Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Геймифицированный UGC, игры, рейтинги и корпоративные системы. Что происходило на рынке, и как компании внедряли инструмент для решения своих внутренних и внешних задач в этом году.

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Геймификация с нами уже достаточно давно, но в последние годы стала особенно популярной. Давайте честно, бренды активно вовлекают клиентов в свою цифровую экосистему, что отлично работает. Цифры это подтверждают: если в 2014 году объем мирового рынка геймификации составил $1,5 млрд, в прошлом году — больше $15 млрд, в прогнозе на 2030 объем должен вырасти в 6-7 раз.

Развитие технологий позволяет давать аудитории все более замысловатые сюжеты и интересный опыт, чем раньше. Заглядывая вперед, можно смело сказать, что перед нами лишь начало, и в наступающем году инструмент продолжит наращивать обороты. А пока давайте вспомним, что окружало нас в 2023 и как бренды использовали геймификацию.

Социальная геймификация

Начнем с важнейшей тенденция в геймификации — использования социальной динамики для большой вовлеченности пользователей и вирусности контента. Вариантов у такой социальной динамики несколько: например, игры с объединяющей целью, или же, наоборот, с рейтингами и элементами соревнований, а также механики, помогающие почувствовать сопричастность. Все эти крючки активно включают пользователей в процесс и бустят активность, — от частоты взаимодействия с контентом до всех других сладких метрик, о которых мы так мечтаем.

Пример: игра «Тайна вечных ценностей» от «Газпромбанка». Бренд активно использует интерактивные и нестандартные механики для развития своей корпоративной культуры. Сотрудникам предлагалось сыграть в детективную игру с захватывающим поиском фамильных ценностей. Поиск ценностей — конечно про игру слов, именно важные для компании стейтменты нативно интегрировались в сюжет. Только за первые сутки после запуска страницу игры посетили более 2 тыс. раз. Игра уже успела завоевать награды и сейчас находится в открытом доступе.

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды
Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Мы видим, что большие бренды все чаще используют геймификацию для укрепления HR-бренда и коллективной мотивации сотрудников.

Пример: «Авито Thanks» — система благодарностей для сотрудников компании. С её помощью можно поощрять друг друга, отмечать особые заслуги сотрудников. Накопленные баллы можно тратить на корпоративный мерч, благотворительность или практичные подарки.

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды
Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Причастность может быть не только глубокой, как корпоративный пример выше. Когда мы говорим о лояльности к бренду в контексте маркетинга, на ум сразу приходит UGC — и тут тоже можно добавить геймификации. Простите все, мы не можем не рассказать про чемпионов в этом деле — Barbie, — ведь именно этот проект раскрасил 2023 в розовый цвет.

Пример: Barbie Selfie Generator. Сайт, на котором можно создать постер в стиле Барби со своей или любой другой фотографией. Генератор стал источником мемов и помог в создании вирусного эффекта. Как мотивировали к шеру: элементарно, давали за него дополнительные попытки в генераторе.

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Соревновательный аспект, как важнейший социальный драйвер, мы тоже рассмотрим. Это самый популярный подход — системы рейтингов интегрированы в большую часть игр. Рейтинг может быть персональным или коллективным, а влиять на него могут те пользовательские действия, которые помогут вам в достижении вашей бизнес-задачи: например, количество покупок, количество (читайте «частота») игр и многое другое.

Пример: наш собственный кейс «Игра Бристолов» для сети магазинов «Бристоль».Пользователи играли в классический матч-3 с добавлением элементов рпг-игр. Помимо персонального рейтинга, влияющего на возможность заработать призы, тут был и коллективный. Пользователи выбирали клан, за который будут играть, и вместе зарабатывали награды. Особенностью игры была связь оффлайна и онлайна: дополнительные попытки, бустеры и другие бонусы, влияющие на прохождение игры можно было получить за покупки в магазинах сети.

