Владимир Маяковский — гуру российского маркетинга

Владимир Маяковский — гуру российского маркетинга

«Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы» — так говорил Владимир Маяковский — всем известный поэт, писатель, художник и, внезапно (лично для меня), талантливый рекламист своего времени.

Как-то раз в далеком 1919 году он прогуливался по Москве и увидел двухметровый плакат от РОСТА (Российское телеграфное агентство). Тут Маяковский понял, чем хочет заниматься, и немедленно устроился работать в плакатный отдел агентства.

Российское телеграфное агентство (РОСТА) — центральный информационный орган советского государства в 1918-1925 годах. Помимо распространения информации по телеграфным каналам РОСТА печатало собственные газеты, журналы и отвечало за наглядную агитацию. Они известны своими сатирическими плакатами «Окнами РОСТА».

«Окна сатиры РОСТА» со слоганом Маяковского
«Окна сатиры РОСТА» со слоганом Маяковского

Мало кто знает, что у известного поэта было художественное образование, поэтому он мог не только сочинять слоганы к агитпродукции, но и рисовать иллюстрации. Несколько лет он активно создавал агитационные плакаты на военную, социальную, производственную темы и очень быстро стал идейным вдохновителем РОСТА.

«Окна сатиры РОСТА» со слоганом Маяковского
«Окна сатиры РОСТА» со слоганом Маяковского

Рекламное агентство в тандеме с Родченко

Ну а в 1923 году, в разгар НЭП, Маяковский занялся уже коммерческой рекламой – в паре с художником Александром Родченко. Можно смело сказать, что его способности маркетолога по-особенному раскрылись именно в этом тандеме. По сути, они создали неофициальное рекламное агентство, в котором Маяковский был копирайтером, а Родченко дизайнером. Назвали его "реклам-конструкторы" и начали творить для советских предприятий.

А. Родченко и В. Маяковский
А. Родченко и В. Маяковский

Обязанности они распределили так:

- Маяковский обходит рекламодателей, собирает заказы и придумывает хлесткие рекламные слоганы;

- Родченко оформляет материалы в конструктивистском стиле.

Плакат Родченко-Маяковский
Плакат Родченко-Маяковский

Забавная ситуация из рабочего процесса «реклам-конструкторов»:

в одной из записок Маяковский пишет художнику: «Милый Родченко! «С дач» пишется без мягкого знака, а «аккуратный» — два К. Исправь, пожалуйста. В. Маяковский. Часам к 9 зайду».

Плакат Родченко-Маяковский
Плакат Родченко-Маяковский

«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи», – говорил Маяковский в 1923 году.

Плакат Родченко-Маяковский
Плакат Родченко-Маяковский

За свои плакаты и вывески «реклам-конструкторы» брали немало по советским меркам (до 200 рублей за плакат), но слишком мало, если бы речь шла о рекламе в капиталистическом обществе. Маяковский признавался: «За «Нигде, кроме» [слоган для товаров треста Моссельпром] я получил три рубля. Это в Америке за такие строчки платят сотни и тысячи долларов. У нас все должны честно получать за свой труд».

Владимир Маяковский — гуру российского маркетинга

А вот одна из самых нашумевших и скандальных работ дуэта Маяковский-Родченко ⬇

Владимир Маяковский — гуру российского маркетинга

Поэт вспоминал: «Против этого были возражения, а я говорю, что если до сих пор в деревнях кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру». И оказался прав. Продажи сосок «Резинотреста» выросли вдвое.

Больше об истории графдизайна и рекламы в нашем телеграм-канале. Кому интересно, присоединяйтесь!

1111
4 комментария

Ну вот и до чего его довела работа в рекламе?))

1
Ответить

Да уж, реклама — страшная сила...)

Ответить

Конечно Маяковский будет гуру маркетинга, зарабатывать ведь нужно, чтоб Лилчку кормить

1
Ответить

Ну, что за чушь?
Родченко со товарищи — хорош, а Маяковский в рекламе полное говно.

1
Ответить