(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(91535427, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(91535427, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/aJIN', text: 'Повысим продажи с оплатой за результат', button: 'Начнём', color: '#cbe7f6', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Загружаем сезонный бизнес заказами: как продавать воздушные шары круглый год, если их покупают только по праздникам?

Интернет-магазин шаров работал в убыток, загрузка по заказам — 33%, ДРР (доля рекламных расходов) — 55%. Бизнес зависел от сезонности, и эта проблема не решалась. Разработали методику событийной сезонности: пошаговые запуски рекламных кампаний, в зависимости от поведения потребителей. Снизили ДРР до 33%, загрузили магазин заказами на 50–100%.

Привет! Мы — МАКО ― агентство контекстной рекламы с оплатой за результат. В этом кейсе поделимся методикой событийной сезонности, которая может подойти для разных видов бизнеса.

Три вида сезонности бизнеса - от жесткой до умеренной

Каждая сезонная ниша уникальна, но, в целом, сезонность можно разделить на 3 вида:

  • умеренная — 10-20% продаж зависят от колебаний спроса;
  • яркая — 30-40% выручки под влиянием перепадов покупательской активности;
  • жёсткая — 50-100% дохода под угрозой в периоды падения спроса.

Причины возникновения сезонных проблем тоже делятся на три: погодные (времена года), традиционные (Новый год, свадебные сезоны) и событийные (календарные даты, праздники).

Услуга нашего клиента, владеющего компанией по доставке воздушных шаров подвержена самой тяжелой форме сезонности - жесткой, да еще и с зависимостью от календарных событий.

Из-за жесткой сезонности реклама была убыточной, а магазин только на 33% загружен заказами

У нашего клиента интернет-магазин с быстрой доставкой воздушных шаров. Основным спросом пользуются композиции, букеты, фигуры и арки. Работает круглосуточная доставка за 1-3 часа.

Компания готова обработать до 40 заказов в день высокого спроса, 20-30 в периоды перед праздниками и 15-20 во все остальные дни года. На контекстную рекламу клиент готов был тратить до 40% от дохода с рекламы, при точке безубыточности в 47%.

Текущий подрядчик по контекстной рекламе загружал магазин заказами на 33% и тот работал в минус. Когда в августе 2021 г мы делали аудит, увидели, что в день поступало порядка 11-ти заказов, ДРР (доля рекламных расходов) была 55%, а доход 53 500 р./день

Перед нами стояла задача - выйти на окупаемость и на 50% загрузить магазин воздушных шаров заказами

Аудит показал, что в рекламе было много ошибок: отсутствовала стратегия сезонности спроса; использовались ключевые слова, которые тратили бюджет и не приносили ни одной конверсии; не было ремаркетинга и т.п.

Мы изучили ЦА и увидели, что 72% пользователей совершают заказ в день первого визита. Но остальным 28% требуется больше времени, и с ними нужно работать при помощи ремаркетинговых кампаний.

Клиент поставил нам 2 задачи:

  • загрузить магазин сначала на 50% и далее увеличивать продажи;
  • понизить ДРР и удерживать на отметке до 40%.

При этом эффективность рекламы готов был измерять только заказами через корзину, без учета звонков с сайта и сообщений в мессенджеры.

Разработали стратегию событийной сезонности — методику оптимизации рекламы для высокосезонных тематик

Сначала мы исправили технические ошибки; проработали УТП и запустили объявления с разными УТП; добавили новые типы кампаний, в том числе ремаркетинг; сделали фид для поисковых и торговых кампаний. Это все были правильные и обычные решения. Но самое главное было — разработать эффективную стратегию событийной сезонности. Путем гипотез и аналитики мы пришли к методике оптимизации рекламы по шагам. Запускаем эту систему в периоды событийного сезона.

Шаг 1: за 14 дней до дня Х

Как известно, к праздникам люди готовятся заранее. Например, перед 1-ым сентября родительские комитеты собирают деньги и ищут, где можно заказать воздушные шарики. Мы проверили все календарные даты в году через Wordstat, чтобы зафиксировать, когда спрос только начинает расти. И увидели, что обычно это происходит за 1,5 - 2 недели до события. Уточнили у клиента, он тоже подтвердил, что сталкивался с такими заблаговременными запросами.

Убедились в том, что данные о «заблаговременном» спросе были релевантны и решили этим спросом управлять. Стали запускать рекламные кампании, связанные с тематикой праздника за 1,5-2 недели до дня Х. Реклама приводила на сайт теплую аудиторию, которая пока еще только ищет, сравнивает, а заказывать доставку шаров будет только через несколько дней. Этих пользователей важно было не упустить. И все оставшееся до праздника время мы догоняли их общим ретаргетингом и смарт-баннерами. Настраивали кампании по микроконверсиям: просмотр более 5 минут или более 6 страниц/карточек.

Шаг 2: за 7 дней до дня Х

Прямо перед праздником люди максимально активизируются. И те, кто заранее не подбирал себе варианты, быстро ищут в сети предложения по воздушным шарам. Растет количество общих запросов: заказать шары, где заказать шары, доставка шаров, где купить арку из шаров, где купить шарики. На усиление спроса мы реагируем увеличением бюджета на такие общие запросы. И увеличиваем стоимость конверсии, чтобы наши объявления лучше конкурировали на аукционах.

Шаг 3: за 1-0 дней до дня Х

За 1 день или в самый день Х те, кто про праздник вообще забыл или был страшно занят, лихорадочно забрасывают в сеть срочные запросы: купить шары срочно, купить шары за 2 часа. У таких пользователей высокая конверсия в заказ, потому что времени на принятие решения уже не остается. В этот период мы усиливаем бюджет на рекламные кампании по срочным запросам.

Шаг 4: бюджет non stop

Во время затишья наши рекламные кампании работают с ограничением бюджета — 50 000 р в неделю. Но в период повышения спроса мы понимаем, что этих денег не хватит, алгоритмы могут проглотить сумму всего за 3 дня. Произойдет следующее: ограничения по бюджету сработают и рекламные кампании остановятся в самый разгар заказов. Чтобы этого не произошло мы снимаем ограничения бюджета на этот период.

Шаг 5: настройка на «черный день»

Перед началом событийного сезона мы обращаемся к настройке Яндекса «Сезонный рост конверсионности». Она появилась в конце 2021 года прямо к «Черной пятнице», рекомендуется Яндексом для распродаж и прочих всплесков спроса. Задача настройки: заранее адаптировать стратегии к резкому и краткосрочному росту конверсий. До сих пор ею мало кто пользуется, но для нас она стала must have. Смотрим аналитику, определяем период повышенного спроса и указываем ожидаемый рост конверсионности (CR). Например, мы знаем, что с 7 по 15 февраля продажи в среднем вырастут на 53% (с 15 до 32 в день). Задаем в настройках срок действия и указываем рост в процентах.

Применили методику: ДРР снизился с 55% до 33%, магазин загружен заказами на 50-100%

Благодаря сезонной методике удалось повысить ежедневные продажи до требуемого клиентом уровня (20-40 заказов из корзины), удерживать ДРР до 40%, точнее намного ниже. В течение событийного периода реклама приводит в день: по 20-30 заказов, а за 1-0 дней до события по 38-40. При этом ДРР 33%, а доход с рекламы составляет 190 800-255 100 р/день. Если сравнить с показателями августа 2021 г. (до начала нашего сотрудничества), то загрузка компании клиента заказами выросла с 33% до 50-100%, а доход с 53 500 р. до 255 000 р. в день, то есть в 5 раз.

Но случилось непредвиденное - 14 февраля вместо воздушных шаров посыпались заказы на цветы

Благодаря методике наши Товарные кампании были хорошо обучены на продажах воздушных шаров. В начале 2023 г клиент решил расширить ассортимент, и добавил на сайт раздел с цветами. Мы внесли 30 карточек с цветами в фид, который теперь состоял из 1550 товаров. Запустили рекламу по цветочному сегменту. Но основной акцент в продвижении у нас оставался на шариках.

Накануне Дня влюбленных ИИ умной кампании словно сошел с ума: начал очень активно показывать в сети объявления с цветами. На сайт посыпались заказы букетов, а по шарикам заявок становилось меньше. Видя такие примеры рекламная кампания обучалась и приводила еще больше покупателей цветов.

Доработали фид товарной кампании — восстановили работу алгоритмов и выполнили план по заказам

Причина была в том, что ко Дню влюбленных цветы пользуются большим спросом. ИИ Товарной кампании оценил разницу в популярности товаров (цветы/шарики) и выбрал сегмент цветов как приоритетный. Пришлось нам исключить 30 карточек цветов из фида и отключить отдельную кампанию по ним.

Но даже после праздника интернет-магазин еще несколько дней продавал цветы, пока эффект от рекламы не сошел по нисходящей. И потом еще немало пришлось переобучать алгоритмы. Эта история стала для нас хорошим примером обучения умной кампании на смежном продукте, который очень опасно не учитывать.

P.S. План по заказам в событийный сезон 14 февраля мы все-таки выполнили:

Если вы хотите получать больше обращений в любой сезон, мы можем сделать прогрессивный аудит и стратегию вашей контекстной рекламы.

Это бесплатно и вот чем полезно:

  • Найдем технические ошибки в настройках кампаний и сегментируем их по уровню опасности: незначительные, существенные и критические;
  • Изучим глубоко аналитику и найдем причины высокой стоимости лида/заказа и малого их количества;
  • Важно! Предложим изменения на сайте, которые поднимут конверсию в целевые лиды;
  • Разработаем стратегию контекстной рекламы с новыми точками роста, опираясь наш успешный опыт в разных нишах.

Другие наши статьи про сезонность:

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/aJIN', text: 'Повысим продажи с оплатой за результат', button: 'Начнём', color: '#cbe7f6', img: '1ab2e505-fa96-51cc-be70-c38b07e1ab82', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
30 комментариев
Написать комментарий...
Татьяна Яковлева

«В день влюбленных ИИ сошел с ума» - 👍😂

Ответить
Развернуть ветку
Василий Шунаев

Все потому что он человечнее чем мы думаем и тоже хочет любви в день влюбленных

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор
Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Да, не все человеческое ИИ не чуждо)))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Прочитал лид. Два раза встретил незнакомую аббревиатуру ДРР и не стал дальше читать - наверное, я не ваша ЦА, коль не знаю такой элементарщины.

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Евгений, спасибо за комментарий.👍 Добавили расшифровку термина.
ДРР - это доля рекламных расходов. Рассчитывается так: расходы на рекламу разделить на доход от рекламы и умножить на сто.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Спасибо. Простите мне мою необразованность (ц) Сет Гекко ;)

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Евгений, да вы и не обязаны знать термины) 😎

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Странно, тогда почему он не продает цветы через рекламу, хотя бы в высокий сезон? Тем более даже Яндекс ему намекнул "чувак, ты теряешь прибыль, 14 февраля надо продавать цветы, а не шарики, тем более, что они у тебя есть"

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Цветы через рекламу тоже продаем. Но это не основной товар, а, скорее, вспомогательный. Бизнес клиента нацелен на воздушные шарики (закупка товара, формирование композиций, доставка) Поэтому акцент в рекламе на шарики. 😎

Ответить
Развернуть ветку
Максим Абдрахманов

Подскажите, вы через Директ привлекаете трафик?

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Да, в РФ мы работаем с Яндекс Директ. Для зарубежных проектов используем в основном Google Ads.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Абдрахманов

А Авито в качестве дополнительного трафика рассматривали?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Контекстная реклама (РСЯ) показывается в том числе и на авито

Ответить
Развернуть ветку
Максим Абдрахманов

Это другой инструмент, нежели целенаправленный постинг на Авито

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Мы продвигаем товары и на маркетплейсах: OZON и Wildberries по системе Amazon

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Странно, конечно. Обычно цветы - основной товар, а шарики, подарочные коробки, букеты из конфет и прочее - сопутствующие. Ну ок. В кейсе вроде очевидные механики описаны для работы с сезонной тематикой, но хорошо, что вы их систематизировали. Полезный контент.

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Спасибо, Виктор! Действительно, порой очевидные вещи лежат на поверхности, но ими не пользуются. Мы за эксперименты, системность и комплексный подход. Это работает 💪

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Анастасия Баулина

Почему учитывали только заявки с сайта? Клиент пожлобился на коллтрекинг? Ведь в этой тематике наверняка есть и возрастная аудитория, которая скорее звонить будет, чем оставлять заявку на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Анастасия, да, звонки, конечно есть. Наш клиент отказался от коллтрекинга и убежден, что заявками с рекламы нужно считать только те, что поступают из корзины сайта. На том и договорились в самом начале сотрудничества.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Баулина

Но так вы слепые на один глаз в плане аналитики и оптимизации кампаний( Ведь возможно, что с кампания, которая не приносит заявки, но по ней есть звонки, которых вы не видите. А не имея данных по звонкам, вы ее считаете убыточной и можете вообще отключить, и лишиться звонков...
Но это претензия конечно не к вам, а к клиенту, который не понимает своей выгоды в использовании сквозной аналитики и тем самым недополучает прибыль(

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Да, Анастасия, мы всегда за максимальную оцифровку всех показателей, но к сожалению иногда не получается убедить в этом клиента. И, не смотря на то, что звонки мы не учитывали, все равно смогли достигнуть хороших показателей.😍

Ответить
Развернуть ветку
Werger Soft

Я вообще не понимаю, как можно делать бизнес на одних шарах, всегда считал их сопутсвующим товаром.

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Как показывает практика - можно!) Это и есть высокосезонный бизнес. А вы чем занимаетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Раз в фиде были цветы и "даже после праздников интернет-магазин несколько дней продавал цветы", значит все такие не только шары продают, но и цветы тоже?

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Да, Виктор, наш клиент добавил в ассортимент цветы. Всего в фиде было 1550 карточек, из которых 30 - с цветами.

Ответить
Развернуть ветку
Хитрый Чен

если их покупают только по праздникам
...
Так-то дни рождения у нас ежедневно происходят.

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Александр, вы правы, дни рождения никто не отменял) Наш клиент доставляет композиции из шариков на эти праздники тоже 👌

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Вообще меня удивляет, что есть бизнес, который занимается преимущественно только гелевыми шарами. Это же не экологично...

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-digital
Автор

Татьяна, спасибо за комментарий. Если будем рассуждать об экологии, тогда многие товары раскритикуем) В этом кейсе другая тема: методика рекламы для сложного бизнеса с событийной сезонностью. 😉

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда