О регистрации цветовых товарных знаков

Ольга Плясунова
Руководитель отдела товарных знаков

В силу ст. 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] перечень видов обозначений, которые можно зарегистрировать в качестве товарного знака, является открытым. В частности, помимо традиционных словесных, изобразительных, объемных обозначений или их комбинации, товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Законодатель прямо не указывает, но и не исключает возможность регистрации в качестве товарного знака непосредственно цвета. Вместе с тем, такая возможность следует из методических рекомендаций [2] Роспатента, в которых приводятся понятие и особенности регистрации цветовых товарных знаков.

Так, под цветовым товарным знаком понимается один конкретный цвет как таковой или комбинация цветов. В заявке на регистрацию цветового обозначения цвет сопровождается цветовым кодом из международной системы классификации цветов, например, системы Pantone Matching System [3]. При этом должно быть ясно, что заявляемое обозначение является именно цветом или комбинацией цветов, а не изобразительным обозначением, например, изображением квадрата определенного цвета.

Считается, что цвет оказывает на потребителя сильное эмоциональное воздействие на физиологическом, культурном и ассоциативном уровне [4]. Согласно маркетинговым опросам и исследованиям 62 - 90% первоначального суждения потребителя о продукте основаны на цвете, 52% потребителей считают, что цвет упаковки является показателем качества, цвет повышает узнаваемость бренда до 80% [5]. В этой связи отмечают, что цвет изделия, упаковки или материала для продвижения на рынке, помимо эстетических свойств, часто является решающим фактором для отличия товаров и услуг одних производителей от других [6]. Очевидно, что указанные свойства цвета вызывают интерес предпринимателей к регистрации соответствующего нетрадиционного обозначения.

Вместе с тем доля зарегистрированных цветовых товарных знаков по отношению к традиционным знакам остается ничтожно малой. Такая ситуация характерна не только для знаков, зарегистрированных по международной системе, но и для национальных регистрационных систем.

В частности, свидетельство о регистрации цветового товарного знака в России имеют следующие отечественные компании:

О регистрации цветовых товарных знаков

Помимо национальных организаций, свидетельство о регистрации в России цветовых товарных знаков есть и у иностранных компаний. В частности, у нидерландской компании «Реккит Бенкайзер Н.В.» - владельца широко известного бренда «Vanish» (стиральные порошки, пятновыводители и отбеливатели), а также свидетельство о регистрации цветового знака есть у компании «Тиффани энд Компани» (США) – известного во всем мире производителя ювелирных изделий, бижутерии и т.п.:

О регистрации цветовых товарных знаков

Незначительность количества зарегистрированных цветовых товарных знаков связана с тем, что цветовое обозначение, как и большинство нетрадиционных обозначений, изначально обладает презумпцией отсутствия различительной способности. На практике процедура регистрации цветовых обозначений в качестве товарного знака представляется довольно сложной и занимает длительное время. Так, например, ПАО «Сбербанк России» потребовалось около трех лет, чтобы зарегистрировать как товарный знак свой корпоративный зеленый цвет.

Основная особенность процедуры регистрации состоит в том, что заявителю, как правило, нужно доказать, что цветовое обозначение приобрело различительную способность в результате его использования, и конкретный цвет до даты подачи заявки воспринимался потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя. В этой связи очевидно, что шанс зарегистрировать цветовой товарный знак напрямую зависит от масштабов известности на товарном рынке компании-производителя и ее фирменного «цветового стиля».

В первую очередь длительность процедуры регистрации обусловлена сложностью экспертизы, которая проводится для установления охраноспособности цветового обозначения, а также с трудностями доказывания его различительной способности.

Примерный перечень документов, при помощи которых можно установить наличие у цветового обозначения различительной способности, приводится в упомянутых выше методических рекомендациях. К ним относятся, в частности:

  • документы о сделках, доказывающие значительность объема производства и продажи товаров/услуг, территориальный охват их реализации и длительность использования обозначения для маркировки заявленных товаров/услуг;
  • материалы рекламных кампаний, в которых использовано соответствующее цветовое обозначение (публикации в СМИ, реклама на телевидении и т.п.);
  • социологические опросы и исследования, подтверждающие стойкую ассоциативную связь цвета с конкретным перечнем товаров/услуг определенного производителя.

Однако, практика показывает, что даже предоставление всей совокупности указанных и иных документов еще не гарантирует положительного результата. Так, например, Роспатент отказал производителю кормов для кошек «Whiskas» (Mars, Incorporated) в регистрации фиолетового цвета Pantone 248 С по заявке N 2016715482 [7]. Отказ был мотивирован тем, что цвет сам по себе не имеет различительной способности и не доказано, что он приобрел ее в результате интенсивного и длительного использования как самостоятельного средства индивидуализации соответствующих товаров.

Кроме того, Роспатент отметил, что все ранее используемые заявителем обозначения имели, помимо цветового, словесный или изобразительный элементы, используемые на упаковке, и что приобретенная различительная способность относится к таким обозначениям в целом. Суд по интеллектуальным правам в решении от 21.05.2019 по делу N СИП-836/2018 поддержал позицию Роспатента.

Отказали в регистрации цветового обозначения и маркетплейсу «Wildberries» по заявке N 2020724011 [8]. Роспатент и поддержавший его Суд по интеллектуальным правам в решении от 15.09.2022 по делу N СИП-512/2022 также указали на недоказанность различительной способности заявленного цвета и отметили, что цвет - это характеристика определенного объекта, а не сам объект.

В конце августа текущего года с заявкой о регистрации цветового товарного знака в Роспатент обратился маркетплейс «Ozon» (заявитель: ООО «Интернет Решения», заявка N 2023778241 [9], комбинация синего и розового цветов).

Посмотрим, как будут развиваться события. Ведь как отмечают специалисты в соответствующей сфере, каждый факт регистрации цветового товарного знака считается уникальным и заслуживающим особого внимания, ведь именно он может оказать влияние на правоприменительную практику [10].

Источники:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023)
  2. Приказ ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12 (ред. от 25.03.2022) «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов»
  3. Цветовая модель Пантон, система PMS (Pantone Matching System) — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc. в 1963 году // https://ru.wikipedia.org/wiki/Pantone
  4. Карлиев Р.А. Проблемы регистрации нетрадиционных товарных знаков // ИС. Промышленная собственность. 2017. N 11. С. 23 - 32; N 12. С. 27 - 36.
  5. https://thehustle.co/can-a-corporation-trademark-a-color/
  6. Герман П.В. Правовая охрана «нетрадиционных» товарных знаков в Российской Федерации и в странах Европейского союза: диссертация на соискание ученой степени к. ю. н. М., 2007.
  7. https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet
  8. https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet
  9. https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet?DB=RUTMAP&DocNumber=2023778241&TypeFile=html
  10. Сасина М.А. Монополия на цвет. Цветовой товарный знак // http://ipcmagazine.ru/yaa/color-monopoly-color-trademark
11
Начать дискуссию