупность данных о клиенте: портрета, целей и способов их достижения. Чем точнее она составлена тем эффективнее будет ценностное предложение, легче найти емкие каналы продаж. И тем уже будет сегментирована целевая аудитория. Что дает нам что? Все верно ты подметил, - снижение стоимости привлечения этого клиента и увеличение количества продаж.

В рамках юнит-экономики до запуска проекта, mindmap - это просто прогноз. Вместе с тем, хорошего продакта от плохого отличает то, что прогноз сбылся. Хороший mindmap продакт отдает шестилетнему ребенку и тот запускает рекламную кампанию оффлайн и онлайн, параллельно проводя мероприятия с дистрибьюторами. Правильно? Правильно.

Начнем? Напомню, эта статья - часть комплексного проекта «Как продать себя?» от и до. Шаблон может применить на себя любой соискатель работы как на продукт или бизнесмен на свой бизнес. Поэтому рекомендую прочесть или прослушать все главы по порядку.

Все наши юниты связаны с предоставлением услуг в промежутке от продакт-менеджмента до маркетинга:

Юниты PMMA​ Алексей Леонтьев
Юниты PMMA​ Алексей Леонтьев

То есть, наша целевая аудитория это либо компании либо самозанятые люди. Кто принимает решения в компаниях о финансировании отдела маркетинга? Либо руководитель компании либо руководитель службы маркетинга . А, в случае с самозанятостью, сам предприниматель.

Однако, при одних и тех же целях, компании и малые предприниматели используют разные способы достижения. Предпринимателю не хватает денег на содержание службы маркетинга и ему нужен работник на аутсорсинг. А вот компаниям и бизнесменам покрупнее чаще нужен сотрудник в штат. Выделяю эти два сегмента.

Прим.: на самом деле сегментов больше (и юнитов тоже), часть из них - это соискатели, часть предприниматели , которые хотят все сделать сами, но им нужен шаблон действий. Да и эти два сегмента разобьются на несколько поуже. Но моя задача сейчас не продать шаблон, а дать его тебе.

Mindmap

Использовать мы будем mindmap Алексея Черняка (со-основатель Darberry и бывший генеральный директор Groupon). Она немного изменена, но суть та же:

Mindmap PMMA. Сделано в XMind​ Алексей Леонтьев
Mindmap PMMA. Сделано в XMind​ Алексей Леонтьев

PMMA - Руководители

Соцдем

Что мы знаем о социально-демографических данных представителя сегмента? Часто это мужчина, 35-49 лет (это я выяснил через Вордстат Майл.ру, подставив туда запросы, которые я выяснил через Вордстат Яндекса) . Так как нам нужна з/п от 80 000 р., а проекты мы исполняем за 100 000, то наш сегмент должен быть привязан к крупному городу. Работает либо руководителем компании либо начальником отдела сбыта. Оборот компании пусть будет от 60 млн. р. в год.

Прим.: нам важен оборот, а не чистая прибыль. При большом обороте хочется увеличить прибыль. Когда же прибыль велика, а особенно если она велика по отношению к обороту, мысль «надо что то менять» не приходит.

  • М
  • 35-49 лет
  • Город >1 млн.
  • Владелец, руководитель или начальник отдела сбыта
  • Оборот компании >60 млн. р.

Признаки, интересы

  • Большой оборот, малая прибыль
  • Положительно относятся к моей серии статей «Как продать себя?»
  • Серфят интернет в поисках «волшебной таблетки»
  • Следят за трендами маркетинга
  • Знают маркетинг, но по верхам

Ситуации и причины поиска специалиста

  • Не видят эффекта от рекламы
  • Видят эффект от рекламы конкурента
  • Приступы или хронические страхи потерять прибыль
  • Желание увеличить прибыль
  • Делегирование обязанностей при росте
  • Делегирование обязанностей от усталости
  • Необходимость в консультации
  • Поиск новых аудиторий/дистрибьюторов
  • Поиск новых каналов продаж
  • Проектная работа при рефинансировании
  • Проектная работа при запуске бизнеса
  • Ощущение отсутствия связи между продуктом и маркетингом

Стадии выбора

  • Осознание потребности
  • Поиск через поисковик в своем городе
  • Изучение предоставляемых услуг, сопоставление со своими потребностями и логикой
  • Просмотр портфолио
  • Чтение отзывов
  • Обсуждение с коллегами, семьей, друзьями, авторитетами
  • Подведение итогов, выбор
  • Звонок

Конкуренты

Это и прямые и не прямые и вымещающие конкуренты (о том какая разница между этими конкурентами читай в статье «SEO для «чайников» в 2019. Ч. 1»). В общем, все те продукты, на которые представитель сегмента тратит деньги для закрытия потребностей в продакт-маркетинге.

  • Штатные маркетологи
  • Аутсорсинг-аудит
  • Курсы для сотрудников
  • Рекламные агентства
  • Маркетинговые агентства
  • Агентства полного цикла
  • Самостоятельное ведение РК

БВС

Барьеры, возражения и сомнения. Различаются, как ты уже понял, по степени «тяжести».

  • Укомплектованный штат
  • Нет понимания кто такой продакт
  • Отсутствие возможности сравнить результаты «с» и «без»
  • Недоверие к предоставляемой информации
  • Недоверие к отзывам
  • Не нашел услуги решающей его проблему
  • Высокая стоимость относительно з/п маркетолога
  • Нет возможности точно спрогнозировать увеличение продаж
  • Нет офиса агентства в его городе
  • Нет возможности «попробовать»
  • Не укладывается в голове план работ
  • У конкурентов дешевле
  • Личная неприязнь
  • «Они сделают, деньги возьмут, а результата не будет»
  • Нет примеров кейсов в такой же компании с такой же организацией службы маркетинга
  • «А может дело не в продакте?»
  • Конкуренты сотрудничали с именитыми брендами
  • Нежелание выделять бюджет на открытие службы маркетинга
  • В агентстве нет полного комплекса работ (дизайнера, специалиста по РК)

Семантика

Здесь я не вдавался, поскольку СЯ либо надо собирать сразу, а еще и для разных каналов разные ядра, либо не трогать вообще. Так как сборка семантических ядер нам еще предстоит, то я выбрал второе.

  • Рекламное агентство
  • Маркетинговое агентство
  • Нужен маркетолог
  • Маркетинговый анализ
  • SEO продвижение/оптимизация/аудит
  • Агентство полного цикла
  • Привлечение клиента
  • Увеличить продажи
  • Продвижение сайтов
  • Разработка бизнес-плана

Не бей сильно, я исправлюсь

Площадки

Где обитают онлайн и оффлайн наши будущие друзья

  • Бизнес инфо-ресурсы
  • Инвестиционные сообщества
  • Закрытые бизнес-сообщества
  • Мероприятия бизнес направленности
  • Сообщества ВК/ФБ/Инстаграм, экономящие время
  • Интернет-ресурсы конкурентов
  • Бизнес-блоги и каналы ВК/ФБ/Телеграм
  • Ресурсы, предлагающие продукцию бизнес и лакшери классов
  • Элитные спортивные секции
  • Элитные жилые комплексы
  • Телевидение
  • Бизнес-курсы

Авторитеты

Поклонниками чего являются, к чьему мнению прислушиваются

  • Авторы популярной бизнес-литературы
  • Успешные известные личности (напр., Павел Дуров)
  • Бренды часов/авто/журналов/курортов/атрибутики
  • Местные политики/администрация, с которыми нужно дружить
  • Жена

Цели

Та потребность, страх, которые хотят закрыть

  • Чтобы бизнес работал сам
  • Стабильный большой доход
  • Рост и масштабирование
  • Вытеснение конкурентов/завоевание ниши/лидерство
  • Найти обходные пути входа в старый рынок
  • Диверсификация
  • Догнать конкурентов
  • Утвердить бренд
  • Видеть результат от рекламы
  • Не потерять бизнес
  • Реанимация при входе на локальный рынок лидера (напр., Леруа Мерлен)
  • Получить понимание как связать продукт с маркетингом
  • Связать продукт с маркетингом

Как видишь, этот сегмент уже сам по себе разрывается на два: тех, кто хотят сохранить лидерство и тех, кто хочет догнать конкурентов.

На самом деле всё просто. Просто делай как я, и все у тебя получиться и с трудоустройством и с бизнесом.

Теперь мы с тобой пойдем проводить интервью с руководителями компаний. Их будет, для начала, десять. Нам же нужно проверить гипотезы, которые мы с тобой нафантазировали в ментальной карте. Когда конкретно на vc выйдет статья посмотри в группе ВК PMMA .

Правильно? Правильно.

1616
22 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Не понял про три части. Какие части и чего?))

А вы соискатель или бизесмен в данный момент? Просто это для определенной целевой аудитории, под которую вы не обязаны подпадать.

А вот читателей моих друзей любименьких дорогих обзывать необучаемыми не надо)

Ответить

Есть ссылка на майндмеп? А то увы не могу воспринимать этот текст. 

Ответить

Цикл статей как подороже торгануть жопой чтобы она не болела.

Ответить

То есть без пенетрации? Ну так норм жеж

Ответить