Как маркетологу стать продактом и зачем

Профессия продакта нынче страшно популярна. Только вот проблема в том, что продакты без опыта никому не нужны, а без работы продактом опыта не получишь.

Вот и слоняются по рынку толпы неприкаянных джуниоров, окончивших курсы. А те, у кого есть хотя бы пара лет работы — нарасхват. Дисбаланс смягчается крутыми ребятами, перешедшими из смежных областей — например, маркетинга.

Меня зовут Света Аюпова, и я сама за десять лет прошла все круги маркетинга, чтобы в итоге стать продактом в Skyeng. И считаю, что маркетинг — самый классный бэкграунд для продакт-менеджмента.

Вспомните, ещё совсем недавно функциональность, внешний вид, цену и позиционирование чего бы то ни было определял маркетолог. И общался с пользователями, кстати, тоже он. Со временем, и особенно в русскоязычных странах, понятие «маркетолог» выродилось до «тот, кто контекст настраивать умеет», но ведь это совсем не так.

У маркетологов нет проблем с эмпатией, с пониманием рынка и целевой аудитории, с оценкой всего по деньгам, это где-то в подкорке, поди теперь выбей. Коллеги шутят, что можно вытащить меня из маркетинга, а вот маркетинг из меня уже никогда:) Остается подтянуть аналитику, понимание технологий и разработки в целом, ну и навыки прожект-менеджмента. Это куда меньше, чем придется подтягивать дизайнеру или разработчику. Впрочем, стоит признать, что есть суровые технические позиции, куда требуется профильное образование матмеха.

Почему я решила идти в продакт-менеджмент

Во-первых, это другой уровень влияния на продукт в IT. Если у вас горят глаза, вы хотите менять мир — вам сюда. Здесь вы сможете проверять любые гипотезы.

Во-вторых, сейчас именно продакт-менеджмент несёт тренды в массы, и в маркетинг в том числе. Если вы хотите раньше всех уметь в кастдевы и джобстубиданы, то знаете, кем стать.

А в-третьих (и самых главных, на мой взгляд), продакт-менеджмент — это профессия, где тебе всегда, каждую минуту, приходится учиться новому и делать то, что никто не делал. Нужно уметь и знать столько, что на десяток других профессий наберется. Ах, да, и платят тоже больше.

Вход в профессию

Теперь о самом сложном. Как, собственно, этот прыжок веры осуществить, чтобы при этом и не промахнуться, и не пополнить армию джуниоров, и штаны по пути не растерять. Я предлагаю три варианта.

  1. Рубить сплеча. Вот прям увольняетесь и ищете работу продактом. В 90% случаев вы пополняете ряды wannabe-продактов. Но если вы очень круты, у вас есть все навыки, вы много учитесь, умеете общаться с разработкой и ведете проекты, есть шанс найти редкие позиции продакта в департаменте маркетинга в больших и продуктовых компаниях.

    Позиции для джуниоров редко выкладывают на HH, на них зовут конкретных людей: например, я недавно заполучила на такую вакансию к нам в Skyeng классного специалиста в маркетинге, вовремя узнала, что он ищет работу, до сих пор радуюсь.

  2. Постепенный переход. Этот вариант прошла я. Если вам повезло, вы работаете в продуктовой IT-компании, если у вас отличное руководство и много свободы, поговорите о постепенном переходе в продуктовую сторону, берите на себя больше и больше ответственности, считайте цифры и проверяйте гипотезы, затаскивайте все проекты, зажигайте и учитесь. За год вы наберете достаточно опыта, чтобы попросить об официальной смене должности. Или перейти в другую компанию на желаемую позицию.
  3. Быть ближе к продукту в маркетинге. Это самый безопасный вариант: вообще не требует везения, только труд. Вернее, здесь есть даже два варианта:
  • Пойти в маркетинг классной продуктовой компании (например, в Skyeng или в Miro), там вы, хотите этого, или нет, быстро научитесь продуктовому подходу, всем этим расчетам ROI и HADI-циклам. Потому что все процессы в таких компаниях идут через продуктовые фреймворки. Ну а на сладкое — суперопытные коллеги и полезные связи в комьюнити. Не говоря уж о то, что такая строчка в резюме всегда даст вам +10 к крутизне.
  • Cтать продуктовым маркетологом (Product Marketing Manager). Будете отвечать за маркетинг конкретного продукта, его позиционирование и вывод на рынок, каналы и дистрибуцию. Работать будете рука об руку с продактами, опыта наберетесь выше крыши, знаний нахватаетесь достаточно. Но важно — ищите IT-компанию, продажа и вывод на рынок новой марки майонеза вряд ли зачтется:)

Не всё будет гладко и красиво

  • Если вы переходите с позиции директора или руководителя, будьте готовы к падению в зарплате. Это почти неизбежно. Но если вы правильно используете свою тонну опыта в менеджменте, все свои знания и бэкграунд, наверстаете разницу вы быстро. Бывшие руководители всегда лучше растут по карьерной лестнице, чем новички. Как в спорте: восстановить проще, чем начинать с нуля.
  • Придется забыть половину того, что в маркетинге считалось разумным, и учиться новому. Иногда учиться, не читая статьи и разбирая кейсы, а прям хардово — с учебниками, книгами, конспектами.
  • Я надеюсь, что вы и так разбираетесь в статистике, аналитике, ну и вообще с цифрами свободно обращаетесь. Потому что если нет, то вам придется в три, десять, тридцать раз сложнее. Это не приговор, но работать придется много. Если не знаете английский — то больше, чем просто много.

