Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Привет vc!

Меня зовут Кирилл Дельфинчик, я IT-маркетолог и автор Telegram-канала «Публичный маркетолог». Это продолжение моей прошлой статьи «Как создать популярный IT продукт используя советы дедушки Маслоу и его пирамиду», но в этот раз — материал про то, как правильно строить IT-продукт, чтобы привлекать и удерживать в нем новых пользователей.

Делюсь с вами переработанной концепцией пирамиды Маслоу, адаптированной под продвижение приложений. Здесь не будет советов «как получить популярность уровня TikTok за месяц и с бюджетом 100$», просто здравые рассуждения о правильных приоритетах, которые в долгосрочной перспективе обязательно принесут положительный результат.

Итак, напомню, что концепция пирамиды Маслоу состоит из 5 уровней, где нижний уровень является более приоритетным и необходимым, а каждый последующий чуть меньше важный и приоритетный:

1. Физиологические потребности
2. Безопасность
3. Социальная принадлежность
4. Уважение и признание
5. Самореализация

Отталкиваясь от этой концепции, переведем каждую потребность на язык потенциального клиента нашего IT-продукта:

1. Базовый функционал и Легкость в использовании
2. Доступность
3. Поддержка, обучение, популярность
4. Личные настройки и персонализация
5. Возможности для роста и развития

Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Приоритет 1 — Базовый функционал и Легкость в использовании

Каждый клиент желает знать, что ваш продут решает его проблемы или задачи.

Поэтому первое, в чем должен разобраться каждый маркетолог, это какую «боль клиента» снимает ваш продукт.

Разобраться в природе «боли» бывает не всегда легко, вам нужно понимать в какой момент клиент испытывает «боль», какие действия или события при этом его сопровождают, в какое время суток или в какую пору года эта «боль» возникает у клиента (эта боль постоянная, периодическая или разовая).

Разными языками, но примерно с одним смыслом, в этом помогают фреймворки JTBD (Jobs to Be Done) и MVP (Minimum Viable Product). Если вы с ними еще не знакомы — рекомендую изучить. Они помогут вам найти ответы на вопросы что важнее всего вашим клиентам, а что менее важно. И, соответственно, какой функционал точно должен быть в вашем приложении, а какой может подождать в бэклоге.

Итого, Приоритет 1 – это когда:

- Функционал закрывает потребность клиента (MVP, Job To be Done)
- Простой и интуитивно понятный интерфейс.
- Базовые функции должны быть легко доступны и понятны.

Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Приоритет 2 — Доступность

Если ваш продукт действительно хорош в выполнении какой-то узкой, но очень важной функции, то часть клиентов смогут преодолеть любые препятствия, и будут готовы терпеть любые неудобства. Но если ваша цель — освоение массового рынка с большИм числом пользователей, то требуется выполнить ряд обязательных действий по адаптации продукта, чтобы он стал «доступен» для клиента во всех смыслах этого слова.

К доступности относится — возможность зайти на сайт или внутрь самого продукта, без необходимости пользоваться сторонними приложениями типа VPN. Блокировки и санкции не перекрывают весь поток клиентов, но сильно его урезают.

Еще к доступности относится — наличие родного языка в интерфейсе продукта. Перевести ваш продукт на 2-3 основных языка, значит отказаться от части аудитории. Усложняется процесс онбординга нового пользователя, ваш продукт оказывается в проигрышной позиции при сравнении с аналогами, в которых есть нужный клиенту язык.

Еще к доступности относится — ценовая политика вашего продукта. Крайне важно определиться, вы работаете на перспективу и у вас есть запас прочности для наличия бесплатного тарифа. Или вам нужны оборотные средства здесь и сейчас, и от них зависит выживаемость продукта — в таком случае стоит отказаться от бесплатного тарифа или найти дополнительный источник финансирования. Но, в любом из вариантов, тарифы вашего продукта должны быть доступны для рынка на котором вы продвигаетесь. Проведите конкурентный анализ, поговорите с клиентами, узнайте, что для них является «доступной» ценой.

Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Не редко клиентов интересует наличие удобного способа оплаты. Например, стоимость его устраивает, но крайне важно получать юридически значимые документы, чтобы проводить их по бухгалтерии или оплата в конкретной валюте. Позаботьтесь, чтобы вы обеспечивали все нужные вашим клиентами условия оплаты.

Последний пункт в списке, но не последний по значимости — это доступность в юридическом плане. Ваш продукт должен соответствовать всем законам страны клиента, которому вы собираетесь продать продукт. В каждой стране законы разные, порой даже противоречащие друг другу. Продумайте как свести к минимуму риски свои и риски ваших клиентов, объясните, как все устроено в вашем продукте на своем сайте, чтобы клиенты могли самостоятельно убедиться в легальности и соблюдении местного законодательства.

Итого, Приоритет 2 – это когда:

- Сервис функционирует в стране клиента (доступен без VPN).
- Интерфейс переведен на родной язык клиента.
- Наличие бесплатного тарифа и/или доступных цен.
- У клиента есть возможность оплаты в национальной валюте и доступными удобными ему способами.
- Продукт соответствует местным законам (расположение серверов на территории страны клиента, GDPR и др.)

Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Приоритет 3 — Поддержка, обучение, популярность

Когда вы убедили клиента в том, что ваш продукт решает его задачи и что продукт доступен клиенту во всех смыслах этого слова, пришло время убедить его, что пользоваться вашим продуктом будет легко, что научить других сотрудников и внедрить ваш продукт — не составит труда. Для этого в вашем продукте должны быть простые и наглядные обучающие материалы.

Будьте готовы к тому, что самостоятельное обучение — это удел не многих, большая часть пользователей будет желать наличия онлайн-поддержки, чтобы задавать вопросы и решать ситуации с которыми они столкнулись в процессе работы. Сразу вспоминаем пункт про доступность — поддержка должна быть на языке вашего клиента.

Критерием зрелого продукта является наличие сообщества, площадки где пользователи могут пообщаться с другими пользователями, обременяться опытом и советами. Развивать такое сообщество можно сразу, как вы нащупаете PMF (Product Market Fit), т.е. получите доказательства, что ваш продукт действительно нужен рынку.

Не последнюю роль в выборе продукта играет наслышенность клиента о вашем бренде. Здесь вступает в роль PR и рекламные кампании, которые вам следует щедро спонсировать и тщательно отслеживать их результативность.

В процессе выбора продукта клиенты прибегают к изучению отзывов прошлых клиентов, а значит вам обязательно стоит проработать над вашей онлайн-репутацией или SERM (Search Engine Reputation Management).

И еще к данному пункту отнесем наличие известных клиентов, которые уже пользуются вашим продуктом. Это вызывает дополнительное доверие и плюсик в карму вашего продукта, среди конкурентов.

Итого, Приоритет 3 – это:

- Наличие обучающих материалов.
- Наличие онлайн-поддержки.
- Наличие у продукта сообщества.
- Проработанный PR.
- Активная работа над SERM.
- Наличие известных клиентов.

Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Приоритет 4 — Личные настройки и персонализация

Как только первые три уровня потребностей клиента были «закрыты», в работу включаются различного рода «бантики» — вещи не очень важные, но иногда принципиальные.

К таким «бантикам» можно отнести возможность настройки интерфейса в соответствии с предпочтениями пользователя (аля «черная тема» и т.п.) и гибкие настройки уведомлений, чтобы по нужному каналу в нужное время, всегда вовремя и без заваливания миллионом лишних уведомлений.

Итого, Приоритет 4 – это:

- Персональные настройки интерфейса.
- Персональные настройки уведомлений.

Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Приоритет 5 — Возможности для роста и развития

— Еще не уснули? Тогда едем дальше.

Что еще бывает критерием выбора продукта и на что можно обратить внимание, когда все важные вещи были уже сделаны и даже приклеены пару «бантиков» к вашему продукту? Правильно — самое время задуматься о будущем, а также о функциях которые сейчас модные или находятся в тренде.

Подходящий пример – внедрите в свой продукт элементы ИИ (искусственного интеллекта), дайте пользователям чувство превосходства перед другими, чувство лидерства и эксклюзивности, то чего нет в других продуктах.

Если говорить «о будущем», то внедряйте в продукт функции, которые вашим клиентам прямо сейчас не нужны, но понадобятся в скором времени, функции которые немного опережают их следующую потребность, за решением которой они пришли в ваш продукт. Что это может быть? Вам виднее, устраивайте брейнштормы, изучайте свою нишу и да прибудет с вами сила…

Итого, Приоритет 5 – это:

- Новые функции, которые не входят в JTBD и MVP.

Как дедуля Маслоу пиарил бы IT проект с помощью своей пирамиды

Заключение

Теперь вы знаете как построить приоритеты и за какую работу стоит браться в первую очередь, чтобы улучшить свой продукт и завоевать больше клиентов.

Данная переработанная «Пирамида Маслоу» подходит для привлечения и удержания новых клиентов. Если вам интересно как удержать текущих клиентов, сделать так чтобы они не уходили к конкурентам, то приглашаю вас почитать мою первую статью.

🐬 Если понравилась статья — ныряйте в мой Telegram-канал и становитесь частью стаи, будем покорять IT-океан вместе! Искренне ваш, Кирилл Дельфинчик.

22
Начать дискуссию