Как использовать ChatGPT для исследования рынка в 2023 году? 20 полезных промтов для исследователей и продактов

Привет! Этот пост написан по стопам вебинара, который я провела недавно. Для многих до сих пор ChatGPT является темным лесом, хотя исследования показывают, что ChatGPT может повысить возможности сотрудников: выполнять на 12,2% больше задач, тратя на 25,1% меньше времени и получать на 40% с более качественные результаты. Как этого добиться? Именно об эффективных подсказках для исследователей и продакт-менеджеров будет идти речь в этой статье.

Ну и традиционно подписывайтесь на канал, там будет оповещение о новых вебинарах и полезностях.

Две вещи для понимания того, о чем мы будем сейчас говорить.

GPT (Generative Pre-trained Transformer) - модель, «предварительно обученная» огромными объемами текста, что позволяет улавливать контекст, семантику и сложные языковые шаблоны.

Промт или подсказка — это запрос, который вы предоставляете (обычно текстовый) при взаимодействии с GPT.

Можно просто писать запросы к ChatGPT также, как вы это делаете в поисковиках, но скорее всего это ни к чему полезному не приведет. Лучше делать это по определенным правилам.

Как использовать ChatGPT для исследования рынка в 2023 году? 20 полезных промтов для исследователей и продактов

Общие лайфхаки такие:

1. начинайте подсказку с Act as... Это позволяет управлять поведением модели и задавать контекст для взаимодействия. Идея состоит в том, чтобы заставить модель генерировать ответы, как если бы она воплощала в себе указанную роль или личность.

2. далее задайте ей задание: explain, create, describe, write, translate, summarize, predict, advise...

3. и добавьте ограничения - рекомендации по формированию результатов, нужные вам уточнения по формату.

Например:

Act as experienced product manager. Create agenda for the meeting: strategy session for the next year. Duration of the meeting is 8 hours. Provide a minute-by-minute breakdown of what to speak about.

Использование ChatGPT для анализа рынка и отрасли

Обычно анализ рынка и отрасли является сложным из-за непонимания, откуда взять данные, где найти отраслевые отчеты. Это в подавляющем количестве случаев приводит к недостаточным, устаревшим или неполным данным и, как следствие, к неправильным выводам.

Еще одной проблемой является анализ трендов, особенно в технологиях и предпочтениях клиентов.

Ну и последнее - это приведение примеров решений конкурентов как best practice, если вы так делаете, что хочу вас спросить: с чего вы взяли, что приводите примеры лучших решений?

Если вы делаете анализ совсем незнакомой отрасли, то сюда можно еще добавить незнание различных нормативных актов и правовых рамок, культурных нюансов.

Как использовать ChatGPT для исследования рынка в 2023 году? 20 полезных промтов для исследователей и продактов

Итак, как себе упростить жизнь с помощью ChatGPT.

Анализ трендов

Лучше использовать www.perplexity.ai, так как там есть линки на ресурсы.

Ловите 6 последовательных промтов (вы можете их дополнять, менять, постарайтесь описать хорошо то, что в скобках):

Act as an experienced product manager conduct comprehensive market research using reputable sources, industry reports, research publications, industry conferences, startup ecosystems and customer feedback and analyze current industry trends in [industry].

What is hot right now and everyone paying attention to?I am looking to understand issues related to [industry trend]. What are the main challenges or concerns among [segment] that are preventing them from adoption of [industry trend]?

What are some emerging trends or technologies around [industry trend] that could be leveraged for new product ideas?

Evaluate the potential impact of technologies such as [list of technologies] on [product /market].

Monitor regulatory bodies and industry associations for updates. Anticipate potential regulatory changes and their implications on [product /market].

Анализ TAM/SAM

Важный вопрос: сколько клиентов составляют потенциал для рынка? Такая оценка рынка включает определение рыночного потенциала в деньгах.

