Убьют ли нейросети SEO и SERM?

Байков Дмитрий (Head of reputation management projects) Компания - Puppet-agency.ru

SEO (оптимизация поисковой выдачи) и SERM (репутационный менеджмент) идут рука об руку. Когда компания хочет поднять свою репутацию в сети, главным инструментом всех агентств становится именно SEO.

Одна проблема – скоро не будет ни репутационных агентств, ни репутации как таковой. На их место придет всемогущий искусственный интеллект. Это раньше можно было настраивать выдачу, скрывать неудобные факты и устранять заказуху. В мире под властью AI все будет честно, непредвзято и объективно.

Хочешь узнать все плюсы и минусы производителя мебели? Один запрос, и перед тобой будет четкая и короткая выдержка со всей нужной информацией. Условно, как Featured Snippet от Google на скриншоте ниже.

Убьют ли нейросети SEO и SERM?

Зачем переходить на сайты, когда всю нужную информацию можно будет найти в поисковике. В тот же Bing ведь уже интегрировали урезанную версию ChatGPT.

Что же значит, нам в Puppet Agency пора искать новую работу? Все не так просто. Массовая истерия с искусственным интеллектом, захватившая инфополе в начале года, наконец-то утихла. И хотя аналитики верят, что OpenAI, компания, создавшая ChatGPT, к концу десятилетия будет стоить $1 трлн, закрывать SEO пока не стоит.

В этой статье я расскажу, почему не нужно бояться нейросетей, в чем ошибаются паникеры, и как на самом деле изменится российский SEO и SERM в ближайшие годы.

Откуда данные, Лебовски.

Для начала давайте поймем, что такое ChatGPT.

Есть AI – самый широкий термин для технологий, которые симулируют искусственный интеллект.

Спускаемся на уровень ниже – НЛП и Machine Learning. Первое позволяет понимать, интерпретировать и генерировать данные. Машинное обучение же тренирует алгоритмы, чтобы делать предсказания на основе полученных данных.

Так вот, пересечение НЛП и Machine Learning в рамках ИИ – это так называемый Deep Learning, в который подпадают нейросети. В случае ChatGPT, это еще и Large Language Model. Короче говоря, очень крутая и эффективная технология для обобщения и генерации контента.

Почему это было важно проговорить. В случае того же гугловского Featured Snippet, речь шла именно об обобщении. Главная фишка ChatGPT – генерация.

Поэтому первое, что действительно изменится в SERM и SEO – это контент и его создатели. Биржи фриланса и 3 рубля за слово – всему этому жить осталось недолго. Месячная подписка на ChatGPT окупит работу десятка непрофильных копирайтеров. Меньше ошибок, больше творчества, работа без выходных – работодатель всегда выберет машину, или, по крайней мере, человека, который умеет хорошо с этой машиной работать.

С профильными экспертами все сложнее. Как известно, ChatGPT страдает болезнью выдумщика – если сетке не хватает открытых данных, то она начинает буквально придумывать ответы на ходу. Поэтому узкопрофильные статьи о ремонте стартеров или тонкостях утилизации золошлаковых отходов машина написать не сможет. По крайней мере, в ближайшее время.

Ну хорошо, а что тогда будет с обобщением контента? В этом то и суть – ничего не изменится. Открытые данные оптимизировали и до ChatGPT, будут оптимизировать и с ним.

Нейросеть уже множество раз упрекали в распространении популярных в сети мифов, легенд и объективных фейков. По заветам Геббельса, если много раз повторять ложь, люди начинают в нее верить. Ну, и нейросети в том числе.

Холодная война между экспертами SEO и нейросетями точно выйдет на новый уровень. Взламывать алгоритмы будет сложнее, но все так же возможно. Тем не менее, это все разговоры про долгосрок. Потому что пока нейросети гораздо глупее, чем нам кажется.

А был ли мальчик?

Если вы пользовались нейросетью в работе, вы наверняка замечали, что она, конечно, крутая. Но в специфических вопросах начинает выдавать общие формулировки, которые часто вообще не к месту. Вот, например, как она отвечает на главный вопрос всей этой статьи. Никак не отвечает.

Убьют ли нейросети SEO и SERM?

Да, ее можно и дальше пытать уточняющими вопросами, но суть дела не изменится.

Нейросети могут хорошо отвечать на базовые вопросы: как приготовить стейк, зачем носить шапку зимой, и почему нельзя понижать градус. Но стоит копнуть, и образ вездесущей нейросети начинает рушиться.

Не забываем, что ChatGPT тренируется на данных до января прошлого года. Тем не менее, их, наверное, должно хватить, чтобы ответить на довольно бытовой вопрос о сетевых дистрибьюторах – по сути, SERM тематики:

Убьют ли нейросети SEO и SERM?

Данных не хватило, и мне начали раздавать ненужные советы о том, как самому выбрать магазин. Ну, наверное дело в ограничениях. Попробуем обмануть нейросеть:

Убьют ли нейросети SEO и SERM?

И тут не получилось. Просто представьте, если бы вы задали такой же вопрос своему другу, а он прислал вам вот такое сообщение. Я бы с ним после такого больше б не дружил.

В этом и проблема – нейросеть еще не умеет делать вещи, которые ей приписывают. Возможно, когда-то научиться. Но мы с вами к этому времени уже можем уйти на пенсию.

Пока ChatGPT не стала надежней поисковика, люди не будут ей доверять. Компании-поисковики – интегрировать ее в свою систему. Нам же, экспертам SEO и SERM, не придется под нее подстраиваться. А даже если и придется, то, как я объяснял выше, выходы найдутся.

Отдельный момент, который я избегал все это время, – железный занавес и paywall. Доступ к ChatGPT у нас пока только через VPN. Продвинутая версия стоит почти 2 тыс. руб. в месяц. У нас, конечно, есть нейросеть от Яндекса, но ее не критиковал только ленивый. Любой обладатель Алисы знает, что спрашивать ее вещи сложнее пареной репы не стоит. Обновления выходят, но пока все очень посредственно. Даже как-то обидно, что западная нейросеть работает на великом и могучем лучше, чем продукт родного Яндекса.

Давайте подводить итоги. Убьют ли нейросети SEO и SERM? Конечно же нет. Наоборот, они смогут его оптимизировать и улучшить. Сам контент и планка качества вырастут, косты агентств – снизятся, а фриланс-биржи для копирайтеров – закроются.

Когда нейросети действительно смогут конкурировать с поисковой выдачей, все может сильно измениться. Более важный вопрос, будет ли вообще популярна поисковая выдача сама по себе. Последние исследования говорят, что зумеры идут “гуглить” не в Google, а на YouTube и TikTok. Но это тема для другой статьи.

Поэтому бизнесу и SERM-агентствам рано расслабляться. За репутацией в сети все еще нужно следить. А доверить это всегда лучше профессионалам своего дела.

Дмитрий Байков, Puppet Agency

44
1 комментарий

Очень интересно будет перечитать эту статью и выводы в ней через 2 года) А так в целом согласен, низкоуровневые, рутинные процессы в диджитал в нынешнем их понимание будут выполнять нейросети, а вот более сложные, требующие более высокого уровня абстракции будут всё ещё прерогативой человека)

Ответить