Загружаем сезонный бизнес заказами: как продавать воздушные шары круглый год, если их покупают только по праздникам?
Интернет-магазин шаров работал в убыток, загрузка по заказам — 33%, ДРР (доля рекламных расходов) — 55%. Бизнес зависел от сезонности, и эта проблема не решалась. Разработали методику событийной сезонности: пошаговые запуски рекламных кампаний, в зависимости от поведения потребителей. Снизили ДРР до 33%, загрузили магазин заказами на 50–100%.
Привет! Мы — МАКО ― агентство контекстной рекламы с оплатой за результат. В этом кейсе поделимся методикой событийной сезонности, которая может подойти для разных видов бизнеса.
Три вида сезонности бизнеса - от жесткой до умеренной
Каждая сезонная ниша уникальна, но, в целом, сезонность можно разделить на 3 вида:
- умеренная — 10-20% продаж зависят от колебаний спроса;
- яркая — 30-40% выручки под влиянием перепадов покупательской активности;
- жёсткая — 50-100% дохода под угрозой в периоды падения спроса.
Причины возникновения сезонных проблем тоже делятся на три: погодные (времена года), традиционные (Новый год, свадебные сезоны) и событийные (календарные даты, праздники).
Услуга нашего клиента, владеющего компанией по доставке воздушных шаров подвержена самой тяжелой форме сезонности - жесткой, да еще и с зависимостью от календарных событий.
Из-за жесткой сезонности реклама была убыточной, а магазин только на 33% загружен заказами
У нашего клиента интернет-магазин с быстрой доставкой воздушных шаров. Основным спросом пользуются композиции, букеты, фигуры и арки. Работает круглосуточная доставка за 1-3 часа.
Компания готова обработать до 40 заказов в день высокого спроса, 20-30 в периоды перед праздниками и 15-20 во все остальные дни года. На контекстную рекламу клиент готов был тратить до 40% от дохода с рекламы, при точке безубыточности в 47%.
Текущий подрядчик по контекстной рекламе загружал магазин заказами на 33% и тот работал в минус. Когда в августе 2021 г мы делали аудит, увидели, что в день поступало порядка 11-ти заказов, ДРР (доля рекламных расходов) была 55%, а доход 53 500 р./день
Перед нами стояла задача - выйти на окупаемость и на 50% загрузить магазин воздушных шаров заказами
Аудит показал, что в рекламе было много ошибок: отсутствовала стратегия сезонности спроса; использовались ключевые слова, которые тратили бюджет и не приносили ни одной конверсии; не было ремаркетинга и т.п.
Мы изучили ЦА и увидели, что 72% пользователей совершают заказ в день первого визита. Но остальным 28% требуется больше времени, и с ними нужно работать при помощи ремаркетинговых кампаний.
Клиент поставил нам 2 задачи:
- загрузить магазин сначала на 50% и далее увеличивать продажи;
- понизить ДРР и удерживать на отметке до 40%.
При этом эффективность рекламы готов был измерять только заказами через корзину, без учета звонков с сайта и сообщений в мессенджеры.
Разработали стратегию событийной сезонности — методику оптимизации рекламы для высокосезонных тематик
Сначала мы исправили технические ошибки; проработали УТП и запустили объявления с разными УТП; добавили новые типы кампаний, в том числе ремаркетинг; сделали фид для поисковых и торговых кампаний. Это все были правильные и обычные решения. Но самое главное было — разработать эффективную стратегию событийной сезонности. Путем гипотез и аналитики мы пришли к методике оптимизации рекламы по шагам. Запускаем эту систему в периоды событийного сезона.
Шаг 1: за 14 дней до дня Х
Как известно, к праздникам люди готовятся заранее. Например, перед 1-ым сентября родительские комитеты собирают деньги и ищут, где можно заказать воздушные шарики. Мы проверили все календарные даты в году через Wordstat, чтобы зафиксировать, когда спрос только начинает расти. И увидели, что обычно это происходит за 1,5 - 2 недели до события. Уточнили у клиента, он тоже подтвердил, что сталкивался с такими заблаговременными запросами.
Убедились в том, что данные о «заблаговременном» спросе были релевантны и решили этим спросом управлять. Стали запускать рекламные кампании, связанные с тематикой праздника за 1,5-2 недели до дня Х. Реклама приводила на сайт теплую аудиторию, которая пока еще только ищет, сравнивает, а заказывать доставку шаров будет только через несколько дней. Этих пользователей важно было не упустить. И все оставшееся до праздника время мы догоняли их общим ретаргетингом и смарт-баннерами. Настраивали кампании по микроконверсиям: просмотр более 5 минут или более 6 страниц/карточек.
