{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Хочешь мира – готовься к информационной войне. Технологии фальсификаций и методы борьбы с ними

Фейки и черный пиар в интернете – популярное оружие недобросовестной конкуренции. Готовы ли вы дать отпор информационным диверсантам?

Разбираем технологии распространения лжи, способы обнаружить фальшивку и контрмеры для спасения репутации.

Введение

В эпоху стремительного развития информационных технологий и интернета, в частности, особое значение для любого бизнеса приобретает его репутация в онлайн-пространстве. К сожалению, наряду с объективными отзывами потребителей, в интернете активно распространяется и ложная информация – так называемые "фейки".

Целенаправленно распространяемые конкурентами или недовольными гражданами, подобные фальшивки могут нанести существенный ущерб репутации компании, снизить продажи, а в ряде случаев, даже поставить бизнес на грань выживания.

В данной статье разберем, что представляют собой интернет-фейки, каковы их разновидности и последствия. Отдельное внимание будет уделено вопросам распознавания манипулятивного и ложного контента, а также эффективным методам борьбы с подобными информационными атаками на репутацию.

Вчера и сегодня

Еще недавно основным источником информации для подавляющего большинства людей были традиционные СМИ: газеты, журналы, радио и телевидение. При этом выбор конкретных изданий и каналов был довольно ограничен в силу цензуры и идеологического давления властей. Это заставляло граждан относиться к получаемым новостям критически, пропускать информацию "сквозь фильтр" собственного жизненного опыта.

Появление интернета и социальных сетей коренным образом изменило привычную картину. Возможность мгновенного доступа к практически неограниченным массивам информации значительно затруднила адекватную оценку достоверности этих данных рядовыми пользователями.

К тому же обилие разнообразных, зачастую противоречивых, точек зрения на одни и те же события еще больше дезориентирует граждан, не позволяя сформировать целостное, критическое восприятие происходящего. Этим активно пользуются различного рода манипуляторы, вбрасывая в инфополе нужную им ложь и полуправду.

Отсутствие какого-либо контроля над публикуемой в сети информацией привело к тому, что интернет фактически превратился в идеальную среду для стремительного распространения слухов, фейков и откровенной лжи. Зачастую фальшивки и негатив набирают гораздо больше просмотров и "лайков", чем опровержения реального положения вещей, так как соответствуют низменным инстинктам или сложившимся стереотипам.

Черный пиар - тоже пиар, считают одни компании, а другие годами не могут “отмыть” запятнанную репутацию.

Причины появления негатива

А. Неотработанные претензии клиентов.

Одной из распространенных причин появления негативных отзывов в интернете являются вполне законные и обоснованные претензии клиентов, вызванные реальными недоработками или упущениями компании. В таких случаях крайне важно своевременно и правильно отреагировать:

  • необходим оперативный ответ в течение первых суток после появления жалобы, пока ситуация не усугубилась;
  • если претензия объективна, следует принести извинения и признать свою ошибку;
  • в ряде случаев уместно предложить компенсацию клиенту за доставленные неудобства;
  • можно вежливо попросить автора отзыва удалить негативный пост или скорректировать его с учетом мер реагирования со стороны компании.

Б. Недостаток положительных отзывов.

Еще одна причина уязвимости бизнеса перед информационными атаками – недостаточное количество положительных или нейтральных упоминаний компании в интернете по сравнению с конкурентами. Из-за этого любые негативные выпады сразу бросаются в глаза, формируя впечатление проблемной фирмы.

Необходим постоянный мониторинг собственного присутствия в сети и регулярная работа по увеличению позитивного и нейтрального контента, способного "закрыть" единичные негативные упоминания.

В. Действия недобросовестных конкурентов.

Наконец, причиной информационных атак нередко бывают конкуренты, прибегающие к нечистоплотным методам ведения бизнес-войны. Целенаправленно распространяя ложь и компромат, нечестные компании пытаются перетянуть на себя клиентскую базу или получить иную выгоду. Борьба с такими действиями – отдельная сложная задача. Об этом расскажем далее.

Механика информационной атаки

1. Как правило, масштабная информационная атака разворачивается не с нуля, а подготавливается заблаговременно. Сначала в популярных мессенджерах, тематических форумах и социальных сетях осуществляются локальные, слабо связанные между собой "вбросы" нужной заказчику информации.

Так формируется первичное информационное поле, не вызывающее подозрений у модераторов ресурсов, но постепенно настраивающее определенную часть аудитории на нужный лад.

2. На следующем этапе происходит собственно массовая "раскрутка" ложных сведений или фейков, призванных нанести ущерб репутации компании. Для этого часто используются специальные биржи, где за деньги нанимают реальных людей для написания нужных комментариев, постов, а также для проставления необходимого количества "лайков" и репостов. Так создается видимость ажиотажа вокруг определенной новости и ее популярности среди аудитории.

3. Помимо реальных людей, зачастую, задействуются и боты – автоматизированные программы, выдающие себя за обычных пользователей. Боты способны в автоматическом режиме оставлять нужные комментарии, делиться записями в социальных сетях, рассылать твиты и личные сообщения с провокационными или паническими текстами.

4. Следующий этап – вброс ложной информации или фейков в интернет-СМИ и далее в крупные оффлайн-издания. Зачастую для придания большей "объективности" этим целенаправленно занимаются специализированные псевдо-медиа – некие "серые" сайты, выдающие себя за независимые новостные ресурсы. Постепенно все большее количество СМИ подхватывает ложные новости, создавая иллюзию их правдоподобности и значимости для аудитории.

5. На последнем этапе ложная информация, обросшая ссылками на крупные СМИ, заново запускается в социальные сети и новостные агрегаторы. Это уже создает полномасштабную "информационную эпидемию", заставляющую аудиторию принять выдумку за чистую монету. После чего цикл повторяется – формируется новый виток слухов, интерпретаций, комментариев псевдо экспертов, усиливающий эффект.

Популярные техники манипулирования информационной войны

  • один из распространенных приемов информационных манипуляторов – создание видимости тысячи разнонаправленных мнений по тому или иному инфоповоду. На фоне этого массива противоречивых слухов, интерпретаций, оценок обычному человеку крайне сложно сделать объективный вывод и понять, где правда. А тем временем в сознание внедряются нужные манипуляторам установки. Хрестоматийный пример – история вокруг выхода Iphone X, когда в Twitter появились тысячи восторженных постов за считанные часы. При этом многие аккаунты оказались фейковыми, а посты – заказными. Собственно, подобным грешат многие зарубежные корпорации. Вспомнить хотя бы, как происходит раскрутка нашумевший картин, например, сейчас российские коллеги подхватили тренд и активно муссируют в сети сериал “Слово пацана. Кровь на асфальте”;
  • еще один распространенный инструмент – создание и вброс в информационное поле так называемых "уток", то есть ложных, но правдоподобных и скандальных новостей. Поданные под видом срочных взрывных новостей из неизвестного, но "абсолютно достоверного" источника, они моментально расходятся по соцсетям и часто оказывают нужное манипуляторам воздействие еще до того, как будут опровергнуты;
  • еще один распространенный прием манипуляторов – дозированное добавление ложных или неподтвержденных фактов в материалы по резонансной теме. Это позволяет незаметно сформировать в сознании аудитории нужную картину событий и заданный ракурс их восприятия. При этом, на поверхностный взгляд, материал может казаться вполне объективным и опираться на реальные данные;
  • обратный, но не менее эффективный подход – целенаправленное замалчивание или селективное освещение неких неудобных для манипуляторов тем, событий, фактов. Такая скрытая цензура или недоговоренность не позволяет аудитории сформировать полную и адекватную картину происходящего;
  • манипуляторы активно используют и лексические уловки – подмену смысла ключевых понятий и терминов на нужный им. Подобные языковые подтасовки фактически искажают восприятие информации, навязывая аудитории ложные связи, причинно-следственные цепочки и стереотипы;
  • еще один прием – отвлечение внимания от основной проблемы на эмоциональную тему, стремительный перевод повестки с насущной острой проблемы на более привлекательную в эмоциональном плане тему. Это может быть громкий скандал, курьезный случай, драматичное ЧП. Главное, чтобы новый инфоповод заставил аудиторию переключиться и позабыть невыгодный для манипуляторов первоначальный сюжет. Пример: компания Samsung, в попытках отвлечь внимание публики от провала продаж, запустила громкую вирусную кампанию, высмеивающую новый айфон. Маркетинговый ход удался, но ненадолго.

Негативные последствия фейков

Распространение фейковых новостей и манипулятивных материалов влечет за собой целый ряд негативных последствий. Во-первых, у аудитории формируется искаженное, не соответствующее действительности представление реального положения дел. На основе ложно интерпретированных фактов люди строят ошибочные причинно-следственные связи, стереотипы, модели поведения.

Еще одна серьезная проблема – чрезвычайная сложность опровержения, исправления уже сформировавшейся ложной картины мира. Даже если фейковые новости разоблачены, многие продолжают в них верить, так как подсознательно не хотят менять удобные им убеждения и взгляды на ситуацию. Этим и пользуются манипуляторы, заранее закладывая нужные им "информационные мины" в общественное сознание.

Яркий пример последствий фейков из мира бизнеса – скандал с якобы испорченной продукцией PepsiCo в ряде стран. В итоге пришлось приостановить производство на одном из заводов, что обошлось компании в десятки миллионов долларов. Впоследствии обвинения не подтвердились.

Солидный ущерб понесла и сеть кофеен Starbucks из-за фейка о том, что официанты, якобы, специально пишут оскорбления на стаканчиках посетителей. После этой истории компании пришлось запускать масштабную PR-кампанию для восстановления подпорченной репутации.

PR-управление плохими новостями о компании

Как распознать манипуляцию и ложь

Особенности манипулятивного общения и комментариев

Проявлениями информационных манипуляций могут быть не только новости и статьи, но и комментарии пользователей в соцсетях. Для "целевых вбросов" характерны резкость тона, переход на личности, обилие оскорблений. Также настораживать должно многократное повторение одних и тех же тезисов и лозунгов в комментариях от разных людей. Зачастую это "отработка повестки" организованными группами.

Признаки недостоверности в текстах, видео, новостях

  • отсутствуют ссылки на первоисточник информации или присутствуют сомнительные эксперты;
  • тексты перенасыщены прилагательными, метафорами, ярлыками – это эмоциональное давление;
  • заметное несоответствие закадрового текста и видеоряда или неестественная, "рывками" съемка;
  • явный акцент на визуальную составляющую в ущерб фактологичности – значит, скрывать нечего;
  • публикация устаревшая, автор неактивен, но новость подана как свежая;
  • активные “разоблачители” пользователи зарегистрированы совсем недавно, и это их единственная запись.

Признаки манипуляции в общении

  • быстрый необоснованный переход на "ты" вместо официального общения. Цель – сократить дистанцию и войти в доверие;
  • собеседник не предоставляет о себе никакой информации или делится избирательно. Характерно для ботов и фейковых профилей;
  • активное высмеивание оппонента, переход на личности, оскорбления. Типичный прием троллей для провокаций и перехвата инициативы в дискуссии.
  • апелляция к рейтингам, показателям популярности как "доказательству правоты". На самом деле, рейтинги легко фальсифицируются бот-сетями;
  • активизация у аудитории эмоций (возмущения, восторга), блокирование логики и критического мышления. Ключевой инструмент манипуляторов для внедрения нужных установок.

Профилактика информационных атак

1. Эффективная профилактика информационных атак начинается с детального аудита уязвимостей – выделения наиболее проблемных мест компании, где могут возникать сбои и недочеты. А также тех вопросов, по которым бизнес может подвергаться необоснованной критике со стороны недоброжелателей и конкурентов.

2. Далее необходимо составить схему основных бизнес-процессов, внешних коммуникаций, каналов взаимодействия с клиентами и выделить в ней потенциально уязвимые элементы. Это позволит четко понимать, какие точки требуют особого внимания и мониторинга в первую очередь.

3. Следует установить количественные и качественные показатели уровня опасности в тех или иных бизнес-процессах. Это необходимо для своевременного реагирования и недопущения перерастания локальных проблем в масштабный репутационный или финансовый кризис компании.

4. Для минимизации ущерба от потенциальных информационных атак важно заранее продумать варианты реагирования на типовые негативные или провокационные инфоповоды. Это позволит оперативно отрабатывать критику компании без растерянности и хаотичных действий.

5. Также необходим запас позитивных и нейтральных материалов о компании, способный отвлечь интерес аудитории от негатива или перевести повестку в другое русло. Нужны опровержения типовых претензий, новые яркие проекты.

6. Важнейшая задача – отслеживание своих упоминаний в СМИ и соцсетях. Анализ не только количества негатива, но и скорости его распространения по ключевым площадкам. Это позволит определять начало кампаний по целенаправленному наведению информационного шума.

7. Необходимо обеспечить здоровое соотношение позитивных, нейтральных и негативных упоминаний в интернете о бренде. Это не даст старым фейкам и претензиям всплывать на первые позиции выдачи и соцсетей при новых атаках.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!

План действий на начальном этапе информационной атаки

Оперативная работа

1. Если инфоповод незначительный и вы уверены, что он не поднимет шумиху, лучше сохранять молчание. На первый негативный или провокационный инфоповод лучше не реагировать, если вы точно убеждены в его малозначимости и ограниченном охвате аудитории. Иначе это только привлечет к нему дополнительное внимание.

2. Если же информационная атака рискует перерасти в скандал и нанести ущерб вашему имиджу, молчать нельзя ни в коем случае. Однако реакция должна быть взвешенной, а ответы – максимально корректными и аргументированными. Важен спокойный, уверенный тон без эскалации конфликта. Необходимо "залить" инфополе своей версией событий, опираясь на факты и мнения экспертов.

3. Выдать комментарий от лица бренда в кратчайшие сроки. Комментарий от официальных представителей компании должен последовать в течение первых 15 минут - 2 часов с момента появления фейковой новости или всплеска негатива. Это нужно, чтобы представить свою позицию и не дать инфоповоду набрать критическую инерцию и масштабность.

4. Сбор информации для обнаружения ложности вбросов и дачи опровержений. Параллельно с оперативным реагированием нужно срочно собирать данные, подтверждающие ложность или сфабрикованность обвинений в адрес компании. Это потребует обращений к персоналу, партнерам, экспертам – всем, кто может предоставить веские доказательства.

5. Создание вирусного эффекта опровержения. Далее подготовленные опровержения и факты следует масштабно тиражировать в инфополе с привлечением СМИ, лидеров мнений и соцсетей. Цель – нейтрализовать фейк таким же вирусным эффектом правдивой информации.

6. Распространение подробностей через клиентов. Наконец, важно задействовать и самих клиентов – как текущих, так и потенциальных. Массовая рассылка разъяснительных писем, убедительная аргументация в чатах поддержки помогут минимизировать ущерб репутации от информационных атак.

Аналитическая работа

1. Параллельно с оперативным реагированием необходимо вычислить, какая цель преследуется инициаторами атаки на репутацию компании – нанесение финансового ущерба, получение конкурентных преимуществ, личная месть и т.д. Это важно для выбора дальнейшей стратегии.

2. Далее осуществляется подбор наиболее актуальных репутационных запросов и разработка семантического ядра. Формируется список ключевых слов и словосочетаний, по которым ведется мониторинг упоминаний бренда в интернете.

3. Следующий шаг – анализ сайтов в топ выдачи поисковых систем, скрупулезное изучение как позитивных, так и негативных материалов о компании, которые выдаются на первых страницах Google и Яндекса.

4. Выделение позитивных, негативных и нейтральных ресурсов. На основе этого анализа все найденные сайты и страницы делятся по категориям – от позитивных до фейковых и манипулятивных.

5. Заключительный этап – работа над увеличением числа актуальных ресурсов с позитивным контентом в топе выдачи, активные усилия по продвижению положительных и нейтральных упоминаний бренда в топ выдачи поисковиков, максимальное вытеснение оттуда негатива и фейков.

Юридическая работа

1. Официальный запрос к руководству поисковых систем о досрочном прекращении индексирования фейковой информации с непроверенных источников. В ряде случаев имеет смысл направить официальное обращение в адрес руководства крупнейших поисковых систем с запросом на деиндексацию страниц, содержащих ложную информацию об организации. Это позволит предотвратить дальнейшее цитирование фейков другими изданиями.

2. Если все предыдущие меры не возымели действия, имеет смысл задействовать юристов для принуждения конкретных интернет-ресурсов, распространявших фальшивки, опубликовать опровержение такой информации, удалить соответствующие тексты. Предъявить иски к сайтам, которые содержали заведомо ложную информацию, с целью возмещения репутационного ущерба.

Неэффективные методы борьбы с с манипуляциями и фейками

А теперь о том, что делать не рекомендуется:

  • подкупать автора отзыва. Безусловно, возникает соблазн "решить вопрос" финансовым путем – договориться с автором критического поста или видео о его удалении. Однако подобные незаконные методы чреваты утечкой информации, что только усугубит ситуацию.
  • еще более опасная тактика – попытки давления, шантажа и угроз в отношении тех, кто распространил или допустил публикацию негативного контента об организации (авторов и администрации порталов и сайтов). Подобное противоправное поведение способно не только испортить репутацию, но и привести к уголовной ответственности.
  • игнорировать нарастающую “бурю”. Важно не забывать, что все мы живем в мире, где негатив распространяется очень быстро. И один негативный отзыв коварного конкурента в сети вполне способен разрушить годами выстроенную кристальную репутацию бренда и отвадить постоянных клиентов.

Резюме

Распространение фейковых новостей и использование манипулятивных технологий в интернете — одна из наиболее острых проблем современного информационного общества.

Поток ложной информации наносит ущерб как рядовым пользователям, лишая их адекватного восприятия реальности, так и бизнесу, разрушая репутацию компаний и подрывая их финансовую стабильность в ходе информационных атак.

Если для бизнеса ключевым направлением борьбы с фейками должна стать постоянная готовность к отражению информационных угроз, то рядовым пользователям необходимо развивать критическое мышление и навыки определения достоверности поступающей информации.

Крайне важно именно системное противодействие, рациональная, последовательная борьба с недобросовестными участниками информационного поля, использующими запрещенные методы манипулирования общественным мнением. Это – вопрос выживания бизнеса, сохранения стабильности и целостности гражданского общества в новой цифровой реальности.

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

0
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Eugene Dvoynev

Галицкий AI

Ответить
Развернуть ветку
Sanchezt

Евгений явно хотел что-то сказать, но его перебили ))

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Так он сказал, что хотел.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Эмилия Жаровская

Ничо не понятно, но оч занимательно. А есть у вас реальный опыт ведения инф войны на одной из сторон заказчиков?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда