Битва кремов: как сравнить свой продукт с конкурентами и понять, куда расти

Провели сравнительный анализ популярных отечественных брендов косметики, чтобы показать, как устроен анализ конкурентов на данных соцмедиа и ответы на какие вопросы он помогает получить.

Битва кремов: как сравнить свой продукт с конкурентами и понять, куда расти

Этот материал — краткая выжимка статьи о том, как анализировать конкурентов в соцмедиа. Погрузиться подробнее можно в блоге Brand Analytics.

Если вы хотите развивать продукт — узнайте у покупателей, чего они хотят, почему выбирают вас среди конкурентов и за что готовы платить больше. Чтобы получить такие данные, необязательно проводить дорогие и долгие исследования. Можно использовать автоматизированный анализ соцмедиа — соцсетей, блогов, форумов, отзовиков и геосервисов. Именно там аудитория уже рассказала всё, что думает о вашем товаре и конкурентах.

Анализ продуктов конкурентов на данных соцмедиа даёт возможность:

  • собрать живые отзывы реальных покупателей;
  • получить честную обратную связь, а не социально одобряемые ответы;
  • провести исследование быстро и получить инсайты буквально за несколько дней.
Битва кремов: как сравнить свой продукт с конкурентами и понять, куда расти

Анализ продуктов конкурентов в соцмедиа может стать дополнением и даже альтернативным способом наряду с традиционными маркетинговыми методами исследований.

Для кейса мы провели сравнение отечественных марок косметики из схожей ниши — для молодой аудитории с акцентом на экологичный подход. В анализ попали 4 896 упоминаний брендов Openface, Don’t touch my skin, Art & Faсt и Alpika в соцмедиа с 1 февраля по 15 апреля 2023 года в публикациях 2 967 авторов. Данные собраны и проанализированы с помощью системы Brand Analytics. В ходе сравнения искали ответы на такие вопросы:

  • какие марки действительно можно назвать конкурентами;
  • чем продукты — кремы для лица — сравниваемых марок нравятся и не нравятся покупателям;
  • какие продуктовые линейки брендов чаще предпочитают пользователи соцмедиа.

1. Как понять, между какими брендами реально есть конкуренция

Вы наверняка знаете своих конкурентов и можете объяснить, чем вы отличаетесь. Но что если в глазах потребителя ваши продукты закрывают разные задачи, а где-то есть компания N, о которой клиенты вспоминают, если, например, не нашли ваш продукт на полке?

Выяснить, с кем бренд действительно конкурирует за покупателя, может помочь анализ совместного упоминания в сообщениях соцмедиа. Подробное изучение публикаций, в которых две марки упоминаются одновременно, позволяет определить, кого и с кем сравнивают, и выявить пересечения целевой аудитории.

В нашем кейсе чаще всего в публикациях соцмедиа пользователи одновременно пишут о продуктах Openface и Don’t Touch My Skin. Другие марки чаще всего фигурируют в сообщениях соцмедиа отдельно, без упоминания других игроков.

Матрица совместного упоминания марок: посчитан % публикаций в соцмедиа, в которых автор пишет одновременно о двух брендах
Матрица совместного упоминания марок: посчитан % публикаций в соцмедиа, в которых автор пишет одновременно о двух брендах

У Openface и Don’t Touch My Skin высокий риск оттока клиентов к конкуренту, поскольку так или иначе их сопоставляют в публичном поле. Помочь в такой ситуации маркам могла бы выстроенная стратегия позиционирования, в которой сделан упор на конкурентные преимущества бренда и отдельных продуктов.

2. Как найти конкурентные преимущества и недостатки продукта

Определить, за что товары бренда аудитория хвалит и ценит, а за что критикует, поможет анализ продуктовых характеристик, которые чаще других попадают в поле внимания аудитории.

Сравнение свойств товаров, обсуждаемых в сообщениях в соцмедиа, помогает:

  • выявить сильные и слабые стороны продукта и конкурентов;
  • лучше понять клиентский опыт и подсветить трудности на пути клиента к покупке;
  • найти идеи, которые помогут улучшить продукт и продвижение.

В анализе брендов косметики мы рассматривали обсуждения схожих продуктов у всех марок — кремов для лица. Пользователи соцмедиа чаще всего пишут о таких свойствах или аспектах этих товаров, как:

  • Эффективность;
  • Стоимость;
  • Состав;
  • Ощущения на коже.
Ключевые характеристики кремов для лица сравниваемых марок по мнению аудитории соцмедиа
Ключевые характеристики кремов для лица сравниваемых марок по мнению аудитории соцмедиа

Для поиска идей по улучшению продукта и клиентского опыта важно не только определить характеристики товаров, но и проанализировать тональность — позитивно или негативно о них отзывается аудитория. Последующее сравнение продуктов конкурирующих марок в разрезе характеристик товаров и их тональности помогает определить конкурентные преимущества и недостатки вашего продукта.

Позитивные и негативные упоминания свойств продуктов — в разбивке по брендам
Позитивные и негативные упоминания свойств продуктов — в разбивке по брендам

Больше всего позитивных сообщений — о свойствах крема Openface. Пользователи соцмедиа отмечают его качества эффективности (хорошо увлажняет), хвалят состав и отсутствие неприятных ощущений на коже после нанесения. Также аудитория позитивно оценивает приятный запах продукта. Не нравится пользователям маленькая упаковка: средство быстро заканчивается, и из-за этого его нужно докупать.

Пользователи соцмедиа позитивно оценивают стоимость крема Art&Fact. По этой характеристике марка обгоняет лидера сравнения — Openface. Возможно, для Art&Fact было бы выигрышной стратегией использовать стоимость как конкурентное преимущество продукта, и продвигать его в рекламных кампаниях, построить вокруг него позиционирование.

Продукт Don’t Touch My Skin аудитории нравится за эффективность (свойства увлажнения) и состав. Не нравятся аудитории ощущения на коже после нанесения средства, а именно ощущение плёнки. Пользователи позитивно отзываются о новой рефил упаковке бренда — тюбиках и баночках с с возможностью пополнения.

Битва кремов: как сравнить свой продукт с конкурентами и понять, куда расти

Продукт Alpika аудитория ценит за приятную текстуру. При этом пользователям соцмедиа не нравится, что для эффективного воздействия нужно наносить много крема, и средство быстро расходуется.

Каким могло бы быть позиционирование кремов для лица сравниваемых марок по итогам конкурентного анализа продуктов:

Битва кремов: как сравнить свой продукт с конкурентами и понять, куда расти

3. Как сравнить продуктовые линейки

Какие функции товаров популярны у аудитории — используют клиенты ту или иную марку чаще для очищения или для увлажнения кожи, предпочитают пользователи скрабы или лосьоны определённого бренда и так далее. Такой анализ помогает найти сходства и различия в продуктовых линейках и понять, в каком направлении разворачивается конкуренция, а какие ниши свободны.

Объём упоминаний средств для ухода за кожей лица — по функциям
Объём упоминаний средств для ухода за кожей лица — по функциям

В нашем кейсе пользователи соцмедиа чаще пишут о таких функциях средств по уходу за лицом:

  • Openface и Alpika лидируют в задачах очищения кожи;
  • Don’t Touch My Skin отвечает за увлажнение и борьбу с высыпаниями;
  • Art&Fact — за омоложение.

Функции, которые чаще других упоминают пользователи соцмедиа в сообщениях о бренде, можно использовать как фокус в позиционировании, а также для поиска идей для новых продуктов, валидации сегментов покупателей.

В нашем примере мы проанализировали не только функции, но и формы продуктов.

Какие формы косметических средств сравниваемых брендов чаще упоминают пользователи соцмедиа
Какие формы косметических средств сравниваемых брендов чаще упоминают пользователи соцмедиа

Так, для увлажнения кожи лица у Openface помимо кремов есть гель и спрей-мист. Средства в виде гелей также фигурируют в сообщениях о Don’t Touch My Skin. У Alpika как одного из лидеров в очищении кожи пользователи соцмедиа часто упоминают пенки для умывания и пилинги. Сыворотки для лица активно упоминаются в сообщениях об Art&Fact и Don’t Touch My Skin.

Понимание, какие формы средств чаще всего обсуждают покупатели, позволит усовершенствовать привычные для аудитории средства, или предложить рынку новые продукты в удобной форме.

Итоги

Анализ конкурентов в соцмедиа позволяет буквально за несколько дней собрать и исследовать реальные и честные мнения о ваших продуктах. В результате вы сможете:

  • узнать, с кем вас действительно сравнивают покупатели;
  • выявить конкурентные преимущества товаров;
  • понять слабые места продуктов и найти точки роста;
  • обнаружить наиболее конкурентные и, наоборот, свободные ниши для развития продукта и запуска новых.

Анализ конкурентов в соцмедиа можно автоматизировать с помощью Brand Analytics. Используйте 7 дней бесплатного демонстрационного доступа, чтобы протестировать возможности системы.

44
Начать дискуссию