  • Если вы научились объяснять маме, кто такой маркетолог, и чем он занимается, то все ваши усилия пойдут прахом. Продакт-менеджмент объяснить в десять раз сложнее.

Если вы ждете знака, то вот он

  • Вы уникальны. Если вам уже далеко не 18, то вас может смущать сам факт смены профессии. Мол, вот там толпа выпускников ВУЗов, которые жаждут работы, а тут я. Так вот, не смущайтесь. Ваш опыт бесценен, поверьте. Главное — правильно его использовать, а не забивать. Я вот, например, не пойду работать продактом в Boston Dynamics, которые делают офигенных роботов, просто потому что мой бэкграунд там не нужен.
  • Не ходите на общие продуктовые курсы. Ну, только если у вас много свободного времени. Стоит обратить внимание только на Product Star и Симулятор Go Practice. Это не реклама, просто первый даст вам кучу опыта и знакомств с топовыми ребятами, а второй — единственный, который научит вас мыслить, как аналитик.
  • Не тяните время, его и так мало. Решили сменить работу — вот идите и пишите заявление. Поставьте себе дедлайн по поиску новой позиции. Позвоните другу из продуктовой компании. Переделайте резюме: соберите 10 классных вакансий, посмотрите, что хотят работодатели, какими словами они формулируют требования и адаптируйте свой опыт . В общем, шевелитесь, и прямо сейчас. Можно даже статью не дочитывать.
  • Честно скажите себе, что вы умеете. Составьте карту своих компетенций и сравните с требованиями на вакансию мечты. Найдите разницу и методично, системно устраняйте слабые места. Если вакансия мечты ещё не попалась, то воспользуйтесь картой компетенций от Product Star. Скачиваете таблицу и оцениваете себя.

  • Будьте в тусовке. Читайте продуктовые телеграм-каналы, общайтесь в чатиках, ходите на конференции ProductSense, Product Camp и Epic Growth, вписывайтесь на любые митапы (например, Product MeetUP), зовите продактов на завтраки и тусовки. Будьте своим, научитесь мыслить как продакты, говорите на одном языке. Вполне вероятно, так и работу найдете, кстати.

Пока я писала статью, мои коллеги из маркетинга справедливо заметили, что не все маркетологи мечтают стать продактами. Достаточно просто брать лучшие практики из продакт-менеджмента и становиться сильнее в маркетинге. Это тот путь, по которому пошли все маркетологи Skyeng и мы решили написать с ними вторую статью «Как маркетологу стать сильнее за счет продакт скиллов».

Интересно узнать вашу позицию:
Я маркетолог и хочу им оставаться
Я маркетолог и хочу стать продактом
3535
28 комментариев

Быть продактом - это бежать марафон без финиша.

8
Ответить

Со спринтерской скоростью!

5
Ответить

Света, вот тебе фраза для принта на футболке)

5
Ответить

Серег, табличку заполни

Ответить

Уходить из маркетинга в продуктовые руководители чтобы что?

А насчёт горящих глаз у продакт-манагеров всё не так однозначно. У моих знакомых продактов в глазах не огонь, а скорее бесконечный океан тоски, в котором отражаются кривые руки разработчиков, горы легаси-спагетти-кода и общее нежелание мира следовать роадмапу продукта.

7
Ответить

Подтверждаю про тоску. Продакт это всеми заебанные типа руководители, но без особых полномочий. ХЗ зачем туда стремиться, это как директор пятерочки: мало денег, куча ответственности, плюс выгорание.

6
Ответить

Света, Интересная статья :-)
Первый вопрос - зачем написала ? 
Второй вопрос -  А дифирамбы ProductStar это так принято в Skyeng, или осознанный выбор ? Ты вторая кто не плюется в моем окружении )) ( Первый был wannabe)
Даже от перечня скилов откровенно несет , не просто некомпетентнсотью , я бы сказал профнепригодностью ))
Чего только стоят : 
  4. Ux Эмпатия к пользователю, моделирование поведения, use cases  
Кажется ребята слышали что бывают Use cases
13. Каналы возврата  Уведомления 
Клевый скилл уведомления )
19. Донесение целей и вижена до команды, лидерство 
Я считаю самый прокачанный скил в компании (ЧСВ )
20.  Оптимизация производительности - Skill - Agile) 

p.s. Громкие имена Компаний в перечне лекторов, это как раз  то, что привлекает и создает wannabe-продактов ;-)

1
Ответить