Выбор стратегии продвижения EdTech проекта

Опыт проб и ошибок нашей школы.

Рынок онлайн образования считается одним из самых перспективных и быстрорастущих на территории СНГ.

Его стремительный рост сформировал моду на открытие собственных онлайн школ и создал популярное общественное заблуждение: «EdTech бизнес — быстрый и легкий способ увеличения собственного благосостояния». Однако, на рынке образования не все так радужно и прекрасно.

Открыв свою онлайн школу вы столкнетесь как минимум со следующими проблемами:

  • Высокая конкуренция (в России свыше 1000 школ, конкурирующих за 21 млрд рублей объема рынка).
  • Низкая покупательская способность населения.
  • Высокий уровень недоверия пользователей из-за большого количества инфобиз-проектов на рынке, обещающих легкий “успешный успех” своим слушателям.

В голове каждого маркетолога, столкнувшегося с суровой реальностью EdTech бизнеса, возникает вопрос: какую маркетинговую стратегию развития выбрать, чтобы закрепиться на рынке, противостоять конкурентам и откусить заслуженный кусок пирога.

В этой статье постараюсь поделится опытом собственных ошибок и разобрать основные маркетинговые стратегии, способные помочь выжить Edtech проекту.

Стратегия 1 — Нишевание

В условиях большой конкуренции проще всего найти не занятую нишу и запустить в ней отраслевой образовательный продукт.

Два года назад мой бизнес партнер и основатель нашей школы Наталия Ландау, обнаружив свободную нишу на рынке онлайн образования, (направление обучению образовательному менеджменту ) — запустила онлайн курс «Руководитель образовательных проектов»

Отсутствие ощутимой конкуренции в почти пустой нише обеспечило стабильный спрос на продукт при низких костах на привлечение.

Cкрин данных сквозной аналитики R​oistat по продукту "Руководитель образовательных проектов" за период 19-25 августа 2019 года.
Cкрин данных сквозной аналитики R​oistat по продукту "Руководитель образовательных проектов" за период 19-25 августа 2019 года.

Мы видим низкий CPA, существенно ниже образовательной отрасли. И дело не только в качественном и продуманном продукте, а в том что нишевые образовательные проекты продвигать значительно легче и их маркетинговые метрики будут выше рыночных.

Нишевание — хороший подход для первого опыта в образовательном бизнесе, однако, выбрав эту стратегию вы столкнетесь с подводными камнями:

  • Ждите первых конкурентов. Через несколько месяцев после запуска нашего курса “Руководитель образовательных проектов” — на рынке появился проект Нетологии - EdMarket, а через полгода аналогичный продукт запустил SkillBox.
  • Вы быстро столкнетесь с потолком рынка.

    Потолок - существенное препятствие для развития компании, а появление конкурентов лишь уменьшает максимально возможный показатель выручки, которую вы можете достичь, продвигая нишевой продукт.

Есть несколько советов, позволяющих успешно противостоять конкурентам и развиваться, если вы выбрали стратегию нишевания.

Вот некоторые из них:

  • создайте отраслевое комьюнити

Отраслевое комьюнити обеспечивает стабильный спрос на продукт, доверие к вам и создаст лояльную аудиторию, вокруг вашего бренда.

Пример, наша школа запустила ежемесячные «завтраки образователей», на которых мы собираем отраслевых специалистов.

Анонс ежемесячного "Завтраки образователя". ​
Анонс ежемесячного "Завтраки образователя". ​

Не обязательно создавать оффлайн комьюнити. Хорошо работают различные сообщества в Facebook/ Telegram. Регулярно ведите в них постинг, скидывайте интересные материалы, создавайте оффлайн встречи и организовывайте бесплатные лекции — лояльность аудитории и узнаваемость вашего бренда в отрасли вам обеспечена.

  • раздавайте бесплатные инвайты для инфлюенсеров отрасли

Ещё отличным способом развития бизнеса при выборе стратегии «нишевания» — является приглашение микро-инфлюенсеров отрасли в качестве гостей вашего курса или спикеров.

Подход обеспечит высокую узнаваемость вашего бренда в отрасли и дополнительный охват за счет соцсетей ваших лекторов, которые обязательно будут упоминать ваш продукт (если он крутой, конечно) в соцсетях.

