(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Без стоицизма в России никак: почему после начала СВО и мобилизации одни предприниматели выжили, а другие сломались

Уже больше года прошло с начала «частичной мобилизации». Все уже привыкли жить в парадигме нового времени и отсутствия возможности платить подписку за Нетфликс и платить айфоном за покупки. Сегодня хочу поделится своими наблюдениями о том, кто смог пережить кризис, а кто нет и как психологическая устойчивость позволяет преодолевать трудности.

Привет! Меня зовут Богдан Ефремов, руководитель рекламного агентства Efremov Media. В феврале 2022-го нас охватила дикая паника: потеряли много клиентов, в том числе зарубежных и не было понимания, куда двигаться дальше. Но наше агентство пережило проблемы и даже выросло. Мы постоянно работаем с клиентами абсолютно разных ниш и специфик, так что замечаем общие тенденции российского рынка — поделимся мыслями.

В основном, проще всех последние потрясения переносили предприниматели, которые пережили девяностые — их правда особо не напугаешь. Они вообще как будто бы не заметили, что произошло что-то серьёзное. Но потом я понял, что эти люди пережили дефолт, две Чечни, два переворота и бандитизм. Так что для них всё это очередная суета.

Какими бы не были политические предпочтения, какое бы недовольство предприниматель не проживал, выход только один — принимать нестабильность как данность, чтобы двигаться дальше. Это закон выживания: некоторые выкарабкались, а некоторые пошли ко дну. Взять даже рекламный рынок: за два года большинство наших конкурентов закрылось.

Кризис в современной России не кончался примерно никогда, кроме краткого периода в начале нулевых

О каких кризисах в бизнесе может идти речь, когда вести его было запрещено большую часть двадцатого века? 

Российский внутренний рынок — это побитая, но неубиваемая псина. На бизнес всегда что-то давит, и в плане долгосрочного планирования мы не сильно далеки от стран третьего мира. Можно либо принять такую действительность и адаптироваться, либо сдаться и проиграть.

Вы можете вообще перестать читать новости и с удивлением обнаружите, что вокруг почти ничего не меняется. Цены в магазинах стабильно поднимаются последние 30 лет, как и доллар, поэтому в глазах обывателей мало что поменялось. Но даже при желании предпринимателям сложно не замечать проблемы.

Взять горизонт планирования в 2-3 года — опыт показывает, что в России он не работает. Реалистичнее смотреть на перспективу 6-12 месяцев. К сожалению, это реалии. Всё настолько нестабильно, что когда меня спросили, какой я могу бы дать себе совет пять лет назад — я не нашёл что ответить.

Повторю свою мысль: когда приходит кризис, а вы объективно никак на него не влияете, надо продолжать двигаться и не забивать себе голову. Кажется, это единственный универсальный рецепт выживания в условиях происходящей дичи.

Основная проблема кризиса даже не в экономических последствиях санкций, а в упаднических настроениях

Большая часть стресса от кризисов чисто морально-психологическая, потому что сначала мы жили в одной парадигме, а потом в совершенно другой. Мир резко перевернулся, но пережить можно.

В начале 2022 мы подписали несколько контрактов с канадскими компаниями. Они перевели нам деньги, мы занялись настройкой Гугла, и все было хорошо. Мы должны были подписать ещё несколько хороших сделок в течение месяца, но с приходом февраля всё встало. Первую неделю было непонимание, что делать, и накатила апатия.

Потом, понятное дело, про зарубежные проекты пришлось забыть. Это были очень хорошие, очень жирные сделки.

Не то, чтобы я сильно переживал, у нас к тому моменту уже был сформирован пул постоянных клиентов в России, поэтому нельзя сказать, что мы что-то потеряли. Скорее недозаработали.

Многие компании, на фоне неопределённости, сократили свою деловую деятельность в первые несколько месяцев. И это понятно, очень сложно принимать какие-то решения, если не понимаешь, что тебя ждёт завтра. И на этот фон ещё ложились новости об уходе очередной западной компании из России.