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды
Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Персонализация

Персонализация в геймификации — уже какой-то беспроигрышный вариант. Некоторые бренды используют данные своих пользователей, например, предлагают им условный квиз, построенный на истории их покупок. Другие идут проторенными и дорогими сердцу дорогами — тесты. Узнай кто ты, на кого ты похож, что о тебе говорят твои любимые товары: нам, людям, всегда про себя интересно!

Пример: тесты от «ЛитРес». Классика знакомая по BuzzFeed. Какой вы книголюб? Отвечайте!

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды
Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Не будем забывать про старую-добрую персонализацию сервисов: сколько поездок и куда, мы наездили, какую еду заказывали, сколько покупок совершили. Чаще всего такой персонализированный «сервис» появляется в приложениях под конец года. Это помогает пользователям задуматься о своих привычках и открыть для себя что-то новое. И, разумеется, — поделиться всем этим контентом в соцсетях.

Пример: давайте возьмем в качестве примера «Звук» и их музыкальные персонализированные итоги года.

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Мультивселенная бренда

Мы видим еще одну классную тенденцию — бренды не просто создают геймифицированный опыт для пользователей, — они стараются зашить в сюжет и визуализацию элементы своего ДНК. А некоторые создают целые вселенные, которые продолжают бренд именно в таких интерактивных форматах.

Пример: разумеется, «Самокат» и их детективная игра в рамках проекта «Лето впечатлений». Она стала продолжением комикса-игры «Сумка-портал». Проекты связывают общий сторителлинг, герои и эмоциональные атрибуты.Проходя игру и выполняя задания, пользователь мог выиграть скидки. Из интересного — героями игры стали реальные блогеры.

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды
Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Пример: вариант от себя тоже добавим. «Дикси» совместно с Digital Lab запустили игру в поддержку новой коллекции бренда — «Треснутые». В ней можно было познакомиться со всеми персонажами и их способностями ближе, а еще — выиграть ценные призы. «Треснутые» — могущественные существа, случайно попавшие в наше измерение и превратившиеся в игрушки. Их историю можно узнать из авторского комикса и мультсериала в стиле аниме. Игра является частью этой вселенной.

Ежедневное взаимодействие

Интеграции с программами лояльности, увеличение времени в приложениях — все что ведет нас к росту частоты соприкосновения с контентом и продуктами брендов решает геймификация. Тут примеров было очень много! Посмотрим на парочку из них.

Пример: наш кейс для «Росбанк». В игре пользователи могли вырастить свое волшебное денежное дерево и собрать с него реальный урожай в виде бонусов. Чтобы растить деревце, нужно ухаживать за ним ежедневно. А это значит — буст показателей мобильного приложения, где хостилась игра — рост посещений и взаимодействий.

Пример: еще один пример интеграции геймификации в ежедневную рутину пользователя для усиления его связи с банком — «Артефакты от “Альфа-Банка”». Изучая традиции разных стран пользователи могут получайте деньги и кэшбэк за собранные артефакты. Каждый потраченный рубль с карты или платеж в приложении банка приносит игровые баллы. Их можно менять на артефакты с призами — кэшбэк, деньги или инвестиции.

Геймификация в 2023 году: как ее использовали большие бренды

Что в итоге?

Маркетинг и продажи — то, на что приходится большой объем геймификации. Но, как вы видели в этой статье, огромную роль инструмент играет в работе с внутренними ресурсами: в мотивации, обучении, поощрении и найме сотрудников. Геймификация стала универсальным и одновременно мощным инструментом, который гибко адаптируется под все задачи брендов, а так же под их ДНК — становясь частью общей коммуникации. Она уже стала одним из самых быстрорастущих сегментов на мировом рынке, который, по минимальным прогнозам, вырастет еще на 30% в ближайшие 5-7 лет. А растущее использование искусственного интеллекта, вероятно, будет только способствовать росту рынка, особенно в корпоративных направлениях.

Начать дискуссию