Канцелярия на МКС: зачем создали вечную ручку

Представители Harsika Agency рассказывают, как "вечные ручки" перекочевали с небес на землю и стали одним из лучших корпоративных подарков для VIP-партнеров.

Вечная ручка от Pininfarina со скрытым автографом Рафаэля. Про нее ниже рассказали. 

Мы каждый день пользуемся ручками. Их стоимость, обычно, варьируется от 35 до 250 рублей за штуку. У ручек подороже появляется дополнительный функционал: встроенная флешка, стилус или фонарик. Некоторые ручки стоят дорого за счет материалов изготовления — от китайского бамбука до противоударного титанового сплава. Но есть одна категория, которая стоит значительно дороже любой из вышеперечисленных — вечные ручки. В этой статье разберемся, кто их придумал, зачем и почему их дарят только избранным.

Как карандаши угрожали космонавтам

С тех пор, как Ласло Биро придумал “вечное перо” — прототип современной шариковой ручки — человечество решительно шагнуло вперед. Благодаря возможности быстро писать, чертить, проводить расчеты, переводить и оставлять заметки люди развились до того, что в 1961 году отправили первого человека в космос.

Но именно в космосе с ручками начались проблемы.

Шариковые ручки не подходили для использования в условиях невесомости: чернила просто не опускались вниз по стержню, а корпус ручки лопался от давления. Простые карандаши тоже не спасали: частицы грифеля ломались и попадали в электроприборы. Это становилось причиной короткого замыкания, которое могло привести к пожару. То есть, использование грифельного карандаша на МКС угрожало не только экспедиции, но и жизни космонавтов.

Так что, людям пришлось перейти на восковые и масляные карандаши. Писали они расплывчато, толстыми линиями, но самый опасный недостаток такой канцелярии крылся в ее составе — туда входили горючие вещества. После пожара во время подготовки миссии “Аполлон-1”, который унес жизни троих американских астронавтов, представители NASA решили полностью устранить использование горючих материалов внутри космических кораблей. Масляные карандаши тоже устранили.

Но к тому моменту инженер Пол Фишер уже разработал первый в мире прототип вечной ручки.

Советские восковые карандаши

Ручка Фишера

Фишер подошел к созданию ручек по-инженерски. Он взял за основу корпус обычной ручки, но адаптировал его для антигравитационных условий. Для этого нужно было изменить 3 вещи:

  • Сделать корпус устойчивым к перепадам давления и серьезным скачкам температур
  • Подобрать вязкие чернила, устойчивые к невесомости
  • Устранить любые риски протекания чернил из корпуса

Всё удалось. Чернила в ручке помещались в герметичную капсулу, где под давлением азота они всегда поступали по стержню к шарику. Благодаря (магии ) химии сами чернила приобрели такую вязкость, что молекулы не расползались по поверхности капсулы. Шарик на конце стержня изготовили из карбида вольфрама — одного из самых устойчивых к трению материалов. Так он мог кататься по поверхности бумаги годами и почти не стирался.

Ручка Фишера

Ручки Фишера выдерживают перепады температур от -34 до +200 градусов Цельсия, пишут под любым наклоном, на глянцевых поверхностях и даже под водой.

Научная сплетня: считается, что Фишер потратил около миллиона долларов собственных средств на производство такой ручки. Но деньги скоро окупились: в 1967 NASA закупила 400 ручек Фишера, Советский Союз — еще 100.

Факт заказа доказан, себестоимость производства — нет.

Что такое «Вечная ручка» сегодня?

Идея создать ручку, устойчивую к перепадам температур и способную писать под любым наклоном, перекочевала с небес на Землю. В 2010 году компания Pininfarina выпустила первую в мире ручку без чернил вообще. Её наконечник изготовлен из сплава металлов, которые при соприкосновении с бумажной поверхностью вступают в химическую реакцию. Так проявляется цвет, который напоминает след обычного грифельного карандаша. Вечная ручка вообще не имеет в составе жидких или горючих материалов, а отсутствие чернил позволяют использовать её десятилетиями, пока металлический наконечник полностью не сотрется.

Компания запатентовала изобретение и теперь является ведущим производителем «вечных ручек» во всем мире. Они, как и прототип Фишера, способны выдержать высокое давление, перепады температур и многолетний износ.

Главный символизм такой ручки в долговечности. Она отражает одновременно и устойчивость к любым кризисам рынка, и надежность отношений между бизнес-партнерами. Это очень персональный вариант подарка.

Андрей Харсика, гендир Harsika Agency

К 500-летию Рафаэля в Pininfarina изготовили вечную ручку, на футляре которой располагался скрытый автограф мастера, он был заметен только через призму красного стекла в комплекте с ручкой. Это отсылка к творчеству самого Рафаэля: некоторые детали его картин не доступны глазу при обычном освещении.

💡 Опыт: такую ручку нам однажды заказали представители университета «Волгатех» в подарок для руководителя Мытищинского Машиностроительного Завода — их главного партнера по трудоустройству выпускников. Правда, чтобы вовремя закончить проект, пришлось добывать иллюстрации для упаковки в условиях объявленного режима ЧС из-за лесных пожаров в Мэрий Эл. О том, как заказчик рисковал ради подарка — рассказывали в этом кейсе.

Цена и ценность вечной ручки

Скрытая копия автографа Рафаэля на корпусе вечной ручки

Pininfarina — не единственный бренд, который сегодня изготавливает такой продукт. В зависимости от дизайна, сплава металлов и ложемента вечные ручки стоят от 6000 до 15 000 рублей. В корпоративной среде их используют как индивидуальный подарок на юбилей или годовщину знакового события, поэтому заказывают, как правило, единичным экземпляром.

Нужно признать честно, что в практическом смысле такая ручка почти не используется. Она тяжелее других, "грифельный след" не очень яркий, а писать такой ручкой "Здесь был Вася" на подводных камнях вряд ли кому-то захочется (наверное). Так что, вечная ручка — красивый и символичный сувенир. Вещь, которую человек никогда не купит сам себе, но которая подчеркивает его роль в стабильности бизнеса или отношениях с деловым партнером.

Так как дарят ее индивидуально, то большими тиражами не заказывают. У нас в статистике она мелькает всего 25-28 раз в год. Зато стабильно уже лет 6, не смотря на устойчивую тенденцию к практичности в корпоративных подарках. Так что, символизм в сувенирах все еще пользуется спросом. А в вечных ручках символизм действительно читабельный.

0
1 комментарий
Велоцираптор

Интересная история развевает знаменитую шутку из бесплатных газет -00Х.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда