Онлайн-сообщества в бизнесе (на примере инновационного центра OOO «PR-Vostok projekt)

аннотация

В статье рассматриваются коммуникологические аспекты создания онлайн-сообществ в бизнесе, так как в наши дни подобный тренд продолжает набирать популярность. Большинство успешных компаний уже имеют свои офлайн- или онлайн-сообщества для выстраивания отношений со своей целевой аудиторией. Однако далеко ни все владельцы бизнесов в полной мере осознают важную роль подобной бизнес-технологии в современных реалиях.

Построение и использование онлайн сообществ в коммерческих организациях представляет большой научно-исследовательский интерес, поскольку коммуникация с целевой аудиторией лежит в основе любого бизнеса.

Для более ясного понимания того, почему люди стремятся быть частью различных сообществ, достаточно вспомнить про базовые потребности каждого из нас. Человек – существо социальное, непрерывно ищущее общения с кем-то, кто имеет схожие взгляды и интересы.

Ни так давно под сообществом понималось исключительно офлайн-объединение – жители одного города или студенты одного учебного заведения. С развитием сетевых коммуникаций стали формироваться и онлайн-сообщества или как отмечает автор Войскунский А. Е., — «социальное сообщество пользователей Интернета» [2].

Сегодня социальные сети «Facebook», «ВКонтакте» и другие популярные сети общего формата объединяют не только друзей и коллег, но и незнакомых друг другу людей, имеющих что-то общее, по всему миру. Общеформатные сети привлекательны и для специалистов в области рекламы и PR, так как обладая многочисленной аудиторией, они открывают огромные рекламные возможности [1].

Существует множество профессиональных социальных сетей, а также сетей по интересам. Первые, дают возможность пользователям общаться на профессиональные темы. Вторые – уникальны тем, что объединяют пользователей по общим увлечениям. Достаточно распространены в наше время объединения людей по признаку привязанности к тому или иному бренду, то есть сообщества бренда или клиентские сообщества [4]. По мнению автора Д. Зубанкова, «более 60% брендов, внедривших сообщества, говорят о росте выручки в результате более высокого вовлечения аудитории» [3]. Следовательно, компании, которые стремились понять своего потребителя, говоря с ним на одном языке в сообществе, смогли добиться успеха в своей сфере деятельности.

Под термином «сообщество» следует понимать самоорганизующуюся офлайн или онлайн среду, в которой люди взаимодействуя друг с другом, обмениваются мыслями, мнениями, информацией по общей проблематике. Любому сообществу, как правило, присущи определенные признаки, основными из них являются: единая миссия, постоянное общение, поддержка и взаимопомощь, внутренние инициативы рис. 1.

<p>Рис. 1. Основные признаки сообщества</p>

Рис. 1. Основные признаки сообщества

Данные признаки указывают на то, что в основе построения сообществ лежит развитие, прежде всего партнерских отношений. Важно подчеркнуть, что организатор сообщества получает обратную связь от рынка и импульс для развития бизнеса.

Применительно к инновационному центру OOO «PR-Vostok project», оказывающему услуги производственно-технического назначения, в частности, метрологическое обеспечение производства, метрологический и технический аудит, тепловизионное обследование, видеонаблюдение, пожаро-охранная сигнализация и другое, создание онлайн-сообщества дало бы на наш взгляд определенные преимущества для бизнеса. Прежде всего, это возможность создания доверительных отношений, повышение лояльности к организации, увеличение аудитории, снижение цен на рекламу.

В целях демонстрации потенциальной готовности клиентов OOO «PR-Vostok project» стать частью сообщества, планируемого организацией в будущем, был проведен соцопрос (групповое анкетирование) в котором приняли участие директора заводов и предприятий, инженера, метрологи и заведующие лабораториями.

Основной блок анкеты включал в себя 2 вопроса: 1. Готовы ли ВЫ вступить в сообщество клиентов и партнеров инновационного центра OOO «PR-Vostok project»?; 2. Отметьте наиболее важные ДЛЯ СЕБЯ темы для обсуждения в сообществе? По результатам анкетирования 94% опрошенных участников ответили готовностью вступить в сообщество рис. 2.

<p>Рис. 2. Результаты опроса по 1-му вопросу</p>

Рис. 2. Результаты опроса по 1-му вопросу

Наиболее значимыми темами для обсуждения в потенцильном сообществе могли бы быть: «Законодательные изменения и разработка нормативно-правовой документации», «Возможность приобретения оборудования», «Технические характеристики (возможности) оборудования», «Обучение технического персонала работе с оборудованием и проведение семинаров», «Интеграция в международную организацию ILAC и её политика».

На основании вышеизложенного, а также учитывая специфику деятельности OOO «PR-Vostok project» и результаты проведенного опроса, мы можем прийти к выводу, что создание и построение онлайн-сообщества необходимо для организации. Онлайн-сообщество позволит напрямую обращаться к своей аудитории, совместными усилиями находить ответы на вопросы и решать возникающие проблемы.

Источники

1. Артем А. Сенаторов. Битва за подписчика «ВКонтакте»: SMM-руководство. – М.: Альпина Паблишер. 2015. – 168 с.

2. Войскунский А. Е. Гуманитарный Интернет // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. – М. : Терра-Можайск, 2000. – С. 3–10.

3. Как построить онлайн сообщество. Подробный гайд [Электронный ресурс] // vk. ru / Блог, 2022 URL: https://vc. ru/u/1338443-dmitriy-zubankov/534731-kak-postroit-onlayn-soobshchestvo-podrobnyy-gayd (дата обращения 10.11.2023)

4. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч. -информ. исслед. Отв. pед. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И. – М. , 2013. – 360 с. – (Сер. : Информация. Наука. Общество) .

2
Начать дискуссию