А вот к маю появилось ощущение, что рынок начал оживать, к нам пошёл поток новых клиентов, тут и там стали появляться новые компании, целью которых было «импортозаместить» те, которые ушли.

И вроде бы ничего существенного в экономике за 3-4 месяца не произошло. Поэтому можно сделать вывод, что на реанимацию бизнес-деятельности в стране повлияла не гениальная экономическая политика нашей страны, а именно что постепенный уход от упаднических настроений у самих людей.

Это было особенно заметно на фоне частичной мобилизации год назад. Да, тоже была паника, но, по ощущениям, её было раз в 5 меньше, чем в феврале. Если в начале СВО наши клиенты по большей части на панике просили приостановить рекламную деятельность, то во время мобилизации я чаще всего слышал что-то типа: «Богдан, там опять какая-то суета, порежьте пока бюджеты на недельку, а там посмотрим».

Поэтому можно смело сделать вывод, что люди, проходя сквозь трудности, научились к ним адаптироваться, в том числе и психологически.

Предприниматель должен быть гибким и уметь приспосабливаться к любым условиям

Те, кто успешно адаптируется в хорошие времена, прошли через испытание плохих. Другие компании ломаются и погибают. Предприниматели, которые смогли адаптироваться к постоянно меняющемуся экономическому ландшафту, сохранили свои предприятия на плаву.

Это стратегия гибкости: какие-то направления отваливаются, и их оперативно заменяют на новые. У нас были случаи, когда в магазин клиента прерывались поставки техники из «недружественных» стран. Но вместо того, чтобы сидеть на ровном месте и сокрушаться от тщетности бытия — они очень быстро находили поставщиков из нейтральных государств. Кто-то вообще начал продавать военное снаряжение в период мобилизации. Полагаю, это те же самые люди, что продавали маски в Ковид.

Мы тоже старались быть гибкими, а потому не только не потеряли хватку, но даже выросли — в целых 3 раза с начала года. И не малую долю в заключённых контрактах занимают именно производители. Все ржут про импортозамещение, но оно работает и никуда не делось. Я лично наблюдаю на примере наших проектов. Да медленно, да воруют, но что-то всё-таки двигается.

Тот, кто умеет адаптироваться и хорошо оказывает свои услуги, открыт рынку и гибок, всегда выживает. Такие компании будут формировать будущее российского рынка, направляя его развитие на годы вперёд. Я не говорю, что всё хорошо и никаких проблем в стране нет — жить и правда стало тяжелее. Но это не повод опускать руки.

На этой ноте я хочу закончить. Рекомендую подписаться на мой Телеграм-канал, где я пишу про бизнес, рекламу и обсуждаю перспективы рекламного рынка России. Какими историями успеха после февраля можете поделиться вы?

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
40 комментариев
Написать комментарий...
Борис

Почему без Москвича должен был обвалиться рынок труда? Сколько людей работало на заводе рено в Москве чтобы вызвать обвал рынка труда? Что строится и делается? Многострадальные суперджеты с французскими двигателями которые никто никогда не хотел покупать даже в хорошие времена из-за их ломучести и ненадежности и только государственный аэрофлот обязали их взять. Много ли поставят на крыло самолетов? Как там с сервисным обслуживанием и запчастями? Двигатели кто производит для них? Смогут ли они закрыть полностью потребность в самолетах после ухода боинга и аэробуса? Пока видно только громкие фразы чинуш, что через десять лет мы обгоним весь мир во всех областях и все это благодаря санкциям.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Новиков

Не смущает общение с Натали, которая использует слова мужского рода? Аля "написал"?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Знаете, авиационная отрасль несколько сложнее, чем через клацанье по клавишам передавать в интернет мысль, что в стране все прекрасно и прекраснее с каждым днем.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Я не инсайдер, но проблемы ресурса и вообще teething issues ПД-14 вполне применимы и к дочернему ПД-8... В последние месяцы оптимизма по поводу сроков поставок ПД-8 изрядно поубавилось, Вы должны это знать.

Ответить
Развернуть ветку
sles

teething issues

Вы настолько плохо владеете русским, что не можете даже такое на нём написать или где?

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Это отсылка для чуть более образованных людей к проблемам CFM LEAP и особенно - PW1100.

Ответить
Развернуть ветку
sles

А, хотите казаться ...

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Ага, dixi, sapienti sat и все такое.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Где-то месяц назад взлетел суперджет с пд8. Это прям по-настоящему российский самолёт, с российским фюзеляжем, крылом, авионикой и двигателем.
Вряд ли полностью российский, что-то типа системы кондиционирования возможно все ещё импортные, но ключевые компоненты отечественные.
Предыдущее поколение вполне себе нормально летает, больше 200 самолётов произведено.
В этом году планируют поднять в небо и мс21 с пд14 и российской авионикой.
"не хочу не буду" - ну а куда они денутся, авиакомпании, если боинги и эйрбасы больше не продают?
Пострадают, помучаются с запчастями и обслуживанием, но продолжат летать, и не будут больше зависеть от настроения боингов и эирбасов.
Если такие тепличные условия для отечественных авиастроителей продолжатся ещё лет 10 - пожалуй, и мс21 и ссж избавится от болячек и даже выйдут на коммерческие объёмы производства.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Еликов

Блин, с некоторых фраз до слёз смеялся ))

В принципе, да. Проблема не в кризисах. Проблема в погружении в негативные новости и ожидания. При этом нельзя, конечно, быть всё время на позитиве, но держать тонус обязательно нужно.

И - да, я пережил 90-е )))

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее )

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Каратаев

А можно примеры, в каких нишах особенно хорошо пошло импортозамещение? Кроме строительной

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

В строительной особого импортозамещения нет, разве что люди чаще начали заказывать деньги в бетон, поэтому растёт спрос.
По нишам: косметология (переходят на российское и китайское оборудование), промышленность, сельхоз продукция, грузоперевозки и тд. Где-то больше, где-то меньше. Но тенденция явно положительная

Ответить
Развернуть ветку
Борис

А как в промышленности работает импортозамещение? Одномоментно создали станки способные конкурировать с немецкими и японскими? Тут недавно читал про оборонное предприятие которое с гордостью показывало работающие немецкие станки которые вывезли из Германии после победы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Что я отрабатываю? Какие ресурсы надо смотреть? Сообщения разных чиновников которые заявляют, что через 10 лет полностью заместят например авиастроение и обгонят по выпуску самолетов иностранные компании, но в данный момент резко выросло количество авиапроисшествий потому что самолеты теперь обслуживают в РФ, а не за рубежом. Конечно можно сказать, что через 30 лет мы импортозаместим вообще все на свете, а к тому времени как в известной притче или ишак сдохнет или падишах, а сейчас надо выделить большое количество миллиардов на импортозамещение. Вот гордо представили флагман импортозамещения автомобиль Москвич, где даже шильдик делают не в РФ. Это пример успешного импортозамещения в промышленности?

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.
резко выросло количество авиапроисшествий потому что самолеты теперь обслуживают в РФ

Прямая ложь. И непонимание, что проблемы авиакомпаний обычно подолгу остаются под водой, и лишь изредка выстреливают в виде вопиющих случаев.

Кстати о посадке А321 на поле - пилоты "убрали" шасси, когда решили уходить на Толмачёво, но не заметили, что оно не убралось. При том, что индикация работала.

Это полный ахтунг.

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Вам пару ссылочек почитать чтобы в следующей раз не говорили о лжи. Если кратко то за 10 лет с 2012 по 2021 в РФ произошло 198 авиакатастроф, и за 9 месяцев 2023 года произошло уже 123 авиапроисшествия.
https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%8B#:~:text=%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B6%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B5%D1%82,%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA.
https://newizv.ru/news/2023-09-12/otryvalos-lopalos-skripelo-chto-proishodilo-s-grazhdanskimi-samoletami-v-2023-godu-419005

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

О боже, какой авторитетный источник.

