Профессия: маркетолог, Или как сделать успешную карьеру в маркетинге

Маркетинг до сих пор для непосвященных — белое пятно на карте бизнеса. И в качестве профессии, и в качестве функции бизнеса, и в качестве сотрудников, ее воплощающих.

Что такое маркетинг? Каковы его сферы ответственности в компании? Какие бывают маркетологи и чем они занимаются?

В этом материале делюсь двадцатилетним опытом с теми, кто выбирает карьеру, и видит маркетинг как опцию. И руководители бизнесов, нанимающие маркетологов, точно могут вынести полезности, лучше поняв, кто им нужен в компании.

Тот, кого владелец бизнеса хочет громко назвать маркетологом, может чудесным образом оказаться необходимым компании узкопрофильным специалистом (SMM, контекст, SEO и пр.), аналитиком, продукт- или бренд-менеджером, рекламщиком, медийщиком, исследователем, трейд-маркетологом, PR или BTL-менеджером, пресс-секретарем, категорийным менеджером… Или вообще не маркетологом!

К моему сожалению, часто функционал маркетинга в компании сводится к рекламе и продвижению. Даже своим бабушкам я так объяснял свою работу, когда спрашивали. Из ограниченности этого подхода потом появляются отдельные дирекции по продуктам, сервису, клиентскому обслуживанию — опыту — счастью… Хотя в целом все это — части комплекса качественного, полноценного маркетинга.

В рамках собственной методологии я делю маркетинг на две больших части: маркетинг Смыслов и маркетинг Инструментов.

Понимание клиента, его потребностей, и наши бренды с продуктами как ответ, знание рынка, конкуренции, каналы коммуникации, продаж, сервис — главные Смыслы, формирующие ценность любого дела. Это именно то, что клиент готов обменять на свои деньги. Смыслы формируются внутри каждого бизнеса. Никакой внешний советник-консультант не сделает эту работу так, как сделает компания сама для себя. Зато консультант точно может помочь компании собрать Смыслы воедино.

Когда компания понимает Смыслы, ЧТО хочет сказать клиенту, дальше уже дело техники — КАК, какими Инструментами эти Смыслы донести до него. Специалисты, занимающиеся маркетинговыми инструментами, могут находиться и внутри компании, и за ее пределами. В этой части маркетинга это позволительно.

В целом в рамках маркетинга есть несколько направлений, в которых может развиваться специалист.

Начнем с возможности попасть в профессию. Человек вообще без опыта работы может закончить ВУЗ по специальности маркетинга (который вряд ли даст подготовку для реальной работы) или специализированные курсы/программы по маркетингу, что есть на любом рынке, даже у меня. И дальше искать позицию а-ля ассистента маркетолога, джуниора (junior). Есть компании, которые либо заинтересованы в очень недорогом труде, либо любят растить для себя сотрудников с нуля. Они — шанс новичков. На начальные позиции берут людей за их личные качества, а не профессиональные знания-навыки.

Отдельная тема — это программы стажировок, бесплатные или за совсем условные деньги, которые время от времени любят организовывать большие, часто международные компании. Чтобы их найти — отслеживайте сайты конкретных компаний, заинтересовавших вас, пишите вопросы контактам, указанным на сайтах.

Следующая возможность — переход в маркетинг — есть у сотрудников, работающих в других подразделениях компании, продажах, сервисе, HR, других функциях. Это так называемый горизонтальный рост в рамках компании. Обычно такие ребята тоже приходят в маркетинг на начальные позиции, не имея опыта в новой сфере. Как движение происходит в реальности? Зачастую по личной инициативе заинтересованного сотрудника, проявленной и обсужденной с руководством маркетинга и HRами. Если все участники заинтересованы — переход состоится.

Есть еще один вид условно горизонтального роста, уже внешний. И называется он “агентство — клиент”. У маркетологов,работающих в компаниях, в подавляющем большинстве случаев есть внешние помощники-агентства — маркетинговые, рекламные, брендинговые, медийные, PR и прочие. Соответственно, есть постоянная миграция между маркетологами компаний-клиентов и сотрудниками агентств. Кстати, для маркетолога очень полезно побывать на обеих сторонах “баррикад”, молодежи точно рекомендую. Во-первых, можно определиться, где интереснее, работа совсем разная. Во-вторых, опыт и понимание специфики и потребностей всех участников процесса очень полезен для выстраивания эффективных процессов взаимодействия.

Следующими в моем списке идут узкоспециализированные профессионалы — как в онлайне, так и в оффлайне. Эти ребята — те самые маркетологи, которые работают глубоко с достаточно узким набором инструментов, в котором являются профи. Примеров таких специализаций очень и очень много: SEO-, SMM-, PPC-маркетологи, аналитики, рекламисты, медийные профи, BTL, PR, трейд-маркетологи и многие другие.

Такие специалисты могут быть как в штате конкретного бизнеса, так и работать фрилансерами одновременно на несколько компаний/проектов. Еще одна важная тенденция — с текущим уровнем развития онлайн-коммуникаций все больше людей (особенно молодежь) предпочитают удаленную работу офисной, той, которая пять дней в неделю с 9 до 18 плюс время на дорогу. Узкий специалист в диджитале реально может работать где угодно, имея компьютер и интернет. При соблюдении определенных условий взаимодействия такая работа не менее качественна, чем живое присутствие. Мой прогноз — все больше современных бизнесов будут выстраивать более свободное взаимодействие с частью сотрудников. Владельцам точно стоит сживаться с этой мыслью и начинать экспериментировать.

Следующая категория сотрудников мне по опыту особо близка. Это ребята, которые управляют широким спектром маркетинговых инструментов, отвечая “от и до” за полноценный бренд и/или продукт. Соответственно, часто их называют продукт- или бренд-менеджерами. Часть из них вырастают из узких специалистов, становясь так называемыми Т-специалистами, где вертикальная палочка в букве Т означает глубокую узкую экспертизу в узкой теме, горизонтальная — базовые знания в разных областях маркетинга. Другая часть специалистов по удачному стечению обстоятельств изначально выращиваются таковыми в компаниях. Я как раз из таких 🙂

Лучший образ для таких маркетологов — дирижеры, управляющие “оркестром” внутренних узких специалистов и внешних помощников (фрилансеров, агентств). Ключевая деятельность «дирижеров» — формирование целостной стратегии развития продукта/бренда, создание планов реализации, их проектный менеджмент, контроль и анализ.

Кстати, по моему мнению, именно эти специалисты все реже растут на рынке, и от этого немногие существующие становятся все более ценны для собственников бизнесов. Потому, что они видят и понимают маркетинг как целостную функцию в составе бизнеса, и готовы нести ответственность за клиентов и доходы компании, а не за “лайки” или “лиды”, как мыслят узкие специалисты. Собственно поэтому сейчас мои деятельность и образовательный проект lightHouse.team направлены на подготовку именно такого класса профессионалов, как очень востребованного.

Следующий этап карьеры маркетолога — управленческий, менеджерский — начальник отдела маркетинга (middle level) и директор по маркетингу (top level).

Важно помнить, что навыки-умения-знания специалиста по маркетингу и управленца командой людей — совершенно разные виды компетенций. Бывает, что повышая человека до позиции руководителя, компания теряет хорошего специалиста и получает слабого менеджера. Далеко не всем сотрудникам стоит стремится быть начальниками. Знаю множество прекрасных, ценных, опытных, хорошо зарабатывающих сотрудников, которые отлично развиваются и без управления другими людьми.

В целом суть работы начальника отдела и директора по маркетингу близка — управление определенным количеством маркетологов. Во втором случае скорее всего спектр задач и ответственности будет шире, возможно управление несколькими начальниками отделов в составе дирекции по маркетингу. Все зависит от размеров компании и фантазии владельца вместе с ТОП-командой, которые придумывают структуры.

Ну и последний уровень для маркетолога — “уровень Бога” - позиция генерального директора (CEO) в наемном бизнесе или запуск своих собственных бизнесов, в которых он становится владельцем и/или инвестором.

Скажу, что из коммерсантов — маркетологов и продажников — получаются отличные генеральные директора. Потому, что со своим опытом именно они понимают своих клиентов, их потребности. И настраивают весь бизнес так, чтобы эти потребности удовлетворять максимально полно и качественно. Из этих-то парадигм и формируется успешное дело.

Подводя итог материала, хочу сказать, что все люди разные. Те, кто будет читать этот материал, не исключение 🙂 Маркетинг — одна из самых интересных, активных, креативных, человечных профессий. Спектр задач и функционала широк настолько, что каждый может себе найти свою работу по Душе. Выбирайте то, что будете делать с удовольствием, каждый день двигаясь в развитии — и Ваши результаты точно не заставят себя ждать.

А перед тем, как решать, какие нужны маркетологи в компании, вы можете проверить статус вашего маркетинга по чек-листу, которым безвозмездно делюсь.

Всем нам — осознанного развития!

55
1 комментарий

Благодарю за очень полезную статью!

Ответить