  • Не запускайте продукт одновременно с конкурентами

Когда на занятой вами нише, появляется сильный конкурент, с ним сложно бороться. Если вы параллельно с конкурентом ведете рекламную кампанию, — то, у вас возрастают косты на клик и привлечение лидов: снижается конверсия из заявок в продажи, поскольку наличие конкурента — существенно утяжеляет процесс принятия пользователем решения.

Хороший способ нивелировать проблему - планировать даты запуска курса, так чтобы они не пересекались с датами запуска аналогичных продуктов конкурента.

Например, ваш отраслевой соперник анонсирует аналогичный нишевой курс в марте: подождите и проведите его в мае. Помимо ожидаемого количества студентов, — вы соберете и ту часть аудитории конкурента, которая по каким- то причинам не сконвертировалась в покупку его образовательного продукта до конца подогрелась или просто не успела к старту курса).

  • запускайте побочные отраслевые продукты

Когда вы достигните потолка рынка, вы столкнетесь с вызовом - как масштабировать бизнес, увеличивать обороты и финансовые показатели. Одним из способов - запуск побочных продуктов на нише на туже аудиторию.

Например, наша школа успешно проводит интенсив "Создание методических материалов" - который на прошлом потоке — собрал более 25 очных студентов и более 40 - онлайн слушателей.

Наличие уже лояльной к проекту отраслевой аудитории обеспечит достаточно хорошие метрики конверсий в покупку побочных отраслевых продуктов.

Скрин Яндекс Метрики по продвижению интенсива "Создание методических материалов​"  за март 2019. Цель - регистрация на интенсив.
Скрин Яндекс Метрики по продвижению интенсива "Создание методических материалов​"  за март 2019. Цель - регистрация на интенсив.

Стратегия 2 — Демпинг

Если вы приняли решение запустить продукт на алом и высококонкурентном рынке: например открыть свои курсы по маркетингу или дизайну, то вы в любом случае столкнетесь с ожесточенной конкуренцией, как и с небольшими школами, так и с крупными игроками отрасли: SkillBox, Нетология и тд.

В случае если ваш продукт не обладает сильными и уникальными конкурентными преимуществами, которые позволили бы выделиться - вам подойдет стратегия демпинга.

Применяя демпинг, вы анализируйте цены конкурентов на аналогичные образовательные продукты и снижайте их на 10-15 %, настраивая таргетированную рекламу на ту-же аудиторию.

Взглянем на экономику продвижения продукта — на конкурентном рынке - курс "Контент-продюсер", который мы запускали в октябре 2018 года.

Unit экономика маркетинговой кампании курса "Контент продюсер" за сентябрь 2018 года.​
Unit экономика маркетинговой кампании курса "Контент продюсер" за сентябрь 2018 года.​

Мы видим существенное подорожание метрик и меньшую конверсию при аналогичных рекламных мощностях по сравнению с подходом нишевания.

Стратегии демпинга — безусловно непростое занятие, но с ней тоже можно жить и развивать бизнес

Вот несколько советов, как выжить на алом рынке:

  1. Считайте экономику, прорабатывайте косты - максимально удешевляя трафик.

Старайтесь добится как можно большего CTR и более низкого клика.

Для этого рекомендую применять яркие и запоминающиеся креативы. Хорошо работает плейсмент сторис в Instagram. По нашему опыту он дает клик на 10-15 % дешевле. В среднем из 7-10 креативов - один оказывается самым эффективным и дает наиболее дешевый и конвертный трафик.

Cкрин рекламного кабинета в Facebook Ads​. Продвижение курса "Сторителлинг"
Cкрин рекламного кабинета в Facebook Ads​. Продвижение курса "Сторителлинг"

Еще одним способом - привлечь дешевые лиды на конкурентный продукт - является лид-магнит.

Лид-магнит - любая бесплатная услуга или материал, который с одной стороны способен дать пользователю прощупать ваш продукт и убедиться в ваших компетенциях, с другой стороны - дать вам лиды существенно дешевле по CPA - в разы меньшей, чем приобычной регистрации на курс.