Начните с классификации авиационных инцидентов в российском варианте и в западном. Потом ищите официальную статистику по этим типам.

Ответить
Развернуть ветку
sles

катастрофы и происшествия- разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Точно не буду говорить о том, что массово появляются высокотехнологичные производства а-ля как в США или Китае. Никто у нас в ближайшие годы айфон не соберёт. Но появляются какие-то базовые вещи, либо же хорошо забытые советские. Мы вот часто сталкиваемся с промышленным и сельхоз оборудованием, также много собственных стройматериалов, мебели, одежды и тд. Может для вас это всё мелочи, но 5-10 лет назад даже этого в помине не было. У нас в промышленности проблемы даже не с заводами, а с целыми производственными секторами. Что-то серьёзнее москвича вы увидите только тогда, когда (и если) будут налажены базовые производства хотя бы половины компонентов этого автомобиля на местах: заводы по сборке движков, каркасов, покрышек, электроники (для сбора которой нужно ещё 100500 производств) и тд. Это не делалось годами из-за ненадобности. Сейчас надобность объективно есть и тут хочешь не хочешь, а придётся этим заниматься. Медленно и местами смешно, но тем не менее движения в этом направлении заметны

Ответить
Развернуть ветку
Фамилия Имя

Что за чушь вы рассказываете? Какие, например, хорошо забытые вещи из СССР могут использоваться?
Ну это ещё ладно. Производство покрышек и двигателей сегодня в России есть. И потому очень быстро можно развернуть производство собственного автомобиля. Что уже было бы сделано с начала сво. Вопрос в том, что это были бы Жигули или Волга из 90-х. Это потребителю не надо. Проще и лучше завозить машинокомплекты и собирать.

Вот и возвращаясь к импортозамещению. Без полного закрытия импорта таких же категорий товаров, это возможно? Вид такой, будто нет.

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Нельзя "очень быстро развернуть производство собственного автомобиля".
В современных реалиях рынка нужно вложить несколько сотен миллионов долларов и 5+ лет в разработку платформы, на которой можно будет сделать несколько разных автомобилей, и после миллионного произведенного автомобиля начать наконец зарабатывать.
Никто из отечественных игроков такое просто не вывезет.
Можем запилить какой-нибудь штучный аурус, но коммерческий успех такой разработки маловероятен.
Зато можем пустить на свой рынок каких-нибудь автопроизводителей и давать им льготы за локализацию производства.
Собственно, мы так всегда и делали, просто раньше это были европейские автопроизводители, а теперь - китайские. Даже завод тот же самый, только весь путь нужно начинать заново. Пока освоили только установку российских колёс :)

Ответить
Развернуть ветку
Борис

Возможно я открою вам тайну, но те же западные автопроизводители до известных событий открывали р запускали заводы в РФ постепенно локализуя все больше и больше производство в соответствии с пожеланиями правительства РФ, те же корейцы если на ошибаюсь даже производство двигателей в РФ запустили, но конечно сейчас когда все ведущие производители покинули нашу страну мы покажем небывалые высоты импортозамещения. Тот же Китай десятилетиями копировал технологии западных компаний прежде чем смог создать что то конкурентное.

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

А кто именной этим будет заниматься? Можно конкретные имена или названия?
Вот лично я бизнесмен и производитель и в теории могу вложить пару миллиардов рублей и начать производить детали для авто, но кому я их буду продавать, если даже существующие производители автозапчастей простаивают?
Вы вообще в курсе, что тот же логан/ларгус почти весь делался в РФ, но это почему-то не помогло и выпуск автомобилей прекратился.
Пока государство не даст гарантий, бизнес не наладит никакого производства А государство у нас мягко говоря не шевелится.