Шаг 2: за 7 дней до дня Х
Прямо перед праздником люди максимально активизируются. И те, кто заранее не подбирал себе варианты, быстро ищут в сети предложения по воздушным шарам. Растет количество общих запросов: заказать шары, где заказать шары, доставка шаров, где купить арку из шаров, где купить шарики. На усиление спроса мы реагируем увеличением бюджета на такие общие запросы. И увеличиваем стоимость конверсии, чтобы наши объявления лучше конкурировали на аукционах.
Шаг 3: за 1-0 дней до дня Х
За 1 день или в самый день Х те, кто про праздник вообще забыл или был страшно занят, лихорадочно забрасывают в сеть срочные запросы: купить шары срочно, купить шары за 2 часа. У таких пользователей высокая конверсия в заказ, потому что времени на принятие решения уже не остается. В этот период мы усиливаем бюджет на рекламные кампании по срочным запросам.
Шаг 4: бюджет non stop
Во время затишья наши рекламные кампании работают с ограничением бюджета — 50 000 р в неделю. Но в период повышения спроса мы понимаем, что этих денег не хватит, алгоритмы могут проглотить сумму всего за 3 дня. Произойдет следующее: ограничения по бюджету сработают и рекламные кампании остановятся в самый разгар заказов. Чтобы этого не произошло мы снимаем ограничения бюджета на этот период.
Шаг 5: настройка на «черный день»
Перед началом событийного сезона мы обращаемся к настройке Яндекса «Сезонный рост конверсионности». Она появилась в конце 2021 года прямо к «Черной пятнице», рекомендуется Яндексом для распродаж и прочих всплесков спроса. Задача настройки: заранее адаптировать стратегии к резкому и краткосрочному росту конверсий. До сих пор ею мало кто пользуется, но для нас она стала must have. Смотрим аналитику, определяем период повышенного спроса и указываем ожидаемый рост конверсионности (CR). Например, мы знаем, что с 7 по 15 февраля продажи в среднем вырастут на 53% (с 15 до 32 в день). Задаем в настройках срок действия и указываем рост в процентах.
Применили методику: ДРР снизился с 55% до 33%, магазин загружен заказами на 50-100%
Благодаря сезонной методике удалось повысить ежедневные продажи до требуемого клиентом уровня (20-40 заказов из корзины), удерживать ДРР до 40%, точнее намного ниже. В течение событийного периода реклама приводит в день: по 20-30 заказов, а за 1-0 дней до события по 38-40. При этом ДРР 33%, а доход с рекламы составляет 190 800-255 100 р/день. Если сравнить с показателями августа 2021 г. (до начала нашего сотрудничества), то загрузка компании клиента заказами выросла с 33% до 50-100%, а доход с 53 500 р. до 255 000 р. в день, то есть в 5 раз.
Но случилось непредвиденное - 14 февраля вместо воздушных шаров посыпались заказы на цветы
Благодаря методике наши Товарные кампании были хорошо обучены на продажах воздушных шаров. В начале 2023 г клиент решил расширить ассортимент, и добавил на сайт раздел с цветами. Мы внесли 30 карточек с цветами в фид, который теперь состоял из 1550 товаров. Запустили рекламу по цветочному сегменту. Но основной акцент в продвижении у нас оставался на шариках.
Накануне Дня влюбленных ИИ умной кампании словно сошел с ума: начал очень активно показывать в сети объявления с цветами. На сайт посыпались заказы букетов, а по шарикам заявок становилось меньше. Видя такие примеры рекламная кампания обучалась и приводила еще больше покупателей цветов.
Доработали фид товарной кампании — восстановили работу алгоритмов и выполнили план по заказам
Причина была в том, что ко Дню влюбленных цветы пользуются большим спросом. ИИ Товарной кампании оценил разницу в популярности товаров (цветы/шарики) и выбрал сегмент цветов как приоритетный. Пришлось нам исключить 30 карточек цветов из фида и отключить отдельную кампанию по ним.
Но даже после праздника интернет-магазин еще несколько дней продавал цветы, пока эффект от рекламы не сошел по нисходящей. И потом еще немало пришлось переобучать алгоритмы. Эта история стала для нас хорошим примером обучения умной кампании на смежном продукте, который очень опасно не учитывать.
P.S. План по заказам в событийный сезон 14 февраля мы все-таки выполнили:
Если вы хотите получать больше обращений в любой сезон, мы можем сделать прогрессивный аудит и стратегию вашей контекстной рекламы.