Пару советов (испробованных на собственном опыте):

  • Лучший лид-магнит — демо вашего курса (записанный урок/пробное занятие). Важно, чтобы демо было качественным и содержало актуальную для целевой аудитории тему.
  • Обязательно при сборе лидов на демо — используйте “маcки” номеров, чтобы пользователи не оставляли битые номера телефонов и не существующие почты. Чтобы подтолкнуть пользователя оставить телефон, присылайте ему демо не только по почте, но и по SMS. Эта небольшая хитрость заставит его оставить настоящий номер.
СМС сообщение, которое приходит пользователям, оставившим заявку на курс "Сторителлинг" на чат-боте.
СМС сообщение, которое приходит пользователям, оставившим заявку на курс "Сторителлинг" на чат-боте.
  • Динамические скрипты.

    Используйте скрипты продаж, которые персонализированы для разных сегментов вашей аудитории.

    Например, если вы продаете курсы дизайна - помимо сегмента молодых дизайнеров, ваш курс может быть полезен и продактам (контролирующим дизайнеров в команде), и студентам, желающим получить новую профессию.

    Подготовьте для каждого сегмента персонализированный скрипт, который позволит представителю сегмента убедится в релевантности вашего продукта для его личный целей.

<p>Пример динамического скрипта на курсе “Руководитель образовательных проектов”</p>​

Пример динамического скрипта на курсе “Руководитель образовательных проектов”

  • Создайте digital воронку.

    Digital воронка - воронка продаж, которая подогревает пользователя не только через телефонные звонки, - но в первую очередь через digital- триггеры: sms, email, ретаргетинг.

    В воронке прописывайте разные сценарии поведения пользователей и настраивайте триггер на каждый из них.


    Парочку примеров:

    - Пользователь оставил заявку на курс. В таком случае - отправьте ему велком письмо (например, c информацией о преподавателях курса)

    - Если пользователь просмотрел письмо, но не оплатил/подтвердил регистрацию на курс - пришлите ему письмо с предложением пройти пробный урок.


Отрывок из digital воронки по курсу "Руководитель образовательных проектов"​
Отрывок из digital воронки по курсу "Руководитель образовательных проектов"​

Стратегия демпинга - сложна, но грамотная оптимизация и работа над ключевыми метриками, поможет вам сохранить жизнеспособность бизнеса.

Стратегия 3 — Уникальные лекторы или спикеры, не задействованные в конкурентных продуктах .

Многие маркетологи и предприниматели принимают решение попробовать преуспеть за счет привлечения уникальных спикеров, которые еще не были задействованы в конкурентных образовательных продуктах и за счет их активного использования в рекламной кампании - привлечь большее количество слушателей и завоевать большую долю рынка (или ниши)

Стратегия, безусловно, интересная, - но содержит в себе очень много подводных камней.

Во-первых, большинство лекторов, обладающих харизмой и умением выступать уже активно задействованы на рынке и преподают в школах ваших конкурентов, на конференциях или в собственных проектах.

Даже если вы сможете привлечь уникального и ценного спикера, который ещё не выступал на российском рынке, далеко не факт что через месяц или другой, когда пройдёт первый поток вашего курса, - вашего лектора не пригласят преподавать конкуренты, предложив ему больший гонорар.

Кроме того, ссылаясь на собственный опыт продаж (к сожалению не могу привести статистику), утверждаю, что слушатели почти не запоминают имена спикеров, кроме случаев когда лектор является звездой: известным писателем успешным бизнесменом с большим брендом или популярным блогером.

Маркетинговая стратегия привлечения уникальных спикеров хорошо работает только в случае, если вы можете привлечь звезду либо российского, либо мирового масштаба и подписать с ним эксклюзивный контракт.

Например, если вы подпишите знаменитость: Дудя, Наталью Синдееву (Дождь) и других - то ваш проект безусловно выделиться на алом рынке. Однако привлекая звездных спикеров вы столкнетесь с двумя сложностями:

  • звёздные лекторы, как правило, не захотят идти преподавать в молодые и не раскрученные школы.
  • они запросят большой гонорар, окупить который будет сложно. Среднее вознаграждение за одну лекцию спикера варьируется от 5 до 25 тыс руб, то гонорар за одно выступление звезды будет от 100.000 до несколько миллионов.

Данная модель работает, на рынке есть несколько успешных примеров. Самый известных их них - проект Masterclass.

Стратегия 4 — Дифференциация за счет конкурентных преимуществ.

Применяя эту стратегию, маркетологи крупных и небольших образовательных проектов стараются придумать небольшие преимущества продукта, которые могли бы выделить проект из числа многочисленных конкурентов.

Такими преимуществами могут быть занятия в мини-группах, более продуманная система мотивации студентов, более мощные методические материалы и так далее.

Однако, к сожалению, часто данная стратегия не дает бизнесу ощутимых результатов. Пользователи часто не видят существенной разницы между образовательными продуктами, не вчитываясь в тексты лендинга или промо-материалы.

Разберем на примере нашего сайта и взглянем в Яндекс Метрику:

В среднем пользователь - смотрит три экрана: заголовок, для кого курс, что пользователь получит от курса.

Карта скроллинга Яндекс Метрики курса "Руководитель образовательных проектов
Карта скроллинга Яндекс Метрики курса "Руководитель образовательных проектов
Данные по посещаемости страницы курса "Руководитель образовательных проектов". Яндекс Метрика.
Данные по посещаемости страницы курса "Руководитель образовательных проектов". Яндекс Метрика.

Средняя глубина просмотра не превышает 1,8 страницы, а время на сайте - 2 минуты. За этот промежуток времени, пользователь не успевает детально ознакомиться и понять отличие вашего продукта от конкурентов, если они не являются исключительными.

User Story: пользователь видит рекламу - кликает и переходит на лендинг курса, читает заголовок, смотрит краткую информацию (когда курс/зачем и для чего) - далее пользователь - либо сохраняет страницу в закладки, либо регистрируется (чтобы в будущем не забыть про продукт и изучить его на досуге) - либо, как правило, уходит с сайта.

Помимо данных системы веб- аналитики - мы проводили A/B тестирование путем таргетинга на одну и ту же аудиторию через лид-форму.

Cкрин из рекламного кабинета Facebook Ads.
Cкрин из рекламного кабинета Facebook Ads.

Первая лид-форма содержала описание фичи - занятий в личном кабинете. Вторая - нет, как видите результат почти идентичный.

Стратегия 5 — Личный бренд

Другой маркетинговой стратегией - является наращивание собственного мощного личного бренда основателя, на базе которого открывается своя онлайн или очная школа.

Иными словами, прокачав личный бренд, вы связывайся название вашей школы с вашим именем и выступаете главным лектором, куратором и лицом вашей школы.

Стратегии личного бренда чаще всего применяется в инфобиз продуктах, когда лицо школы пытается продавать вначале не курс, его преимущества и программу, а свои собственные успехи, рассказывая через таргетированную рекламу в соц сетях о своих феноменальных результатах в профессиональной и личной сфере и таким образом, связывая именной платный курс - с собственными успехами.

Однако, стратегия может быть эффективна не только в инфобизнесе. Например на рынке, существует именной курс CustDevMe от Ивана Замесина

За счёт узнаваемую личного бренда, который формировался годами в том числе с помощью собственного телеграмм канала - курс приобрел трастовость среди целевой аудитории и позволил Ивану успешно монетизировать личный бренд.

Однако, стоит помнить, что стратегия “личного бренда” требует долгого и сложного выхода до момента реализации.

Прежде чем начать продавать ваш продукт, необходимо создать мощный личный бренд за счет участия в конференциях, выступлениях, развития собственного блога/телеграм канала и тд.

Одним из способов, быстрой раскрутки личного бренда, активно пользуются инфобизнесмены. Начинающий лектор находит опытного наставника, который за счет собственной узнаваемости раскручивает ученика и в дальнейшем забирает весомый процент от прибыли.

Стратегия 6 — Новая Технология

Стратегия выхода на рынок с новой технологией, - на мой взгляд, самая интересная и не менее сложная.

Запуск принципиально иного образовательного продукта (за счет технологии или формата) позволяет конкурировать на алом рынке и привлечь внимание аудитории. Пользователям интересны новые форматы, они реагируют на них гораздо более живо, чем на незначительные конкурентные преимущества продукта, о которых я говорил выше.

Приведу пример, летом 2019 года наша школа начала разрабатывать курсы в новых форматах.

В сентябре мы запустили интерактивный курс на чат-боте по сторителлингу, который позволяет интерактивно осваивать гибкий навык.

Скрин курса "Сторителлинг"

Обучение через чат-бот подразумевать под собой принципиально другую механику, а именно микро и мобильное обучение, возможность учиться когда удобно, не зависеть от лекторов и времени запуска. Интерактивный чат бот позволяет взаимодействовать с контентом, а не просто слушать и читать материалы.

При запуске инновационного продукта вы рискуйте столкнутся с двумя проблемами:

  • новая технология не будет удовлетворять потребности вашей аудитории, а будет исключительно вишенкой на торте.
  • пользователи могут не понять, не оценить новый формат и не увидеть ценность вашего продукта.

Вот несколько рекомендаций - как запускать образовательные продукты нового формата.

  • Прежде чем запускать полноформатный инновационный продукт - протестируйте демо. Соберите демо-версию основного продукта и продвигая ее, проанализируйте метрики (будут ли продажи инновационного продукта, какую реакцию ваш продукт вызовет у целевой аудитории)

    Например, перед запуском полной версии чат-бот курса по сторителлингу - мы тестировали его демо-версию.

    Потратив небольшой рекламный бюджет мы привлекли более 250 пользователей меньше чем за месяц и собрали достаточное количество продаж, что убедило нас разработать полную версию продукта.

Статистика прохождения демо версии курса "Сторителлинг" на чат-боте
Статистика прохождения демо версии курса "Сторителлинг" на чат-боте
  • Каздевьте формат. До момента разработки демо, пообщайтесь с пользователями и используя фрейморк каздева и выявите потребности аудитории. Важно: новый формат/новая технология должна удовлетворять глубинные потребности аудитории (например, помогать им с трудоустройством, или решать проблему их низкого вовлечения в учебный процесс).

В ближайшее время планируем запустить курс гайд курс по таргетированной рекламе и курс по креативному мышлению на чат-боте. Если статья понравиться - расскажем про наш опыт разработки новых продуктов (про подводные камни, сложности, методы и способы каздева и успешные фреймворки)

Стратегия 7 — Инновационная бизнес модель

Другой интересной стратегией — является инновационная бизнес модель, примененная к традиционному формату обучения: онлайн/очному/вебинар курсу.

Такой бизнес моделью может быть:

  • Оплата обучения после трудоустройства. Достаточно современная бизнес модель, в которой пользователь платит за продукт, после успешного найма. На рынке, совсем не много игроков, применяющих ее. Например, школа Java, принимающая оплату со студента - после успешного трудоустройства.
  • Бесплатное обучение. Данная модель подходит образовательным проектам при крупных компаниях - например, школа 21 от Сбербанка. В ней будущие студенты проходят предварительный отбор, далее начинают процесс обучения и по окончании часть из них трудоустраивается в Сбер
  • Подписка. Популярная на западе бизнес-модель, которая в последнее время набирает обороты в России. Модель подписки подразумевает под собой ежемесячную плату за доступ к библиотеке образовательного контента, которая регулярно обновляется. В России данную модель использует HTML Academy и 4Brains, продающие годовую подписку.

Самый большой и единственный подводный камень внедрения новой бизнес модели — финансовые риски.

Большинство бизнес моделей требует долгосрочной окупаемости (например, модель оплаты курса после трудоустройства студентов) или выхода на большие масштабы (подписка). Малый предприниматель - далеко не всегда может позволить себе долгосрочные и большие инвестиции.

Надеюсь, статья была полезной и поможет вам в выборе стратегии для вашей школы. В ней постарался поделится опытом проб и ошибок нашей команды.

С уважением, совладелец Школы Full House

6
2 комментария

не читал, но осуждаю. цыгане чертовы. :D

Ответить

..цыгане-минусители - владельцы, совладельцы школы. как неожиданно. 

я вам тут хоть какое-то движение в комментах создаю...

Ответить