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Каждый год в августе проходит выставка mims, на которую сотни российских производств привозят свою продукцию.
Обычно, если поскрести ногтем, под "полностью отечественное производство" обнаруживаются китайские комплектующие, но хотя бы так. Прямо сейчас, например, запускается большой завод по производству (ну ладно, по сборке) автомобильных подшипников в Подмосковье. Чюваки вместо нытья "ну вот допустим я вложу пару миллиардов в производство, но куда же мне сбывать продукцию?" собрали яйца в кулак и открыли завод, несмотря на отсутствие поддержки государства.
Что творят, безумцы? Тут с дивана уже вынесли приговор: так делать нельзя, а они сделали

Ответить
Развернуть ветку
Francesco Pazolini

Ну знаю я этих чуваков, они подшипниками всю жизнь занимаются. Я у них уже много лет покупаю для своего оборудования. И сейчас для них действительно удачный момент перейти от купи-продай к своей линии, но их завод никак не повлияет производство автомобилей в РФ.
У меня своё настоящее производство более 10 лет, поздно мне ныть уже. Как и все, сначала торговали, потом закупили линию. Начинать производить без сбыта - это самоубийство. Такие фокусы может организовать только государство: либо бесплатными деньгами, либо гарантиями выкупа.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Загоскин

Качество продукции?

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Где как, это уже вопрос к промышленникам, которые эти продукты испытывают

Ответить
Развернуть ветку
Dozent

Как может быть положительная тенденция во время войны?

Ответить
Развернуть ветку
Zoringer

Есть всего две причины происходящего:
1. Десятилетиями копить проблемы в целых отраслях
2. Власть постоянно генерирует новые проблемы

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Тема импортозамещения это политика. Я такое не обсуждаю.

Сама история преувеличивает значения качества предпринимателя в общем числе факторов влияющих на успех/провал бизнеса. Обычно такие истории не цепляют.

Моя предпринимательская жизнь сильно сопряжена с волей случая. Хорошие заработки были в условиях, в которых я просто оказывался в нужное время в нужном месте(наклейки Ш на машины, ковид мне были на руку). Либо находил что-то что было ранее не очевидно. А где-то проигрывал, причем никак не можешь на это повлиять.

Даже в предпринимательство я пошел случайно. Коротко в рамках комментария не получится описать.

Но у меня есть в окружении те, кто сразу проиграл, просто фатальное невезение. Такое тоже бывает. И это не зависит из каких времен предприниматель.

Поэтому я думаю, что единственный способ оказаться в нужное время в нужном месте, это тупо чаще бывать где-то дальше своего дивана. Ну и если момент пришел, то, конечно, не расслабляться и тащить сколько вывезешь.

Ответить
Развернуть ветку
Ебурашка
как психологическая устойчивость позволяет преодолевать трудности.

Ты хотел написать:

как рабское мышление позволяет прогнуться посильнее и терпеть
Ответить
Развернуть ветку
Иванов Сергей

"отсутствия возможности платить подписку за Нетфликс и платить айфоном за покупки"
Сходу приметил основные проблемы современности. Красавчик

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Греков

Благодарю за статью
Да, с одной стороны эта ситуация создала трудности. А с другой стороны - открыла новые возможности

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Владислав

"Вы можете вообще перестать читать новости и с удивлением обнаружите, что вокруг почти ничего не меняется. Цены в магазинах стабильно поднимаются последние 30 лет, как и доллар".

Только вот сам автор статьи явно даже в нулевых не жил - потому что во второй половине 2000-х доллар вполне себе даже падал - с 29-31 рубля в 2004-м до 24-27 в 2007-м.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кот Разумный

Мой ПИФ с начала года вырос на 30% к сентябрю, к октябрю опять падение началось. Блин.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Котов

У меня ощущения, что я на корабле, в котором маршрут пребывания меняется каждые две недели, и самое главное прибыть в конечную точку хоть какую ни будь, хотя бы промежуточную не удалось. Во такая вот предсказуемость.

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда