{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Как психологу продавать этично (Часть I)

Привет! Меня зовут Анастасия, и я совмещаю в себе несколько компетенций:

  • Профессиональный контент-маркетолог, копирайтер-смысловик, главред. Разрабатываю посадочные страницы и контент-стратегии, пишу лонгриды, помогаю компаниям продавать с помощью контента.
  • Начинающий психолог. 50 часов практики. Квалификация психолога-консультанта, образование: практическое, филиал питерского института «Гармония». Вводное обучение по гештальту (6 месяцев), личная и групповая супервизии. Сейчас я закрыла практику, учусь на соматического психолога для себя (эмбодимент подход
  • Клиент психолога с опытом. Проходила психотерапию в интегративном подходе и гештальт, была участником двух терапевтических групп, постоянный участник аутентичного движения и других форм телесной терапии, знакома на личной шкуре с семейно-системным подходом, эриксоновским гипнозом и коучингом.

Можно сказать, я — идеальный маркетолог для помогающих специалистов, потому что вижу ситуацию объемно:

  • Как клиент,
  • Как психолог,
  • Как продажник.
Анастасия Ершова
Контент-маркетолог, психолог, клиент психолога 

В этой статье расскажу, какой контент, на мой взгляд, не этичный и не полезный. II часть будет о том, как можно по-другому.

Не этично

Демонстрировать социальное превосходство

Демонстрация социального превосходства — мощнейший инструмент продаж. Покажите людям, что у вас есть роскошное тело, деньги, крутой партнер — и они понесут вам деньги. Потому что «хочу, как у него».

Я считаю, что продавать так не этично. Подобный контент увеличивает разрыв между реальным и идеализированным «я» во внутреннем мире ваших потенциальных клиентов.

Отношения между психологом и клиентом начинаются уже с контакта в социальных сетях, согласны? (а отношения есть, даже если клиент идет к вам на курс, а не в личную работу). Насколько полезным будет, если первый контакт с человеком начнется с демонстрации: посмотри, я лучше других (я лучше ТЕБЯ).

Демонстрация социального превосходства хорошо работает на продажи, но я считаю такой способ манипулятивным и не подходящим для психолога

Заметьте! Я не говорю о том, что психологу нельзя носить откровенные наряды и проявлять сексуальность. Но есть тонкая разница между «проявлять» и «демонстрировать».

Вот, например, тихая сексуальность моей любимой Славы Карпенко. Она не вызывает ощущение зависти, но влюбляет в себя окончательно и бесповоротно.

Естественная сексуальность в аккаунте психолога Славы Карпенко

Еще несколько примеров из других ниш.

Художественная сексуальность в аккаунте фотографа Кати Васильевой
Художественная сексуальность в аккаунте контент-мейкера Корниловой Кати
Кинематографичная сексуальность в аккаунте контент-мейкера @adreszanyat

Публично обсуждать клиентов

Ниже скрин из видео с канала Александра Ройтмана. Психологическое ток-шоу «PRO Личное». У видео 27 000 просмотров.

Открытая сессия в шоу Александра Ройтмана

Ток-шоу состоит из двух параллельных линий: в одной показана сессия с клиенткой, в другой — психолог обсуждает клиентку с телеведущей.

Цитаты ведущей:

— Наша героиня, Ольга, она в этом образе хорошей девочки, еще в добавок с жертвенностью, живет себе годами…

— Синдром хорошей девочки всегда соседствует с жертвенностью, как у нашей Оли?

И все в таком же духе.

Конечно, чем больше накала страстей, тем больше просмотров, эмоций, тем легче человека посадить на крючок — об этом говорит популярность телешоу «Дом-2». Но каково было Ольге смотреть ролик, где ее неоднократно называют жертвой, после того, как она обнажилась перед 27 000 зрителей Ройтмана? Пойдет ли это на пользу, или она упадет в «я — жертва, я поломанная» (в жертву как в идентичность)? Каково это будет слушать женщинам, которые узнают в Ольге себя и себя «заклеймят»?

Как часто для терапии полезно прямыми словами сказать «ты сейчас в жертве?». Как часто это помогает человеку занять взрослую позицию? Разве такие вещи не говорят только при крепком альянсе, тонко чувствуя, что с этим клиентом в этот момент времени подобная интервенция может быть продвигающей?

Вопросы оставлю открытыми. Ответы вы знаете.

Манипулировать

Ниже скрины из рилсов Марка Бартона (2,2 миллиона подписчиков). Позиционирует себя как ТОП-1 психолог России (интересно, с чего он это взял?).

ТОП-1 манипулятор России Марк Бартон

Вот что говорит психолог №1 в этом видео:

Очень многие женщины, которые живут с неразвитым сексуальным интеллектом, женщины, у которых интеллект сексуальный находится на примитивном уровне, женщины, у которых масса блоков сексуальных, масса каких-то установок, запретов, отсутствие гибкости мышления сексуального…. они сталкиваются с ситуациями, когда простите меня, ваши мужики потрахивают женщин, которые не боятся быть с ними немного распущенными

Узнала себя? Поняла, что сексуальный интеллект у тебя не развит? Почувствовала себя ущербной? Испугалась, что от тебя мужчина уйдет к более раскованной? Тогда переходи по ссылке и регистрируйся на вебинар. Товарищ Марк тебя, такую поломанную и неправильную, починит за Х рублей.

Второй пример из аккаунта Александра Шахова, 1,8 миллионов подписчиков.

Александр Шахов избавит от типа привязанности, если подписаться на его аккаунт

Вопрос подписчицы: Бывшая ставит лайки моему парню, как к этому относиться?

Ответ психолога: Это, возможно, патологическая ревность. Есть такое понятие в психологии “контаминация”. Это означает, что вы поглотили вашего парня в свою личность, то есть буквально его жизнь стала вашей жизнью. Это признаки низкой самооценки, это признаки того, что у вас тревожный тип привязанности и, возможно, того, что у вас тревожное расстройство. С вами мужчины отношений долговременных строить не будут, потому что вы будете выносить мозги. Если вы хотите узнать, как правильно поднять свою самооценку, избавиться от слияния с другим человеком, как правильно выстраивать отношения, избавиться от тревожного типа привязанности — переходите в мой профиль, подписывайтесь, ставьте лайки и поделитесь этим видео с подругами, чтобы его обсудить.

Нужно поставить лайк, чтобы ИЗБАВИТЬСЯ (!!) от тревожного типа привязанности? Как вам такая терапия?

Продажи в примерах выше строятся по одному принципу:

  • Убедить человека, что с ним что-то капитально не так (великие гуру терапии умудряются даже диагнозы ставить в рилс!)
  • Запугать последствиями (вам будут изменять, с вами не будут строить отношений и т.д.).
  • Дать решение проблемы — подписывайтесь, покупайте марафоны и все такое.

Манипуляции — отличный способ продаж, но вот к этике и профессионализму вышеуказанных блогеров — большие вопросы.

Обратите внимание: защитные механизмы они выставляют как проблему, от которой нужно ИЗБАВИТЬСЯ — что противоречит основным принципам терапии.

Выступать в роли гуру

В предыдущем разделе мы познакомились с популярными в инстаграм психологами-мужчинами.

Очень продающий и очень давящий образ гуру отношений 

Уверенность, с которой блогеры разглагольствуют об отношениях как-будто бы дает гарантию, что они точно знают, как быть счастливой. Все подобные аккаунты объединяет одинаковый персонаж — властный, «давящий» мужчина (ты будешь одна, если не….).

Большой вопрос, какие у них самих отношения с женщинами. Хочется вспомнить небезызвестного Сатья Дас. Знаете, этого гуру гармоничных отношений, который врезал слушательнице в зрительном зале сумочкой по башке?

А вот пост женщины-психолога Милы Левчук (1,4 миллиона подписчиков). Концептуально идея аккаунта похожа на рассмотренных выше гуру: она рассказывает женщинам, как построить счастливые отношения. Только вместо давящего, властного гуру — фотографии Милы с красавцем-мужем.

В одном из постов она предлагает подписчикам оценить совместимость с партнером.

Мила Левчук расскажет, сможете ли вы быть вместе с любимым

Например, если вы холерик, а ваш партнер — меланхолик, то роман будет непродолжительным. Болтливый человек будет страдать с молчуном, молчун «совершенно не пригоден для отношений» с болтуном. Никогда не сойдутся человек с долгами и гиперответственный.

Миле, видимо, нужно дать нобелевскую премию за открытие незримых фундаментальных законов.

Я предлагаю не трепаться о том, чего вы не знаете наверняка, если вы позиционируете себя как психолог. Не распространять сомнительные факты, а нести ответственность за свой контент.

Не полезно

Городить конструкции из психологических концепций

Психолог может работать в каком угодно подходе. Он может диагностировать клиента на сессии и определять в нем нарциссическую акцентуацию, ядерного шизоида и бог весть что ещё, но что происходит, когда профессиональные термины попадают в руки обывателя без знаний и опыта?

Человек читает какой-то пост и уже кричит во все стороны: «ты абьюзер», «я созависимый», «во всем виновата мама», «не трожь мои границы». И границы-то у него почему-то оказываются такими раздутыми, что не трогать их невозможно.

Он клеймит себя, обвиняет других, ставит всем диагнозы, не совсем понимая, о чем вообще речь, ведь большинство концепций психологии становятся осязаемыми только на практике, в живом опыте.

Так называемые «полезные» посты часто создают искаженную линзу восприятия.

Вот, например, пост из аккаунта популярного сервиса «Ясно».

Пост-разоблачение для тех, кто думал, что выбрал партнера по сердцу

«Ясно» пишет:

ПАРТНЕР СТАРШЕ. Почему мы выбирает таких?

Первый объект любви — это родительская фигура. Неудивительно, что во взрослой жизни мы часто разыгрываем с партнером то, что не «доиграли» с родителями..... И тогда разница в возрасте на руку: гораздо проще «увидеть» родительскую фигуру в партнере старше..... Выбор партнера может быть связан с фиксацией на одной из стадий психосексуального развития...... Мы можем надеяться, что партнер старше компенсирует дефицит, то есть то, что мы недополучили от родителей.... Или что рядом с ним мы излечим или переиграем травму из прошлого.... В любом случае предстоит понять, что лично вам привлекает в человеке старше.... какая непрожитая вами боль утихает в его объятьях......

Наше желание получать заботу — нормально. В любых отношениях присутствуют детско-родительские компоненты, но в здоровых отношениях это — детали, а не основа.

Теперь представьте, что заходит в аккаунт девушка, которая вышла замуж за мужчину старше ее на 15-20 лет. И вы ей с бухты барахты говорите: ты его выбрала не потому что он тебе нужен, а потому что отца тебе не хватает. И вообще твои отношения нездоровые, они детско-родительские.

Зачем вы ей это говорите? Не обесценивает ли эта информация ее чувства, ее отношения? Ради чего вы опубликовали этот контент?

Мне непонятно. Если вам понятно, напишите в комментариях.

Опять же, такой контент может быть продающим. «Ясно» демонстрирует экспертность, «Ясно» разбирает людей на косточки, копается у них в душе и в мозгах, ставит им диагнозы. Но пользу не несет, а вот вред — возможно.

Я не предлагаю совсем отказаться от терминов и теории. Но используйте их осторожно и всегда задавайте себе вопрос: Зачем размещать эту информацию? Как она повлияет на читателя? Как преподнести информацию объемно, чтобы читатель мог правильно ее воспринять?

Например, вот в этом посте — какое-то нагромождение теории.

Громоздкие психологические конструкции в аккаунте «Ясно»

Много психоаналитической теории. Максимум, что с ней можно сделать — заняться самокопанием и самораскапыванием. Как это может быть полезно человеку, который ищет лекарство от своих страданий?

В то же самое время, термины и теория появляются в живом интервью с психологом, но там уже нет таких концептуальных нагромождений, и все звучит по-другому. Становится живым, понятным и полезным.

Подкаст про отношения из аккаунта «Ясно» 

В следующей статье (часть II) я подробно расскажу, что вместо, какой контент можно назвать и этичным, и продающим. Забегая вперед, приведу один пример — живая, реальная история.

Живые истории в аккаунте «Ясно» как альтернатива холодной и запутанной теории

Послушайте, что рассказывает Оля Маркес:

Мои воспоминания о маме связаны с физическими ощущениями любви, заботы, безопасности, чего-то очень мягкого и прекрасного... Когда мне было четыре, мама поехала рожать брата и исчезла — и я ждала и ждала. Я попала в петлю бесконечного ожидания, которое ничем не завершилось.

Мне не сообщили сразу, что мама не пропала, а умерла. Спустя время в доме появилась женщина, и мне сказали, что это — моя мама, просто она поменяла внешность.

Вместо сухих психологических конструкций — живая история, которая вызывает чувства и приглашает читателя расширить спектр его представлений о жизни.

Во всем обвинять родителей

Например, в аккаунте «Ясно» чуть ли не про каждую психологическую проблему есть рассказ о том, как она возникла в детстве и почему. Виноваты всегда родители, при этом нет фокуса на то, что любые родители ребенку дали и что-то хорошее.

«Ясно» расскажет, что не так сделали ваши родители

В качестве альтернативного примера хочу привести выставку-спектакль «Мам, привет».

Автор (Виктория Привалова) взяла 10+ интервью со взрослыми мужчинами и женщинами. Они рассказали истории про своих мам. Под каждую историю команда Виктории подготовила экспонат. Например, ребенком интервьюер прятался в шкафу. На выставке Виктория поставила шкаф. Посетителям выставки выдавались аудиогиды с записанными интервью. Каждый экспонат пронумерован. Допустим, история про шкаф была под номером 15. И шкаф — экспонат №15. Залазишь в шкаф, включаешь трек, слушаешь чью-то историю и представляешь себя на месте этого человека.

Один из экспонатов выставки «Мам, привет»

На выставке были живые истории: сложные, неоднозначные, теплые, нежные, грустные, с обидой, с любовью, про насилие и про благодарность — самые разные. Отношения с мамой были представлены во всем многообразии их проявлений. А вместо ледяного психоаналитического текста — чувства.

Живая история про маму на выставке «Мам, привет»

В специально отведенных местах посетителям выставки предлагалось написать на заметках слова, которые они мечтали услышать от мамы или которые хотели бы сказать.

На заметке можно было написать слова, которые хочется услышать от мамы

Давайте не будем демонизировать родители. Далеко не всегда людям полезно знать, что такого плохого они сделали.

Подчеркну: я не предлагаю вообще не говорить о родителях и детстве. Но если говорить — то многогранно. И напоминать: «Вам дали океан, а вы считаете капли» (по выражению Берта Хеллингера).

Я рассказала, какие продажи считаю не этичными и не полезными и чуть-чуть затронула тему, как можно по-другому. Во второй части статьи поговорим об этом подробнее. Жду ваши отклики в комментариях. Не соглашайтесь со мной, конфронтируйте, пишите вопросы, кидайте на разбор свои сайты и аккаунты. Скажите, нужна ли вторая часть статьи. Жду.

Связаться со мной можно через телеграмм

0
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анастасия Ершова
Автор

Полностью согласна

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анастасия Ершова
Автор

Какая ошибка?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда