Хочешь мира – готовься к информационной войне. Технологии фальсификаций и методы борьбы с ними
Как распознать манипуляцию и ложь
Особенности манипулятивного общения и комментариев
Проявлениями информационных манипуляций могут быть не только новости и статьи, но и комментарии пользователей в соцсетях. Для "целевых вбросов" характерны резкость тона, переход на личности, обилие оскорблений. Также настораживать должно многократное повторение одних и тех же тезисов и лозунгов в комментариях от разных людей. Зачастую это "отработка повестки" организованными группами.
Признаки недостоверности в текстах, видео, новостях
- отсутствуют ссылки на первоисточник информации или присутствуют сомнительные эксперты;
- тексты перенасыщены прилагательными, метафорами, ярлыками – это эмоциональное давление;
- заметное несоответствие закадрового текста и видеоряда или неестественная, "рывками" съемка;
- явный акцент на визуальную составляющую в ущерб фактологичности – значит, скрывать нечего;
- публикация устаревшая, автор неактивен, но новость подана как свежая;
- активные “разоблачители” пользователи зарегистрированы совсем недавно, и это их единственная запись.
Признаки манипуляции в общении
- быстрый необоснованный переход на "ты" вместо официального общения. Цель – сократить дистанцию и войти в доверие;
- собеседник не предоставляет о себе никакой информации или делится избирательно. Характерно для ботов и фейковых профилей;
- активное высмеивание оппонента, переход на личности, оскорбления. Типичный прием троллей для провокаций и перехвата инициативы в дискуссии.
- апелляция к рейтингам, показателям популярности как "доказательству правоты". На самом деле, рейтинги легко фальсифицируются бот-сетями;
- активизация у аудитории эмоций (возмущения, восторга), блокирование логики и критического мышления. Ключевой инструмент манипуляторов для внедрения нужных установок.
Профилактика информационных атак
1. Эффективная профилактика информационных атак начинается с детального аудита уязвимостей – выделения наиболее проблемных мест компании, где могут возникать сбои и недочеты. А также тех вопросов, по которым бизнес может подвергаться необоснованной критике со стороны недоброжелателей и конкурентов.
2. Далее необходимо составить схему основных бизнес-процессов, внешних коммуникаций, каналов взаимодействия с клиентами и выделить в ней потенциально уязвимые элементы. Это позволит четко понимать, какие точки требуют особого внимания и мониторинга в первую очередь.
3. Следует установить количественные и качественные показатели уровня опасности в тех или иных бизнес-процессах. Это необходимо для своевременного реагирования и недопущения перерастания локальных проблем в масштабный репутационный или финансовый кризис компании.
4. Для минимизации ущерба от потенциальных информационных атак важно заранее продумать варианты реагирования на типовые негативные или провокационные инфоповоды. Это позволит оперативно отрабатывать критику компании без растерянности и хаотичных действий.
5. Также необходим запас позитивных и нейтральных материалов о компании, способный отвлечь интерес аудитории от негатива или перевести повестку в другое русло. Нужны опровержения типовых претензий, новые яркие проекты.
6. Важнейшая задача – отслеживание своих упоминаний в СМИ и соцсетях. Анализ не только количества негатива, но и скорости его распространения по ключевым площадкам. Это позволит определять начало кампаний по целенаправленному наведению информационного шума.
7. Необходимо обеспечить здоровое соотношение позитивных, нейтральных и негативных упоминаний в интернете о бренде. Это не даст старым фейкам и претензиям всплывать на первые позиции выдачи и соцсетей при новых атаках.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!
План действий на начальном этапе информационной атаки
Оперативная работа
1. Если инфоповод незначительный и вы уверены, что он не поднимет шумиху, лучше сохранять молчание. На первый негативный или провокационный инфоповод лучше не реагировать, если вы точно убеждены в его малозначимости и ограниченном охвате аудитории. Иначе это только привлечет к нему дополнительное внимание.
2. Если же информационная атака рискует перерасти в скандал и нанести ущерб вашему имиджу, молчать нельзя ни в коем случае. Однако реакция должна быть взвешенной, а ответы – максимально корректными и аргументированными. Важен спокойный, уверенный тон без эскалации конфликта. Необходимо "залить" инфополе своей версией событий, опираясь на факты и мнения экспертов.
3. Выдать комментарий от лица бренда в кратчайшие сроки. Комментарий от официальных представителей компании должен последовать в течение первых 15 минут - 2 часов с момента появления фейковой новости или всплеска негатива. Это нужно, чтобы представить свою позицию и не дать инфоповоду набрать критическую инерцию и масштабность.
4. Сбор информации для обнаружения ложности вбросов и дачи опровержений. Параллельно с оперативным реагированием нужно срочно собирать данные, подтверждающие ложность или сфабрикованность обвинений в адрес компании. Это потребует обращений к персоналу, партнерам, экспертам – всем, кто может предоставить веские доказательства.
5. Создание вирусного эффекта опровержения. Далее подготовленные опровержения и факты следует масштабно тиражировать в инфополе с привлечением СМИ, лидеров мнений и соцсетей. Цель – нейтрализовать фейк таким же вирусным эффектом правдивой информации.
6. Распространение подробностей через клиентов. Наконец, важно задействовать и самих клиентов – как текущих, так и потенциальных. Массовая рассылка разъяснительных писем, убедительная аргументация в чатах поддержки помогут минимизировать ущерб репутации от информационных атак.
Аналитическая работа
1. Параллельно с оперативным реагированием необходимо вычислить, какая цель преследуется инициаторами атаки на репутацию компании – нанесение финансового ущерба, получение конкурентных преимуществ, личная месть и т.д. Это важно для выбора дальнейшей стратегии.
2. Далее осуществляется подбор наиболее актуальных репутационных запросов и разработка семантического ядра. Формируется список ключевых слов и словосочетаний, по которым ведется мониторинг упоминаний бренда в интернете.
3. Следующий шаг – анализ сайтов в топ выдачи поисковых систем, скрупулезное изучение как позитивных, так и негативных материалов о компании, которые выдаются на первых страницах Google и Яндекса.
4. Выделение позитивных, негативных и нейтральных ресурсов. На основе этого анализа все найденные сайты и страницы делятся по категориям – от позитивных до фейковых и манипулятивных.
5. Заключительный этап – работа над увеличением числа актуальных ресурсов с позитивным контентом в топе выдачи, активные усилия по продвижению положительных и нейтральных упоминаний бренда в топ выдачи поисковиков, максимальное вытеснение оттуда негатива и фейков.
Юридическая работа
1. Официальный запрос к руководству поисковых систем о досрочном прекращении индексирования фейковой информации с непроверенных источников. В ряде случаев имеет смысл направить официальное обращение в адрес руководства крупнейших поисковых систем с запросом на деиндексацию страниц, содержащих ложную информацию об организации. Это позволит предотвратить дальнейшее цитирование фейков другими изданиями.
2. Если все предыдущие меры не возымели действия, имеет смысл задействовать юристов для принуждения конкретных интернет-ресурсов, распространявших фальшивки, опубликовать опровержение такой информации, удалить соответствующие тексты. Предъявить иски к сайтам, которые содержали заведомо ложную информацию, с целью возмещения репутационного ущерба.
Неэффективные методы борьбы с с манипуляциями и фейками
А теперь о том, что делать не рекомендуется:
- подкупать автора отзыва. Безусловно, возникает соблазн "решить вопрос" финансовым путем – договориться с автором критического поста или видео о его удалении. Однако подобные незаконные методы чреваты утечкой информации, что только усугубит ситуацию.
- еще более опасная тактика – попытки давления, шантажа и угроз в отношении тех, кто распространил или допустил публикацию негативного контента об организации (авторов и администрации порталов и сайтов). Подобное противоправное поведение способно не только испортить репутацию, но и привести к уголовной ответственности.
- игнорировать нарастающую “бурю”. Важно не забывать, что все мы живем в мире, где негатив распространяется очень быстро. И один негативный отзыв коварного конкурента в сети вполне способен разрушить годами выстроенную кристальную репутацию бренда и отвадить постоянных клиентов.
Резюме
Распространение фейковых новостей и использование манипулятивных технологий в интернете — одна из наиболее острых проблем современного информационного общества.
Поток ложной информации наносит ущерб как рядовым пользователям, лишая их адекватного восприятия реальности, так и бизнесу, разрушая репутацию компаний и подрывая их финансовую стабильность в ходе информационных атак.
Если для бизнеса ключевым направлением борьбы с фейками должна стать постоянная готовность к отражению информационных угроз, то рядовым пользователям необходимо развивать критическое мышление и навыки определения достоверности поступающей информации.
Крайне важно именно системное противодействие, рациональная, последовательная борьба с недобросовестными участниками информационного поля, использующими запрещенные методы манипулирования общественным мнением. Это – вопрос выживания бизнеса, сохранения стабильности и целостности гражданского общества в новой цифровой реальности.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:
Галицкий AI
Евгений явно хотел что-то сказать, но его перебили ))
Ничо не понятно, но оч занимательно. А есть у вас реальный опыт ведения инф войны на одной из сторон заказчиков?