Как подготовиться к «Черной пятнице» в EdTech: чек-лист из 31 пункта с рекомендациями топ-менеджеров рынка

Как подготовиться к «Черной пятнице» в EdTech: чек-лист из 31 пункта с рекомендациями топ-менеджеров рынка

Этот материал подготовили:

  • Spektr, аналитическое агентство, которое даст вам все инсайты edtech-рынка, способных кратно увеличить выручку вашей школы;
  • Ed.Partners, маркетинговое агентство, которое увеличит лиды и ROMI вашей школы через инфлюенс- и CPA-маркетинг в edtech;
  • xHuman, sales-агентство, которое улучшит конверсии в продажу и дополнит ваш отдел продаж в «горячие» периоды менеджерами по продажам, руководителями и специалистами отдела контроля качества из edtech;
  • Руководители маркетинга, продаж и коммерции из онлайн-школ.

Материал содержит список рекомендаций, применимых для edtech на примерах сегмента ДПО. Для других сегментов edtech-рынка, также как и не edtech-рынку, данные рекомендации также подходят.

Это копия материала, созданная специально для VC, которая была опубликована в EdTech-дайджесте: бесплатном Telegram-боте, который присылает раз в месяц аналитику edtech-рынка за прошедший месяц.

Введение

В 2023 году «Черная пятница» («Black Friday») будет проводиться 24 ноября, в 2024 — 29 ноября, в 2025 — 28 ноября. Этот день не стоит путать с «Киберпонедельником», тот проходит в последний понедельник января.

С-level

1. Проанализируйте, как прошла последняя «Черная пятница» и год в целом

Илья Сабиров
CEO маркетингового агентства Ed.Partners

Ноябрь в edtech считается самым прибыльным месяцем в году. Кто-то в шутку отмечает, что коммерция на edtech-рынке в течение года сводится к тому, чтобы заработать на ноябре. Эта мысль недалека от правды: экспериментов в этом месяце и правда должно быть минимум, а лучших практик, накопленных до этого — максимум.

Задача C-левела — вместе с аналитиками провести анализ ретроданных, в том числе данных прошлых «Черных пятниц», чтобы выделить эти самые лучше практики.

Евгения Коппель
CMO GeekBrains и Global edtech Chief Marketing Officer

Ноябрь стал рекордным месяцем с точки зрения заявок после марта, то есть после отключения Google и Facebook*. Тут несколько драйверов — и сезонный фактор, и результат сплоченной команды, и рестарт старых рабочих инструментов и механик. В первую неделю «Черная пятница» отработала достаточно стандартно.

Во вторую неделю — с 14 по 20 ноября — мы получили большое количество заявок с e-mail, прирост составил 20%. Третья неделя — с 21 по 27 ноября — тоже хорошо себя показала, но не выделялась. Акцент по базе у нас был 28–30 ноября. Максимальное количество лидов, которые мы могли собрать за полноценную неделю, мы получили за эти три дня. По сравнению с октябрем количество квалифицированных заявок в ноябре выросло на 35–37%.

Анна Старчихина
CMO Нетологии

Мы заметили, что в конце месяца пользователи активнее оплачивают курсы. Мы это связываем с получением зарплаты. В середине месяца — 10–15 числа — люди получают аванс и тратят деньги на оплату аренды, покупку продуктов. В конце месяца приходит зарплата и люди готовы больше вкладываться в образование, подписки и т. д. Поэтому очень классно работают акции, конец которых приходится на 30–31 число. Также хорошо покупают перед стартом курса. Мы связали эти два фактора и стали делать старты курсов во второй половине месяца.

Как у Нетологии менялись метрики в течение ноября 2022 года:

— Охваты ↑

— CTR без изменений

— С1 ↑

— Заявки ↑

— CPL ↓

— С2 ↑

— Time to Call (время от заявки до звонка) без изменений

— Time to Sell (время между звонком и оплатой) без изменений

— ROMI (возврат маркетинговых инвестиций) ↑

— Средний чек ↓

Лучший прирост по заявкам в ноябре по сравнению с октябрем и прошлыми месяцами этого года показал курс «Менеджер по маркетплейсам». Это один из не IT-курсов, который после февраля продемонстрировал хороший рост. Многие люди, которые хотят заниматься бизнесом, идут торговать на маркетплейсы. Также в топ профессий попали Python-разработчик, специалист по информационной безопасности, аналитик данных с нуля до middle и режиссер видеомонтажа.

На какие профессии «Черная пятница» не особо повлияла: интернет-маркетолог, тестировщик, Frontend-разработчик, Data Scientist с нуля до middle, UI/UX-дизайнер. Труднее всего масштабировать программирование и курсы по бизнес-управлению, потому что там есть небольшой рост, но не такой амбициозный, как у других юнитов.

Анна Старчихина, CMO Нетологии

2. Заранее примите решение о главных параметрах «Черной пятницы»

Можно не углубляться в детали, достаточно принять решение о трех главных параметрах:

  • размер скидки;
  • время участия в акции;
  • размер бюджетов на ноябрь.

Эти решения лучше принять еще летом. Дальнейшая детальная проработка активности допустима в сентябре и октябре.

3. Определите максимальный размер скидки

Не существует правильного ответа, какую скидку выбрать. В конечном счете вам следует сделать выбор среди трех вариантов:

  • делать одинаковые скидки на все курсы;
  • делать разные скидки в зависимости от экономики курсов;
  • не делать скидок, но сделать информационный упор на качестве курсов.

50–60% — стандартные скидки у школ в ЧП. В ноябре 2022 года мы предложили скидку в 62%, такого не было ни у кого. Это конкурентное преимущество, клиенты любят скидки и чем выше процент, тем выше конверсия. Конечно, мы закладывали риски, чтобы отстроиться от конкурентов и не просесть в чеке, мы подняли базовую стоимость и запланировали два плановых повышения цен, которые потом использовали как дополнительный оффер для «думающих» клиентов. Несмотря на калибровку скидки и цены, эти условия были самыми выгодными для клиентов за долгую историю в GeekBrains и одними из лучших на рынке.

Подумайте над ценообразованием: это будет фиксированная скидка или она будет меняться в течение месяца. Это должно быть конкурентоспособно, при этом должны быть нивелированы риски просадки среднего чека.

Евгения Коппель, Ex-CMO GeekBrains и Global edtech Chief Marketing Officer

При выборе размера скидок для «Черной пятницы» в 2022 году мы учитывали собственное исследование, чтобы не просто дать скидку 99% и получить много оплат с очень низким средним чеком. Например, у нас есть асинхронные курсы, которые записаны — пользователь смотрит вебинар и делает домашнее задание, а мы платим эксперту за проведенный вебинар и за проверку домашнего задания, и нам надо это учитывать. Поэтому наши ребята посчитали на какой конкретно курс какую оптимальную скидку мы можем дать.

Самые большие скидки у нас были на асинхронные курсы, при разработке которых тратится меньше человеческих ресурсов.

Анна Старчихина, CMO Нетологии

4. Решите, когда проводить акцию

В ДПО-сегменте «Черная пятница» все чаще приходится не на официальные дни международной активности, а почти на весь месяц.

Продлите «Черную пятницу» на месяц. Вы ничего не теряете, но при этом получите дополнительные возможности продвижения акции в каналах, которым нужно больше времени, чтобы разогнаться, а также в сложно управляемых каналах трафика (например, контекст и блогеры).

Евгения Коппель, Ex-CMO GeekBrains и Global edtech Chief Marketing Officer

Edtech — сфера, где акции проводятся постоянно, это маркетинговый инструмент. Мы понимали, что есть «Черная пятница» — конец ноября, но и весь месяц надо как-то зарабатывать. Мы расставили акционные периоды, самый эффективный из которых — 11.11. У нас была распродажа с 10 по 11 ноября.

«Черная пятница» у нас прошла с 4 по 30 ноября. Посыл «Начинаем «Черную пятницу"» у нас фигурировал с 4 по 9 ноября. Затем мы использовали заголовки ««Черная пятница" в разгаре» и «Заканчиваем »Черную пятницу»».

Анна Старчихина, CMO Нетологии

5. Придумайте концепцию «Черной пятницы»

Если существует хорошая концепция, которая могла бы продать сама по себе, просто попав в целевую аудиторию, то «Черная пятница» отработает лучше.

Примеры:
— Самое время изменить свое будущее
— Не черная, а образовательная пятница
— У нас настоящая скидка 50% / Нет фейковых скидок
— Инвестируй в себя, а не в вещи
— Исполни мечту детства и стань «название профессии»
— Тот самый повод войти в IT

6. Используйте не только скидки, но также розыгрыши и предложения от партнеров

Дмитрий Доля
Директор по продажам Skillbox

Сейчас покупатель ожидает от «Черной пятницы» больше обычного, а не просто скидок. Брендам важно удивлять клиента и повышать уровень лояльности с помощью дополнительных бенефитов.

Skillbox каждый год стремится усилить основной скидочный оффер с помощью привлечения партнеров или иных форматов. Например, в предыдущие акции мы дополнительно вовлекали покупателей с помощью подарков и скидок на покупку товаров у наших партнеров. Приобретя курс или профессию во время Черной пятницы, каждый наш пользователь мог получить скидку 10% на ноутбуки Asus, 25% на все книги издательства Литрес и 2 книги из специальной подборки бесплатно, а также 40% на уходовую косметику Clinique. В этом году Skillbox также готовит усиление основного оффера.

Реклама «Черной пятницы» у Skillbox в 2022 году
Реклама «Черной пятницы» у Skillbox в 2022 году

Если вы сможете дать что-то дополнительное, то ваш оффер будет смотреться лучше, кроме того, менеджерам отдела продаж будет, на что сослаться при «дожиме» клиента. Примеры:

  • бесплатный курс по Soft Skills;
  • расширенный тариф по цене базового;
  • бесплатные консультации и менторство;
  • скидки от партнеров, например, от онлайн-кинотеатров или от MyBook и LevelOne, как сделала Нетология в 2021 году;
  • розыгрыш техники Apple, как сделал GeekBrains в 2021 году.
<p>«Черная пятница» у Нетологии</p>

«Черная пятница» у Нетологии

<p>«Черная пятница» у GeekBrains</p>

«Черная пятница» у GeekBrains

7. Не повышайте цены на курсы прямо перед «Черной пятницей»

Не стоит повышать цены меньше, чем за месяц до «Черной пятницы», иначе можно схватить много хейта, который будет опубликован любителями пользоваться сервисами вроде Web Archive. Будет обидно оказаться в подобном списке в разгар «Черной пятницы».

8. Замотивируйте команду на продуктивную работу и чаще проводите с ней встречи

Обозначьте фокус команд на активности, подсветите ее как один из ключевых драйверов для выполнения плана заявок и плана продаж как для руководителей команд, так и для подрядчиков.

Организуйте рабочее пространство: наличие планов с каждой группы каналов трафика и контроль показателей в едином окне данных, держите руку на пульсе.

Проводите встречи два–три раза в неделю по 20 минут: все будут понимать, когда что выходит, в какие дни ожидать прирост и нужно ли дополнительно выводить команды продаж в выходные дни. Встречи позволяют в моменте брейнштормить, команды подкидывают друг другу свежие идеи или экстраполируют успешные кейсы на свои каналы.

Евгения Коппель, Ex-CMO GeekBrains и Global edtech Chief Marketing Officer

Отпуска в начале года с коллегами из маркетинга, продаж и других отделов коммерции согласуйте так, чтобы в ноябре никто не планировал отпуск. Звучит категорично, но представьте, а что будет, если в самый острый момент активности из-за SEO-правок слетел код на сайте и все цены отражаются как «₽0», а сам SEO-специалист улетел на Кубу без связи. Во время «Черной пятницы» на месте таких людей, как SEO-специалист, могут оказаться все сотрудники в вашем ведении.

Помимо людей в вашем ведении будут люди выше вас, с которыми тоже следует выстроить работу. Имейте профубедительность, чтобы убедить верхушку дать маркетингу и продажам приоритет, чтобы те же разработчики в это время поставили на паузу все, кроме коммерции. А если вас самих просят сделать что-то важное и вовсе не срочное, например, провести ребрендинг сайта до «Черной пятницы», то следует попросить перенести эту задачу на месяц и вместо этого заняться тем, что принесет деньги в пик сезона.

Илья Сабиров, CEO маркетингового агентства Ed.Partners

9. Проверьте сайт на возможность сопротивляться DDoS-атакам

Такие атаки регулярно случаются в «Черную пятницу». Перестрахуйтесь.

Перфоманс маркетинг

10. Проверьте работоспособность сайта

Когда вы видите, как люди утром выстраиваются в очередь, чтобы первыми прийти в магазин в «Черную пятницу», у вас создается впечатление, что они спешат. Покупатели в e-commerce в «Черную пятницу» ведут себя так же.

«Черная пятница» и праздничные покупки — это все, что нужно для извлечения выгоды из волнения, а медленный веб-сайт — враг волнения.

Проверьте скорость вашего сайта, чтобы у вас было время внести необходимые изменения. Быстрый способ сделать это — запустить свой сайт через Google Lighthouse или Google PageSpeed Insights.

Илья Сабиров, CEO маркетингового агентства Ed.Partners

11. Подготовьте дизайн рекламных материалов заранее

Заблаговременно подготовьте все необходимые материалы, начиная с дизайна сайта и заканчивая баннерами. Планируйте такие акции, как «Черная пятница», с точки зрения дизайна и оформления сайта сильно заранее, за два-три месяца. Так вы сможете продумать, утвердить и спокойно запустить общий визуал акции. Если «Черная пятница» — ключевой драйвер, она должна красной ниточкой проходить по всему сайту от баннеров на главной до плашек на продуктовых страницах.

Евгения Коппель, Ex-CMO GeekBrains и Global edtech Chief Marketing Officer

Имея концепцию, запросите от специалистов все возможные размеры для страниц и баннеров, которые им необходимы для «Черной пятницы», а также ТЗ на их наполнения.

Примерный минимум:

— главная страница сайта

— каталог

— каждый лендинг

— баннер-перетяжка на сайте

— pop up, который появляется через несколько секунд или при выходе со страницы


Баннеры для:

— РСЯ

— CPA-сетей

— посевов в Telegram

— рекламы VK


Картинки для:

— постов в SMM

— соцсетей

— емейлов

— чат-ботов

12. Отдельно подготовьте каталог курсов

Кто-то делает под «Черную пятницу» специальную страницу с прописанными условиями акции и кнопкой на каталог курсов, не понимая, что этой кнопкой он снижает конверсию в переход. Каталог — вторая по популярности страница сайта, логичнее адаптировать его под «Черную пятницу» и вести трафик именно туда.

Илья Сабиров, CEO маркетингового агентства Ed.Partners
<p>Адаптация каталогов курсов для «Черной пятницы» от Skillfactory в 2021 году</p>

Адаптация каталогов курсов для «Черной пятницы» от Skillfactory в 2021 году

13. Создайте сквозной баннер-перетяжку

Несмотря на то, что на вашей главной странице, в каталоге и лендингах курсов будет упоминание «Черной пятницы», необходимо что-то, что будет присутствовать на всех страницах: баннер-перетяжка. Наполнение:

  • упоминание концепции;
  • размер скидки;
  • кнопка перехода в каталог.

Важно проверить адаптацию баннера на разных устройствах и браузерах. Бывает случаи, когда баннер становится на весь экрана с «поехавшей» версткой. Хуже, если при этом пользователю почему-то нельзя будет закрыть баннер.

Как только все материалы будут готовы, первый день акции лучше посвятить подготовке сайта, чтобы успеть внести все правки на сайт и проверить их с разных устройств, а второй день посвятить рекламе. Первый день должен быть не позднее среды, чтобы запуск рекламы не пришелся прямо перед выходными.

Илья Сабиров, CEO маркетингового агентства Ed.Partners

14. В Яндекс Директе и ретаргетинге ВКонтакте поменяйте объявления, но не настройки

В контекстной рекламе мы переобули 70% текстово-графических и МКБ объявлений под акцию, сделали заранее несколько разных визуальных вариантов. Система любит, когда есть из чего выбирать. У некоторых компаний в разных нишах акция длится одну–две недели, в таком случае в контексте лучше ничего не трогать, так как нужно закладывать, что до недели может уйти на то, чтобы компании переобучились после замены креативов.

Евгения Коппель, Ex-CMO GeekBrains и Global edtech Chief Marketing Officer

15. Сделайте упор на инфлюенс

Инфлюенс-маркетинг в ноябре окупается в два раза лучше, чем в среднем по году. И в YouTube, Telegram, и в других соцсетях. Зная это, много наших рекламодателей бронируют рекламу на «Черную пятницу» за шесть месяцев до акции настолько плотно, что уже в конце октября другие школы покупают не того, кого хочется, а кто остался.

Так как блогеры в это время будут дорогими и будут говорить о «Черной пятнице» в вашей школе, будет лучше, если вы не будете обрубать себе возможность получения лидов и после акции. Для этого существует лайфхак, применимый в YouTube: сделать рекламную интеграцию на «Черную пятницу» такой, чтобы после окончания акции можно было сократить эту рекламную интеграцию в том месте, в которой блогер рассказывает про условия и сроки акции. Так реклама будет действовать и после «Черной пятницы».

Илья Сабиров, CEO маркетингового агентства Ed.Partners

16. Проработайте контентные воронки заранее

Конверсия из лида в продажи повышается к пиковому моменту «Черной пятницы» настолько, что после определенного числа пользователей лучше не прогревать вебинарами и интенсивами, а перевести трафик напрямую на лендинг курса.

В самих контентных воронках не забудьте сделать для аудитории максимальный упор на акции, что именно сейчас самый удобный момент для вхождения в профессию.

17. Позаботьтесь о качественных запусках в CPA-направлении

Елена Ермакова

У вас должны быть хорошие менеджерские качества, чтобы договориться с веб-мастерами о размещениях в первых рядах на их площадках. Подготовьте необходимые тематические креативы для рекламных кампаний веб-мастеров. Выдайте промокоды на скидки. И обязательно проконтролируйте процесс размещения (промаркированные креативы, информацию, ссылки).

Во время «Черной пятницы» некоторые веб-мастера или тематические площадки специально создают список из школ, которые участвуют в акции. Договоритесь с ними о том, чтобы войти в эти списки и быть там первыми.

<a href="https://blackfriday-russia.ru/magazini/eduction/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Каталог</a> edtech-курсов от компании «Черная пятница» 
Каталог edtech-курсов от компании «Черная пятница» 

Обратитесь к Ed.Partners, чтобы запустить CPA-маркетинг или получить больше лидов и продаж от CPA-маркетинга.

18. Подключайте PR для освещения активностей бренда

Дарья Голубева
Руководитель продуктового PR Skillbox

В мышлении многих команд «Черной пятнице» отведено исключительно маркетинговое место, однако этот инфоповод — способ оседлать real-time и получить дополнительные выходы в СМИ, а также укрепить имидж компании среди читателей классических медиа.

Во-первых, пользователи действительно изучают подборки о том, какие сервисы предоставляют скидки в ноябре, и новость об участии в «Черной пятнице» поможет лучше сориентироваться и заинтересоваться вами. Вставать в такой real-time важно заранее и предоставлять информацию в СМИ не позднее первой недели ноября.

Во-вторых, в новость про «Черную пятницу» можно интегрировать важное для компании коммуникационное сообщение, которое выгодно подсвечивает продукт и создает дополнительную ценность.

Например, одна из прошлых «Черных пятниц» стала поводом, чтобы напомнить потенциальным клиентам Skillbox о помощи с трудоустройством, которую оказывает Центр карьеры. Таким образом, с помощью внешней коммуникации покупка курса уже становится нечто большим и перерастает в возможность изменить жизнь с помощью улучшения карьеры.

<a href="https://www.thevoicemag.ru/lifestyle/stil-zhizni/razvivaemsya-s-chernoy-pyatnicey-gde-pokupat-online-kursy-i-knigi/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пример интеграции</a> Skillbox в подборку предложений в Черную пятницу
Пример интеграции Skillbox в подборку предложений в Черную пятницу

19. Перейдите в SMM на продающий контент

Поменяйте обложки и переведите контент на продающий во всех социальных сетях. Чем ближе к «Черной пятнице», тем меньше должно быть информационного контента и больше продающего.

Посты к «Черной пятнице» в 2022 году во «ВКонтакте» от Нетологии и в Telegram — от Skillbox
Посты к «Черной пятнице» в 2022 году во «ВКонтакте» от Нетологии и в Telegram — от Skillbox

20. Поменяйте аватарки везде, где можете

«Черная пятница» — время, в котором лучше что-то использовать, чем не использовать. Вы привлечете еще больше внимания, если выделитесь аватарками везде, где можете:

  • VK
  • YouTube
  • Telegram
  • соцсети группы Meta*
  • блог на Дзене
  • блог на VC

21. Адаптируйте блоги под «Черную пятницу» — и выжмите из них все

Если хотя бы 5% трафика вашего сайта приходится на блог, это значит, что стоит потратить время на адаптацию «Черной пятницы» и в блоге тоже. Используйте все имеющиеся возможности, чтобы ухватиться за посетителей и заинтересовать их акцией:

  • сделайте «чернопятничную» подложку в блоге;
  • разместите боковой баннер в блоге, ведущий на каталог;
  • выберите самые популярные статьи и укажите там информацию о скидках.

22. Раздайте скидки сотрудникам

Если вы верите в ваш продукт, проверьте, верят ли в него ваши сотрудники. Напишите объявление во внутренний чат и предложите сотрудникам промокоды на размер «чернопятничной» скидки, чтобы те раздали его своим знакомым и пригласили их к обучению. Поощрите тех сотрудников, кто набрал больше всего продаж.

Ретеншн маркетинг

23. Используйте все возможности CRM-маркетинга

CRM-маркетинг состоит не только из e-mail. В вашем ведении также могут находиться и другие контакты, которые выгодно использовать:

  • телефоны;
  • подписчики Telegram-ботов;
  • подписчики Telegram-чатов;
  • контакты в VK;
  • контакты в WhatsApp*.

24. Высылайте сегментированные письма

75% людей ищут в своем почтовом ящике скидки. Лучший способ сделать это — сегментировать список адресов электронной почты для доставки персонализированного контента.

Лучше задействовать всю базу e-mail, сегментировать ее и выслать соответствующее сегменту письмо:

  • зарегистрированным на вебинар, подписавшимся на статьи, скачавшим лидмагниты, но не купившим, в письме лучше разъяснить, почему им стоит войти в профессию и именно сейчас;
  • тем, кто оставил заявку, но не купил, следует показать, почему им стоит купить именно ваш курс и именно сейчас;
  • тем, кто уже купил, можно предложить купить другой курс со скидкой.

Заинтересуйте аудиторию рассылкой писем о новых курсах до «Черной пятницы», а в саму «Черную пятницу» пройдитесь по этой же аудитории, указав на то, что сейчас эти новые курсы можно купить и по скидке»

Не забудьте повторить «дожимную» рассылку ближе к концу активности, указав на срочность предложения.

Илья Сабиров, CEO маркетингового агентства Ed.Partners

25. Используйте «каскадную модель»

Тем, кто не открыл письма из предыдущего пункта, отправьте письмо еще раз с более агрессивным названием темы. Тем, кто и это не открыл, отправьте сообщения в WhatsApp*. Если будут те, кто не прочитал сообщения и там, то им можете отправить SMS.

26. Используйте LMS для апсейла базы купивших

Мало кто знает, а еще меньше использует, но LMS прекрасно подходит для продажи текущим студентам других курсов или переход на более дорогой тариф с «чернопятничной» скидкой. Внедрите продающий баннер в LMS заранее, чтобы использовать «чернопятничную» скидку и среди купивших.

Отдел продаж

27. Подготовьте отдел продаж заранее — рассчитайте количество менеджеров, замотивируйте и проведите обучение

Георгий Асатурян
Сооснователь xHuman – аутсорсингового отдела продаж

«Черная пятница» — это ситуация колоссальной конкуренции. Чтобы не потерять клиента, необходимо закрывать сделки день в день — а для этого отдел продаж должен работать «как часы». Этого вполне можно добиться грамотной подготовкой — вот пять рекомендаций, как это сделать.

1. Проанализируйте результаты «Черной пятницы» прошлого сезона и рассчитайте количество менеджеров и плановые конверсии, исходя из предыдущего опыта. Сформируйте дашборд с ключевыми метриками (например, «скольким лидам презентована “Черная пятница”», «сколько клиентов купили по акции» и т. д.), который будет доступен менеджерам ежедневно в период акции — так получится следить за темпом продаж в режиме реального времени. При планировании количества сотрудников лучше заложить на 20% больше на случай непредвиденных обстоятельств;

2. Заранее сформируйте сегменты базы (в том числе базы апселла и кросс-сейла), которым вы хотите предложить акцию, поручите работу с ней отдельной команде, чтобы остальные менеджеры оставались сфокусированными на новых клиентах;

3. Поработайте с мотивацией менеджеров. Пусть «Черная пятница» будет праздником не только для клиентов, но и для менеджеров, которые могут отлично заработать за время акции. Для этого продумайте систему бонусов за экстрарезультаты менеджеров и в целом поддерживайте атмосферу челленджа в команде. Устройте конкурс среди МОПов на лучший объем продаж или ставьте точечные таргеты по ключевым метрикам на всю команду – кстати, вознаграждением могут быть не только деньги, но и впечатления;

4. Если клиент не готов оплатить прямо сейчас, используйте инструмент «брони» оплаты — предложите ему внести символический возвратный залог, чтобы забронировать для него место на курсе (если это предусмотрено вашей бизнес-моделью). Так выше вероятность, что у клиента будет повод вернуться к вам, а у вас — дополнительная возможность осуществить продажу;

5. Проведите обучение по условиям акции с обязательной аттестацией. Так вы сможете быть уверены, что ваше предложение презентуется так, как надо.

Василий Рыжако

Экс-директор по продажам GeekBrains

Подогрев внутри отдела продаж строился на идее, почему эта акция крутая и почему эти условия важно донести до клиента здесь и сейчас, чтобы он не ушел подумать, а принял решение в день, когда вы ему звоните. Создание срочности и максимальной выгоды — один из главных ключей к подогреву пользователей.

В ноябре у нас были максимальные скидки за весь 2022 год. Задача была в том, чтобы расширить воронку в маркетинге. Понижение чека мы нивелировали продажей дорогих пакетов. Также мы давали дополнительную скидку в 5–10% в последние три–пять дней распродажи, чтобы дожать тех, кто еще сомневается.

Скидка — это лишь триггер, чтобы человек принял решение здесь и сейчас. Причина купить — качественная продажа продукта, компании, вас, как специалиста.

Мы готовились к «Черной пятнице» заранее: усилили подбор и адаптацию персонала. За сентябрь–октябрь взяли 25–30 новых сотрудников и готовили их по отдельной методике. Это дало свой результат. Мы переработали все поступающие заявки и не снизили скорости обработки. В последнюю неделю нам пришлось включить жесткий режим: мы увеличили число успешных звонков для каждого менеджера с 35 до 40, расширили воронку. В последнюю неделю наши 80 менеджеров делали 2 700–2 900 успешных звонков в день»

Среди прочего отдельно проработайте мотивацию менеджеров продавать день в день и научите их отвечать, почему ваш курс лучше других (в «Черную пятницу» пользователи также сравнивают ваши курсы с курсами других, но на принятие решения у них меньше времени).

28. Привлеките дополнительных менеджеров на время акции

Чтобы не нанимать менеджеров, которые после пика будут не нужны, воспользуйтесь xHuman.ru.

Данила Свиридов
Сооснователь xHuman – аутсорсингового отдела продаж

Классическая проблема бизнеса во время «Черной пятницы»: отдел продаж не справляется с потоком заявок, из-за чего часть лидов в спешке обрабатывается не так качественно, а часть вообще теряется. Чтобы равномерно распределить нагрузку по сейлзам и не терять в качестве, я рекомендую взять «подстраховку» в лице опытной удаленной команды продаж.

Если вы прогнозируете пиковую нагрузку на продажи в период «Черной пятницы», команда xHuman готова быстро и бесшовно подключиться к вашим продажам: обрабатывать заявки и работать с базой с конверсией, равной или превосходящей вашу внутреннюю. Нам доверили свои продажи более 150 edtech- и образовательных проектов из России и стран СНГ, поэтому наши менеджеры уже обладают необходимой экспертизой и понимаем рынка.

Мы предоставляем команды от 2 до 20 человек, включая руководителя удаленного отдела продаж. Интеграция удаленного ОП занимает в среднем семь дней — за это время мы изучаем ваш продукт и аудиторию, настраиваем доступ в ваши CRM и телефонию, проводим продуктовое обучение. Мотивация наших менеджеров напрямую зависит от продаж, поэтому вы платите за результат, а не за минуты на линии.

29. Следите за качеством обработки лидов ежедневно

Георгий Асатурян
Сооснователь xHuman – аутсорсингового отдела продаж

В пиковый период стоимость ошибок МОПов очень велика. Чтобы их минимизировать, нужен постоянный контроль за работой менеджеров. Поэтому очень важно подготовить к акции не только отдел продаж, но и отдел контроля качества.

Определите ключевые задачи отдела контроля качества на время проведения «Черной пятницы», а именно:

1. Определите, какие сегменты работы менеджеров ОП будет контролировать ОКК, и актуализируйте критерии под каждый из них (например, звонки, переписки, ведение CRM-системы и т. д.);

2. Проверьте актуальность критериев (все ли пункты учтены? Все ли критерии актуальны на время проведения акции?);

3. Убедитесь, что в списке критериев есть такие: «Уведомление клиента об акции», «Полноценная презентация условий акций»;

4. Опишите каждый критерий в подробностях — от детализации каждого из критериев зависит итоговое качество оценки;

5. Пропишите логику оценки каждого из критериев в баллах — определите, какое действие менеджера какому баллу соответствует;

6. Организуйте проведение калибровочной встречи между руководителем ОКК и руководителем отдела продаж, чтобы устранить разночтения критериев;

7. Заранее подготовьте таблицы оценки менеджеров в формате онлайн-документов, чтобы результаты оценки были видны в режиме реального времени и позволяли вовремя принимать меры.

Поделитесь 5-10 звонками sales-менеджеров — наша команда даст обратную связь по точкам роста отделам продаж.

Если у вас нет ОКК или вы не уверены в его эффективности, вы можете обратиться за помощью в Отдел контроля качества xHuman — и мы выделим специально обученную команду, которая сделает «дабл-чек» и подсветит потерянные лиды, а также будет оценивать работу менеджеров по вашим критериям. В конце каждого дня вы будете получать обновленный отчет со статистикой и комментариями по каждому из критериев в разрезе команды и отдельных сотрудников.

30. Под конец активности «дожмите» всех думающих

Концовка год назад была достаточно жесткая: нужно было всех прозвонить, достать тех, кого мы не достали. Весь ресурс, который пришел к нам в ноябре, мы повторно перемололи и не оставили никого из думающих. В результате мы улучшили конверсию по сравнению с октябрем, отыграли по чеку через продажи пакетов, увеличили активность, отработали весь ресурс, который пришел.

Василий Рыжако, экс-Директор по продажам GeekBrains

Все отделы вместе

31. Проведите ретро по итогам «Черной пятницы»

«Черная пятница» — рекуррентная активность. Чем лучше вы оцифруете ее результаты в этом году и сделаете больше прикладных выводов, тем лучше вы повторите ее в следующем году. Задача C-level состоит в том, чтобы инициировать ретро по всем отделам и сделать так, чтобы все это было записано.

Скачать чек-лист только в виде пунктов по подготовке (то есть без комментариев) можно по ссылке.

_________
* Meta, а также принадлежащие этой компании Facebook, Instagram и WhatsApp — организации, запрещенные на территории РФ.

10
2 комментария

Ребята, спасибо за материал! Емко, содержательно и без воды. Шлю лучи добра

2
Ответить

Огонь!

1
Ответить