Total Available Market (TAM) или рыночный потенциал - это общий объем выручки, который может быть получен всеми продуктами, которые решают одну и ту же проблему клиентов (JTBD верхнего уровня) в течение запланированного периода (обычно года). Обычно для оценки TAM используют отраслевые исследования и отчеты (т.н. подход "сверху вниз").

Компании обеспечивают устойчивый рост доходов за счет последовательного (1) роста TAM и (2) захвата TAM.

Рост TAM происходит, когда проблема сама по себе нарастает: все больше и больше клиентов испытывает эту проблему. Например, TAM AWS растет с темпами роста потребности в создании нового облачного ПО. Для понимания роста TAM необходимо уметь оценивать рыночные тренды.

Ловите 8 последовательных промтов:

Act as a research assistant who helps me determine the total annual revenue of the [industry]. Your first task is to give me a methodology in which you can estimate this figure and highlight what information would you need to search for to get the number. Don't do any searches yet just explain.

Estimate total addressable market based on [industry description]. If you have incomplete data, make an educated guess but give me sources. Provide me with a list of top 10 companies.

Do a sanity check on the estimated annual revenue per company

Major Players: give a list of major players in the [industry] and their estimated market share.

Industry Reports: give any available industry reports or market research studies on the [industry].

Growth Rate: show historical growth rate of the [industry].

Plot a chart for annual revenue for the whole industry assuming the growth rate was stable and will be. Assume the revenue between 2010 and 2030. Currently it's 2023 so you'll need to go backwards and forward too.

Now summarize the conversation so far, explain to me step by step what you did and what educated guesses did you infer from them. The goal is to explain how this industry worksPlease provide me with the core data on the industry, in less than 200 words

Анализ прямых конкурентов и SAM

As a [product] who would be my biggest competitors? Identify the strengths and weaknesses of each competitor. Your response should be less than 200 words.

5 сил Портера

Представляет собой инструмент стратегического бизнес-анализа, который помогает определить конкурентные силы, формирующие отрасль. Эти факторы в совокупности определяют уровень конкуренции и привлекательность отрасли. Вот тут рассказываю про него подробнее.

Act as a Business Consultant from a top management company. I want you to generate a Porter's Five Forces Report on topic: [industry]
Layout the Porter's Five Forces in the following format. Give reasons why a point is included in the Porter's Five Forces.

Make the list compelling and professional.
# {topic} ## Porter's Five Forces [introduction and definition about {topic}]
### 1. Competition in the Industry [list about competition in the industry, bold - maximum of 4]
### 2. Potential for New Entrants [list of factors about Potential for New Entrants, bold - maximum of 4]
### 3. Power of Suppliers [list of factors about power of suppliers, bold - maximum of 4]
### 4. Power of Customers [list of factors about power of customers, bold - maximum of 4]
### 5. Threat of Substitutes [list of factors about threat of substitutes, bold - maximum of 4]
### Conclusion [conclusion]

Понимание целевого сегмента и JTBD

Как использовать ChatGPT для исследования рынка в 2023 году? 20 полезных промтов для исследователей и продактов

Нельзя создать продукт идеальный для абсолютно всех людей. Одним из самых больших проблем продуктов - неспособность создать воспринимаемую клиентами дифференциацию. Подавляющее большинство случаев провала продуктов происходит из-за проблемы с сегментацией рынка: предложение либо преследует не того покупателя, либо преследует правильного покупателя, но с решением проблемы, которая для них не имеет ценности. Здесь на помощь приходит фреймворк Jobs to be Done (JTBD).

Определите контексты, в которых клиенты используют продукты компании по модели JTBD, сгруппируйте клиентов по их JTBD, а не по их демографии, персонам или отношениям. Для каждого сегмента обычно может быть только три или четыре работы , которые имеют решающее значение. Это обычно как раз и означает определение общего адресного рынка, а затем его сужение на основе сегментов по JTBD.

Ловите 2 промта:

I am looking for unmet needs or problems around [problem] that a new product could address.

Act as a renounced expert on the 'Jobs to Be Done' Framework. Using your extensive knowledge and professional approach, please provide a thorough analysis for [unmet need].

Генерация вопросов для глубинного интервью и синтез ответов

JTBD выявляются в результате глубинных интервью. Ловите два промта для создания вопросов и синтеза ответов.

Генерация гайда для интервью:

Act as an experienced product manager. Using principles from The Mom Test book by Rob Fitzpatrick, create user interviews with [10] questions to do user research on people suffering from [jtbd]. Focus on questions that highlight recent experiences.

Далее все делается на базе загруженных транскриптов интервью.

Синтез ответов интервью:

Act as product manager and summaries the user feedback from customers interviews and survey details given below. Provide highlights of the customer feedback and the number of times which of these pain points were brought up. Rank them in order of the most occurring to the least occurring.

Определение потенциальных сегментов

Далее делаем предположительную поведенческую сегментацию. Ловите промт:

Act as product manager and cluster the segments based on the interview results. For each segment list included personas, and give a short description, pain points as well as common properties and most similar answers. For each segment list the solutions mentioned in the interview results.

Понимание поведения сегментов через 4 силы прогресса

Ну и напоследок. JTBD намеренно избегает упоминания конкретных решений, чтобы сначала понять процесс, через который проходят люди для решения проблемы. Только тогда компания сможет привести свои предложения в соответствие с целями и потребностями людей.

Боб Моеста был пионером школы Switch-интервью. С помощью качественных интервью метод направлен на то, чтобы проектировать основную мотивацию перехода от одного решения к другому. Затем исследователь может сделать вывод, почему люди "нанимают" решение для выполнения работы, и проанализировать силы для изменений.

"4 силы прогресса" - это концепция в рамках JTBD:

- Толчок или триггер - это текущая ситуация или обстоятельства, от которых люди хотят избавиться. Именно неудовлетворенность существующими решениями или проблемы с ними создают потребность в переменах.

- Pull - эта сила связана с видением или желаемым результатом, которого люди пытаются достичь. Это привлекательное состояние будущего, которое мотивирует людей искать новые решения.

- Тревога, которая мешают людям что-либо изменить. Это страх или неуверенность, связанные с принятием нового решения или выходом из текущей ситуации.

- Инерция: привычки, которые удерживают клиента от изменения ситуации.

Понимая эти четыре фактора, компании могут получить представление о том, почему клиенты принимают решения о переходе с одного продукта или решения на другое. Ловите промт:

I'm creating a product for [segment] to help them [desired outcome]. Help me answer the following questions:

1. What problem are we solving?

2. Pull: What 3 benefits get unlocked when this problem gets solved? What motivate people to look for better solutions, products or services?

3. Anxieties: How "expensive" is this problem, and how can we provide the solution for a fraction of the normal cost? What worries about the new solution, product or service: will it really be better?

4.Inertia: what keep people from solving this problem in their lives?

5. Trigger: What is real lived moment that people with the problem typically first experience/became aware of this problem—and how have they overcome it?

Дисклеймер по всем промтам: не надо думать, что ChatGPT сделает исследование для вас. Он помогает при рутинных исследованиях на базе существующей информации в открытых источниках, а также в формулировании и синтезе информации.

В комментариях пишите свои промты, улучшайте мои, делитесь полезной информацией с сообществом!

Что полезного расскажете еще?

Все шаблоны, а также доп. ресурсы можно посмотреть в телеграмм-канале тут.

Напишу на VС несколько разноплановых кейсов (и антикейсов) на примере продуктовых стратегий известных компаний, использования ChatGPT и мыслей интересных людей. Так что подпишитесь на Телеграм канал и vc , чтобы не пропустить.

Послушать другие выпуски подкастов можно тут, посмотреть можно на youtube-канале.

До связи!

1111
Начать дискуссию