Это бесплатно и вот чем полезно:
- Найдем технические ошибки в настройках кампаний и сегментируем их по уровню опасности: незначительные, существенные и критические;
- Изучим глубоко аналитику и найдем причины высокой стоимости лида/заказа и малого их количества;
- Важно! Предложим изменения на сайте, которые поднимут конверсию в целевые лиды;
- Разработаем стратегию контекстной рекламы с новыми точками роста, опираясь наш успешный опыт в разных нишах.
Другие наши статьи про сезонность:
«В день влюбленных ИИ сошел с ума» - 👍😂
Все потому что он человечнее чем мы думаем и тоже хочет любви в день влюбленных
Да, не все человеческое ИИ не чуждо)))
Прочитал лид. Два раза встретил незнакомую аббревиатуру ДРР и не стал дальше читать - наверное, я не ваша ЦА, коль не знаю такой элементарщины.
Евгений, спасибо за комментарий.👍 Добавили расшифровку термина.
ДРР - это доля рекламных расходов. Рассчитывается так: расходы на рекламу разделить на доход от рекламы и умножить на сто.
Спасибо. Простите мне мою необразованность (ц) Сет Гекко ;)
Евгений, да вы и не обязаны знать термины) 😎
Странно, тогда почему он не продает цветы через рекламу, хотя бы в высокий сезон? Тем более даже Яндекс ему намекнул "чувак, ты теряешь прибыль, 14 февраля надо продавать цветы, а не шарики, тем более, что они у тебя есть"
Цветы через рекламу тоже продаем. Но это не основной товар, а, скорее, вспомогательный. Бизнес клиента нацелен на воздушные шарики (закупка товара, формирование композиций, доставка) Поэтому акцент в рекламе на шарики. 😎
Подскажите, вы через Директ привлекаете трафик?
Да, в РФ мы работаем с Яндекс Директ. Для зарубежных проектов используем в основном Google Ads.
А Авито в качестве дополнительного трафика рассматривали?
Контекстная реклама (РСЯ) показывается в том числе и на авито
Это другой инструмент, нежели целенаправленный постинг на Авито
Мы продвигаем товары и на маркетплейсах: OZON и Wildberries по системе Amazon
Странно, конечно. Обычно цветы - основной товар, а шарики, подарочные коробки, букеты из конфет и прочее - сопутствующие. Ну ок. В кейсе вроде очевидные механики описаны для работы с сезонной тематикой, но хорошо, что вы их систематизировали. Полезный контент.
Спасибо, Виктор! Действительно, порой очевидные вещи лежат на поверхности, но ими не пользуются. Мы за эксперименты, системность и комплексный подход. Это работает 💪
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
Почему учитывали только заявки с сайта? Клиент пожлобился на коллтрекинг? Ведь в этой тематике наверняка есть и возрастная аудитория, которая скорее звонить будет, чем оставлять заявку на сайте.
Анастасия, да, звонки, конечно есть. Наш клиент отказался от коллтрекинга и убежден, что заявками с рекламы нужно считать только те, что поступают из корзины сайта. На том и договорились в самом начале сотрудничества.
Но так вы слепые на один глаз в плане аналитики и оптимизации кампаний( Ведь возможно, что с кампания, которая не приносит заявки, но по ней есть звонки, которых вы не видите. А не имея данных по звонкам, вы ее считаете убыточной и можете вообще отключить, и лишиться звонков...
Но это претензия конечно не к вам, а к клиенту, который не понимает своей выгоды в использовании сквозной аналитики и тем самым недополучает прибыль(
Да, Анастасия, мы всегда за максимальную оцифровку всех показателей, но к сожалению иногда не получается убедить в этом клиента. И, не смотря на то, что звонки мы не учитывали, все равно смогли достигнуть хороших показателей.😍
Я вообще не понимаю, как можно делать бизнес на одних шарах, всегда считал их сопутсвующим товаром.
Как показывает практика - можно!) Это и есть высокосезонный бизнес. А вы чем занимаетесь?
Раз в фиде были цветы и "даже после праздников интернет-магазин несколько дней продавал цветы", значит все такие не только шары продают, но и цветы тоже?
Да, Виктор, наш клиент добавил в ассортимент цветы. Всего в фиде было 1550 карточек, из которых 30 - с цветами.
если их покупают только по праздникам
...
Так-то дни рождения у нас ежедневно происходят.
Александр, вы правы, дни рождения никто не отменял) Наш клиент доставляет композиции из шариков на эти праздники тоже 👌
Вообще меня удивляет, что есть бизнес, который занимается преимущественно только гелевыми шарами. Это же не экологично...
Татьяна, спасибо за комментарий. Если будем рассуждать об экологии, тогда многие товары раскритикуем) В этом кейсе другая тема: методика рекламы для сложного бизнеса с событийной сезонностью. 😉